«Пречистый Храм Спасов приводится в храм Господень»

Слово в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

«Пречистый Храм Спасов приводится в храм Господень». Проповедь игумена Павла (Полукова) на Божественной литургии
04 декабря 2021 г. (Продолжительность 0:15:32 мин, размер 7.4 Мб)

«Пречистый Храм Спасов приводится в храм Господень», – так четко, емко и глубоко описывает православное богослужение событие этого дня. Та, Которую мы называем «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», Та, Которая стала достойна того, что через Нее вочеловечился Бог и пришел на землю. Та, Которую в песнопениях церковных сравнивают с тем, что находилось в Святая святых, куда Она сегодня вводится, с сосудом, в котором хранилась в Ковчеге Завета манна, с жезлом Аарона прозябшим. 

О Введении во храм мы знаем из апокрифического Протоевангелия Иакова II века, событие это, безусловно, связано с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который мы праздновали недавно и с которого начинался церковный год. И второе событие по хронологии – это Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что у Иоакима и Анны чудесным образом, когда оба были уже в преклонных годах, появился ребенок – будущая Божия Матерь, и родители дали обет посвятить Ее Богу. И через три года они выполняют это обещание – приводят в храм Господень. По одним сведениям, они жили в Назарете, по другим – в Иерусалиме, но, так или иначе, шествие было торжественным, необычным, потому что престарелые родители выполняли свой обет Богу, понимая, Кому они посвящают свое дитя. 

Как-то после праздника Рождества Пресвятой Богородицы на молодежной встрече один молодой человек задал вопрос: «Батюшка, а ведь это событие на самом деле печальное. Вы представьте, люди не имели ребенка, они были за это в поношении, и теперь они вымолили ребенка, и через три года его отдают. Это же грустно, даже жестоко». В чем было их несчастье, кроме позора бездетства? Это невозможность участвовать в деле спасения, то есть не быть причастным к будущему Мессии. И люди, которые чудесным образом получили просимое, думаю, что, конечно, с радостью отдавали своего ребенка на воспитание в храм Господень. 

Люди, которые чудесным образом получили просимое, с радостью отдавали своего ребенка на воспитание в храм Господень

В Священном Писании есть подобный пример. В Первой книге Царств описывается благочестивая женщина Анна, которая также много лет не имела детей с супругом, и когда родился ребенок, она назвала его Самуилом и также, после того как выкормила, как говорит Священное Писание, отдала на воспитание в храм. Мы видим параллели: с одной стороны, к апокрифам мы относимся не всегда однозначно, но, с другой стороны, мы находим параллель в самом Священном Писании. 

Обет, обещание – это тоже очень важный момент сегодняшнего повествования. Иоаким и Анна понимали, что получили от Бога просимое и они должны что-то сделать в ответ. Это очень благочестиво – давать обеты. Мы знаем, что в трудные дни жители какого-то города или деревни, а порой и всей страны накладывали на себя пост ради того, чтобы их молитвы были услышаны. 

Среди некоторых родов цыган есть обычай поститься в понедельник женщинам, матерям. Как-то так просто спросил на исповеди у цыганки: «Держите ли Вы пост в среду и пятницу?» Она сказала: «Да, и в понедельник». – «Почему? В понедельника же нет поста». – «За детей». Цыгане, к которым мы относимся по-разному, порой неприязненно, порой с осуждением, а даже, может быть, иногда с отвращением, с предубеждением, многие из них в понедельник держат пост за своих детей. Одна женщина, которая родила ребенка в конце 80-х, как раз на изломе перестройки, пришла к вере в Бога, пришла в храм, и через какое-то время ее объял страх. Как она сможет воспитать своего ребенка? И не только в плане материальном, но и в плане духовном: как ей удержать ее девочку? Женщина дала обет Богу не есть мяса ради будущего своей дочери. И не ест мяса до сих пор. И когда я у нее спросил: «А вы любили мясо? Может быть, не любили?», она говорит: «Нет, я любила мясо, я ела его, наверное, как все люди в обычных обстоятельствах: сарделька на обед, бутерброд с колбасой, пельмени. Всё это любила, к рыбе относилась спокойно». Но вот она дала такой обет.  

Этой девочке сейчас около тридцати лет, она прекрасный человек во всех отношениях. Она верующий человек, женщина, обладающая многими способностями, могущая поддержать разговор, прекрасно готовящая, но самое главное, эта молодая женщина – лучшая и надежная опора своей матери. В этом мы видим параллели и свои поучения. 

Многие богословы, как в древности, так и в современности, по-разному относятся к тому, что маленькая Мария могла подняться по ступенькам храма, что первосвященник ввел ее туда, куда сам мог входить один раз в году, за такое нарушение народ мог побить его камнями. Но если порассуждать и подумать, то много в Священном Писании того, что выходит за рамки обыденного или принятого. Христу привели женщину, чтобы по закону побить камнями – Христос безмолвно обличил, и люди развернулись и ушли.  Мы знаем, что под воздействием Духа Святаго тот же праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, по Евангелию, пришли в храм Господень тогда, когда принесли туда Младенца Спасителя. Мы знаем другие подобные примеры. 

Не так давно дети из нашей воскресной школы побывали в скиту. Они замечательно там провели время, и на Литургии настоятель благословил всем без исключения мальчикам зайти в алтарь, для всех нашлось облачение. Батюшка очень любит, когда дети участвуют в богослужении. И когда читался Апостол, то есть отрывок из Священного Писания, во время которого священнослужители обычно присаживаются на специальные сидения, они так и называются – горнее возвышенное место, и туда может сесть только епископ, и только на небольшую часть богослужения, и вот один мальчик, который этого не знал, сел на это горнее место. Те, кто постарше, конечно, удивились, решили, что мальчику сейчас нужно сделать замечание, убрать его оттуда, но священник ничего не сказал. Этот мальчик недолго посидел на горнем месте. А кто знает, может быть, через несколько десятилетий он станет епископом и тогда вспомнят: «А помнишь, когда тебе было 10 лет, ты сидел на горнем месте», – и, может быть, это будет промыслительно, ведь называли же будущего патриарха Тихона, еще будучи в духовном училище, патриархом и «Ваше Святейшество». 

Матерь Божия, войдя во храм и попав во Святая святых, таким образом показала то, о чем впоследствии сказал и Спаситель, и апостол Павел: «Вы суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6: 19). Храм Божий – это человек. Мы и должны относиться к себе именно так: мы – храм Божий. Каждый раз, когда согрешаем, вспоминаем слова апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17).

Храм Божий – это человек; мы и должны относиться к себе именно так

Сам храм Божий, это место, все святые говорят: «Небо на земле», один современный проповедник сравнил с посольством. 

В Москве очень много посольств разных государств, причем, наверное, ни одно из них не находится в каком-нибудь подъезде, в какой-нибудь пятиэтажке в спальном районе. Практически все они находятся в особняках красивых, величественных, принадлежавших ранее дворянам, князьям, в центре Москвы. И вот храм Божий, по словам этого проповедника, посольство Бога на земле. И мы это знаем, мы чувствуем, нам даже этих слов не нужно. Как много случаев, когда люди совершенно случайно, попав в храм, меняли свою жизнь. Выйдите где-нибудь в метро «Третьяковская» и увидите большое количество людей: кто-то спешит, кто-то в праздности находится, кафе-рестораны рядом, и тут же храм священномученика Климента папы Римского или Всех Скорбящих Радость. И когда мы преодолеваем всего эти 5–10 метров, мы попадаем в совершенно другую атмосферу, в другое пространство. Там мы ощущаем благодать. Как-то пришла одна женщина пожилая и обратилась к священнику: «Батюшка, я иудейка по рождению, но я воспитывалась не в религиозной семье и никогда не была в синагоге. Но когда я училась в институте, моя подружка часто заходила в храм, в основном для того, чтобы поставить свечи перед экзаменом. И я заходила с ней. Сначала из любопытства, потом мне было как-то неудобно просто стоять, и я иногда тоже ставила свечу за свою учебу. Прошла жизнь, я потеряла мужа, дети разъехались, сейчас я болею, мне тяжело, у меня есть потребность в общении с Богом, я некрещеная, и меня тянет сюда, потому что через всю жизнь я пронесла то ощущение любви, умиротворения, покоя, радости, которые я когда-то знала в своей молодости». Такой след может оставить в жизни даже некрещеного человека просто, что называется, «за компанию» посещение храма.

Храм Божий – посольство Бога на земле

Дай Бог, братья и сестры, все наши праздники – это тоже какой-то наш выход из обыденности. Сегодня выходной день, и мы могли бы поспать, могли бы куда-то в другое место пойти, но мы пришли в храм. Для чего? Мы знаем для чего, мы это чувствуем. Но многие, кто за стенами храма, этого не знают и не чувствуют, и наша задача в том числе осознать свою апостольскую миссию. Не в том, чтобы кого-то хватать за руку и вести в храм. Хотя можно и так. А можно просто молиться: «Господи, дай познать в Тебе храм Божий, а я постараюсь сделать так, чтобы я был достоин этого звания». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить