Предивная Неделя Крестопоклонная

Велик и радостен сегодняшний день Господень, предивная Неделя Крестопоклонная!

Спешит, стремится Господь в Иерусалим, чтобы пострадать нашего ради спасения. Это бесконечная, предвечная любовь Бога ко всему творению и к самому возлюбленному Его творению – человеку.

Фото 1, превью (2).jpg

Господь сотворил человека как знак креста. Когда человек стоит, говорит святой Ириней Лионский, великомученик II века, когда он простирает руки, он – как живой и ходячий крест. И, как говорит святитель Николай (Велимирович), вся вселенная создана в виде креста. Вертикально и горизонтально вся вселенная перекрещена крестом.

Любовь – это всегда жертва, но жертва радостная

Крест есть тайна любви Божией, тайна жертвенной любви, приношения. Любовь – это всегда жертва, но жертва радостная. Наш Бог – не библейский суровый Бог, который может быть умилостивлен жертвами. Наш Бог есть Бог любви, Который знает, что человек, ангелы и все творение должны служить друг другу в любви и радоваться этому.

Вот почему самоотверженная любовь испокон веков означала Агнца Божия, принесенного в жертву за нас и за наше вечное спасение. Бог призвал праотца нашего Авраама отправиться в Ур Халдейский (сегодняшняя южная Месопотамия), в землю обетованную, неизвестную ему, незнакомую, которую Он даст ему.

И Авраам вышел и прибыл в Харран (к северу от сегодняшней Сирии, на границе с Турцией). Это еще плодородные земли. Тогда Бог призвал его оставить остальную часть своей семьи и отправиться в Ханаан – в каменистую, суровую, бесплодную землю, нынешнюю Иудею. Странная эта земля, братья и сестры, милые дети, – Святая Земля.

Большая часть ее – пустыня, особенно южная часть вокруг Иерусалима и от Иерусалима до Египта, до Красного моря. Но, когда польет дождь, она мгновенно расцветает: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать» (Ис. 35: 1–2). И это тайна жизни, которую сотворил Бог.

Бог показал Аврааму звезды на небе и сказал, что таким будет его потомство. После долгого ожидания и укрепления веры Аврааму был дан сын Исаак. И, когда Исааку исполнилось двадцать лет, Бог сделал новый шаг в осуществлении Своего Промысла. Он повелел Аврааму принести своего сына Ему в жертву.

На основе этого западный философ Кьеркегор создал целую философию сомнения, тревоги, агонии. У Авраама ничего этого не было, поскольку он был человеком веры. Он взял своего сына, и его сердце, несомненно, опечалилось, когда он привел его на гору Мориа.

«И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22: 7–8). На иврите это звучит яснее: «Бог явит Себя, и ты увидишь, что Он сделает». И он пожелал принести Исаака в жертву.

Но в тот момент, когда Авраам был готов пожертвовать своим сыном в послушание Богу, по своей вере в Бога, из его любви к Нему, Бог остановил его руку и показал ему барашка, запутавшегося рогами в чаще. Это был образ Христа.

На место Исаака – новый Исаак, Господь Иисус Христос

Он отдал Своего Единородного Сына вместо сына Авраама. На место Исаака – новый Исаак, Господь Иисус Христос. И Он отправился в Иерусалим. Как говорит Евангелист: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1). Что это за Царство Божие? Это Крест на Голгофе.

Наша православная вера не насильственна, не механична. Вера не держит кого-то в тисках и страхе. Вера – это добровольное приношение, дар любящего сердца Богу от свободного человека. Это тайна Креста и тайна любви Божией.

На Западе, к сожалению, распятого на Кресте Христа изображают отчаявшимся. Такой человек нуждается в помощи. У нас в монастыре в Студенице Он изображен как уснувший Царь славы, простирающий Свои руки на весь мир. Он и тогда был Царем славы. Будучи на Кресте, Он был на Престоле с Отцом, на небе – с покаявшимся разбойником, в аду – с душами умерших и с нами на Голгофе. Он показал мир и дал надежду. Он вверил Богородицу апостолу Иоанну и всех нас вверил Ей и ему.

Фото 3 (31).jpg

Поэтому сегодняшний день также является особым днем Церкви. Крест есть та тайна, которая создала Церковь, но Крест в то же время, мои братья и сестры, – это суд над миром. Когда Сына Божия возносили на Крест, уже тогда начался суд над теми, кто хочет верить в Него, и над теми, кто не хочет. Но Божий суд – это не осуждение, это рассмотрение, поскольку Бог – милостивый Человеколюбец и пришел спасти нас, грешных.

Христос добровольно принес Себя в жертву в горнице Сиона, когда на Тайной Вечере преломил Свое Тело и пролил Свою Кровь за вечную жизнь мира. Это Божественная литургия, Святая Евхаристия. Из ребра распятого на Кресте Христа потекли кровь и вода. Вода – Крещение, кровь – Божественная литургия, Святая Евхаристия. Это плоды Креста.

Плоды Креста – это и сошествие Христа во ад, ибо Он разрушил ад, и никого не осталось во гробе. Ада не существует с тех пор, как Христос разрушил его, но существует состояние ада. К сожалению, вечные страдания будут у тех, кто готовит в себе это состояние. Но рай есть и здесь, на земле, а особенно в вечности, для тех, кто готовит свои души и тела к раю. Поэтому Крест – это спасение и суд.

Да удостоит нас Господь, чтобы, почитая сегодня Честный Крест, мы получили от Него укрепление и силы ожидать Христова распятия и Воскресения, чтобы Господь удостоил нас Своей милости и мы оставили свою приверженность греху и злу. Прошу вас, не поддавайтесь греховным настроениям, червям и моли, разъедающим душу, умерщвлению совести, но радуйтесь Кресту Господню, радуйтесь Воскресению.

Не позволяйте гневу войти в наши души. Каждый человек есть творение Божие. Всякий раз, когда Бог посылает дитя в мир, Бог демонстрирует свою веру в человека. Он верит в человека. По этой причине Он стал человеком и остался им на всю вечность.

Когда Бог посылает дитя в мир, Он демонстрирует свою веру в человека

Наша вера – в Богочеловека Христа, распятого и воскресшего, а не фарисейское лицемерие, подозрительность, косность, не говоря уже о других вещах и разрухе сегодняшнего дня. Вера не порабощает, а освобождает, расширяет грудь и сердце. Вера, по словам святого Иоанна Златоуста, – новое, шестое чувство, которое Бог дал человеку из Своей любви. Вера подобна электричеству, как энергия, которая вливается в человека, когда мы соединяемся со Христом и когда мы верим в Него.

Фото 4 (19).jpg

Вера – это не система убеждений, не текст, не книги, не законы, вера – Дух Святой, Который вдохновляет нас и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8: 26).

Святой Иустин (Попович) говорил так: «Господи, я держусь за Тебя вздохом моим, слезами моими, плачем моим». Эти воздыхания, эти слезы, этот плач укрепляют, изнутри поддерживают Духа Святого, Утешителя. Вот почему Он был послан Церкви. Церковь держится на Святом Духе, а не на книгах, не на бумагах, не на законах, не на текстах.

Если бы было иначе, Бог не послал бы Своего Сына, а послал бы книгу, подобную Корану: вот, учись, читай ее и соблюдай ее. Не это все спасает, но спасает Живой Бог. И тогда от Живого Бога и через Него слова, и книги, и все прочее, данное Церкви, получает свою силу.

Да воскресит нас сила Святого Духа и, воскресив нас, оживит, возродит нас, чтобы через покаяние привести нас к радости. Настоящее христианское покаяние, мои братья, сестры и дети, – это всегда радость. Святые отцы пишут о покаянных слезах, которые приносят радость. Не всякий плач спасает человека, но соединенный с благодатью, соединенный со Христом, такой, каким плакали жены-мироносицы под Его Крестом. И это та радость, которой я желаю вам обладать в ожидании Воскресения Христова.

Давайте уповать на Промысл Божий, когда оказываемся среди треволнений. Не все неприятное происходит из-за наших грехов. Посмотрите, как мирны дома беззаконников, как хорошо они живут сегодня, а между тем погрязли во зле. Но Бог не заканчивает Свой Суд здесь, на земле. Он иногда наказывает, иногда награждает, но последнее слово будет принадлежать Ему во время Второго Пришествия Христова.

Мы встречаемся со Христом всякий раз, когда празднуем церковный праздник, как сегодня, особенно в воскресенье на Божественной литургии. Но, когда каждый из нас встречается со своим братом, мы сдаем экзамен, ибо каждый наш брат запечатлен печатью Божией и тоже несет свой крест.

Фото 5 (14).jpg

Да укрепит нас Честный Крест Господень, чтобы мы могли перенести все житейские невзгоды. Мы сделали мир таким, а не Бог. Как сказал А. И. Солженицын, мир не выходил из рук Божьих в таком состоянии. Мы принесли все это сюда, а потом виним Бога, потому что мы «эгоистичные неверы». Мы думаем, что сами должны устроить мир, но потом не хотим терпеть результаты такого устройства.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Аминь!

Перевела с английского Александра Калиновская 

Serbian Orthodox Church in America

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить