«Придите и увидите»

Наступило время Филиппова поста, он так назван в честь апостола Филиппа, одного из первых двенадцати учеников, которых Христос Спаситель призвал последовать за Ним. Очевидно, апостол Филипп очень четко осознал евангельскую природу своего апостольства, поскольку, только услышав самый приятный голос Христа, зовущего его, тут же пошел и нашел «Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1: 45). Нафанаил, конечно, отнесся к словам Филиппа несколько скептично и спросил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Ответ на эти сомнения был, с одной стороны, простым, с другой – глубоким: «Пойди и посмотри».

1.jpg

Слова «пойди и посмотри», или «пойдите и увидите», красной нитью проходящие через все Евангелие от Иоанна, чрезвычайно пронзительны. В Благовествовании от Иоанна они встречаются ровно три раза. В первый раз, когда этими словами Христос отвечает на вопрос Андрея и Иоанна: «Равви, – что значит: "учитель", – где живешь?» (Ин. 1: 38). Это обращение и призыв Христа к нам – «придите и увидите» Его невообразимую славу, станьте причастниками предвечного света и жизни, вновь войдите в обитель Его божества, наконец возвратитесь в наш истинный и единственный дом. Во второй раз – апостольский призыв Филиппа, который так же обращается к Нафанаилу, а через него и ко всему человечеству. А в третий, и последний, раз – это наш ответ на вопрос Господа, где мы положили Его друга Лазаря, который уже смердит по своей смерти, тленности и нечистоте: «Господи! Пойди и посмотри» (Ин. 11: 34). И услышав слова, которые лишь недавно звали нас к неизреченной красоте, радости и жизни, а теперь указывают на то печальное, немощное и скорбное состояние, в котором оказалось человечество, «Иисус прослезился» (Ин. 11: 35).

Хотя Господь и заплакал, Он все же пошел и увидел, Он, Который есть «воскресение и жизнь» (Ин. 11: 25), во всей истине исполнил Свое обещание воскресить умершего, хотя это было за гранью всякой человеческой надежды. Он воскресил умершего тогда и продолжает воскрешать с тех пор в жизнях всех тех, кто поверил в имя Его.

Он воскресил тогда и продолжает воскрешать всех тех, кто поверил в имя Его

Итак, братья и сестры, нам надлежит донести нашим ближним божественный и апостольский призыв: «Придите и посмотрите». Однако, что именно сейчас означает этот призыв? Ведь Христос уже вознесся на небо и сидит одесную Престола Божия, и тот человеческий образ, Который Христос принял на Себя, сейчас сокрыт от очей лишь плоти и крови. Поэтому если мы желаем быть верными евангельской заповеди Христа, то должны призвать неверующий мир «прийти и увидеть» Христа в том таинственном месте, в котором Он продолжает пребывать на земле даже по сей день, место это – воистину христианская душа.

Простая (и печальная) правда состоит в том, что многие люди, которые вокруг нас не знают Христа, никогда не видели Его в нас. Современный мир погибает во зле во многом потому, что мы сами не становимся мучениками, мы сами не становимся исповедниками, мы сами не становимся святыми. Преподобный Иустин (Попович) писал:

«"Жития святых" есть не что иное, как жизнь Христа Спасителя, повторенная в большей или меньшей степени, тем или иным образом в каждом святом; или, точнее, это жизнь Христа, продолженная в святых; это жизнь Воплощенного Бога Слова, Иисуса Богочеловека, ставшего Человеком, чтобы в качестве Человека дать и сообщить нам Свою божественную жизнь, чтобы освятить, обессмертить и увековечить Своей божественной жизнью нашу человеческую жизнь на земле. "Освящающий и освящаемый, все – от Единого" (Евр. 2: 11)». [1]

Именно такой призвана стать наша жизнь и все наше существо – не чем иным, как жизнью в Господе нашем Иисусе Христе. Мы должны иметь готовность и желание отвергнуть все и, как апостол Павел, сказать: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2: 20). Ибо воистину «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27) и «вы не свои [...] Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 19–20). Вот что значит истинно проповедовать Евангелие, и без этого любая проповедь в лучшем случае – всего лишь множество слов.

Именно такой призвана стать наша жизнь – жизнью в Господе нашем Иисусе Христе

Дорогие братья и сестры, говорю это, зная, как бесконечно много мне самому предстоит пройти. Но меня очень утешает последнее, печальнейшее «пойди и посмотри» из Евангелия от Иоанна, потому что знаю, что, хотя сам пролежал в гробнице намного дольше Лазаря, когда услышу Его голос, меня тоже наполнит жизнь… Но лишь в том случае, если пожелаю покориться Ему, так как Он повелевает мне выйти из гробницы, которой я сам позволил стать моим домом.

И как мне это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, можно только обратиться к Евангелию: в первую очередь проявлять милосердие к каждому встречному человеку. Даже если за него, как за незнакомца, которого самарянин нашел едва живым, не несу никакой ответственности. Даже если он, как иудей с самарянином, враждовал со мной всю жизнь. Ничто так сильно и полно не соединяет нас с Богом, как милосердие. Однако не иметь милосердия – значит быть без Бога. Святой Исаак Сирин в 48-м слове наставляет нас:

«И что такое сердце милующее? [...] Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу».[2]

«Возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу». «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Вот что значит жить жизнью Христовой. Вот что значит проповедовать Евангелие всякому творению. Вот какими мы должны стать, вот что должны предлагать, вот что должны провозглашать, подобно апостолу Филиппу призывая ближних: «Придите и посмотрите».

Придите и увидите милосердие. Придите и увидите благодать. Придите и увидите свет познания славы Божией в лице Иисуса Христа (см.: 2 Кор. 4: 6).

2.jpg

Стоя перед святым престолом, перед Богом, уверяю вас, что все это возможно. Все это реально. Все это открыто каждому из нас, и неважно, кто мы и как долго пролежали мертвыми в гробнице. Услышьте голос апостола Филиппа. Услышьте голос Самого Христа Бога и наконец пожелайте выйти из гробницы ветхой жизни и снять погребальные пелены немилостивого сердца. И хотя Он Сам воскрешает даже мертвых, ни в коем случае не усомнимся, услышав Его призыв: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 37).


[1] Со всеми святыми. https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/so-vsemi-svjatymi/

[2] Слова подвижнические. Слово 48, https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/48

Перевела с английского Мария Степанова
Блог Remembering Sion

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить