«Прииди и вселися в ны»

«Блаженна ночь, когда она – Христова.
Блаженно всë, что тянется к Нему.
О Обещавый Духа Всесвятого,
Пошли и нам, да не отыдем в тьму». 
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Святая Церковь установила в следующий за Пятидесятницей понедельник совершать праздник «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. 
Игумен Киприан (Партс), духовник братии Сретенского монастыря, разъясняет, как нам стяжать Духа Святого, как сохранить Его дары и почему так важно учиться смирению и кротости.

1.JPG

– Отец Киприан, преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Что человек должен делать, чтобы в его сердце вселился Дух Святой?

– Нужно послушание Духу Божию. А воля Божия о нас, о том, как нам поступать, открыта в Священном Писании. В первую очередь, конечно, в Новом Завете. Для того, чтобы нам разуметь волю Божию, надо изучать и постоянно читать Евангелие и Апостол. Ежедневно, то есть все время поучаться в слове Божием. И, конечно, учиться жить по духу Священного Писания, следовать тому, что Господь нам в нем открыл. Понуждать себя к исполнению Евангельских заповедей не по букве, а по духу. И участие в Таинствах церковных обязательно, в исповеди и Святом Причащении Тела и Крови Господних.

– В достойном причащении?

– Кто же может сказать, что он достоин?.. К отцу Иоанну Кронштадтскому пришли паломники, и он спросил их, кто будет завтра причащаться. Одни сказали: «Мы будем! Мы готовились». Он спрашивает других: «А вы?» «А мы недостойны». «Вот вы, недостойные, завтра и причаститесь, а вы – в следующий раз», – это тем, кто сказал, что готовились и достойны… Но, конечно, надо готовиться, насколько есть силы, к Причащению Святых Христовых Таин.

Главное, о чем нам надо заботиться и над чем работать, – над тем, чтобы смириться

– В молитвах ко Причащению мы читаем: «…не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене». Что делать, чтобы от нас не отнимался Святой Дух?

– Это слова из покаянного 50-го псалма. И, конечно, здесь речь идет не только о причащении Святых Христовых Таин, а вообще о нашей жизни. Конечно, главное, о чем нам надо заботиться и над чем работать – над тем, чтобы нам смириться. 

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Вот нам никогда нельзя об этом забывать и надо работать над собой, чтобы смиряться. Да, собственно, и следование воле Божией – это и есть смирение. Мир с кем? Мир с Богом, да? То есть послушание Богу, оно без смирения не может состояться. 

– Объясните, пожалуйста, что такое смирение?

– Преподобный Иоанн Лествичник, когда писал слово о смиренномудрии, сказал, что объяснить языком, что такое смиренномудрие, невозможно. Он назвал это «одеянием Божества». Мы можем говорить только о путях, которые приводят к смирению. А про смирение Сам Господь сказал, чтобы мы этому учились у Него: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). 

2.JPG

Он сказал, не от ангелов, не от человеков, а от Него. Об этом целые книги написаны. Лучше читать по этому поводу святых отцов, что они пишут о смирении, что приводит к смирению. Конечно, к нему приводит послушание прежде всего, то есть отсечение своей воли. Когда человек отсекает свою волю, он сокрушается в сердце своем. Но и послушания без смирения тоже не может быть. Что ж, надо учиться нам в первую очередь слушать и слушаться. Слушаться родителей, духовника... Конечно, надо молиться, чтобы Господь их просветил, как нас наставлять, что нам сказать. Обязательно. Матерь Божию просить, чтобы Она их вразумила, как с нами поступать. 

– Дух Святой может вселиться только в смиренное сердце?

– Да. Он же и научает настоящему смирению, Дух Божий. 

– На богослужениях мы часто слышим такие слова: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается». В молитве мы просим: «Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны…» Душу человека очищает только Бог или человек тоже может что-то сделать для этого, сам очиститься от скверны? 

– Господь сказал: «Яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5), то есть сам себя человек очистить не может. Всё это в нас – оживление нашей души, очищение ее от греховных язв – совершает Господь Своей благодатью. Сами мы себя не можем исцелить. Только Господь. 

– В аскетических книгах написано о необходимости бороться со своими страстями…

– Нам Господь дал свободу, свободу произволения. Мы можем себя понуждать к должному, а исполнить может только Господь. От нас требуется наше произволение, которое, пока мы на земле живем, всегда свободно. Этим вопросом задавался преподобный Петр Дамаскин: что же зависит от человека? Он молился, изучал Священное Писание, отеческое предание. Пришел к выводу, наставляемый, конечно, благодатью Божией, что от нас зависит – с чем мы в сердце своем согласимся, с чем не согласимся. Вот, собственно, от этого согласия и зависит все последующее. 

Даже пожелать доброго, это уже Божия помощь. Где вот эта грань между нашим произволением и Божией помощью? Ее нельзя проследить. Это таинство. Тайна для ума, как это происходит. Но от нас зависит: человек, что ты выберешь? Уже на наш выбор «даст ти Господь по сердцу твоему». Человек, что ты выберешь?.. Пока мы здесь, на земле, у нас есть эта свобода выбора. 

В одном монастыре умерла монахиня. После смерти приснилась одной из сестер и говорит ей: «Сестры, готовьтесь крепко, молитесь. Здесь – не своя воля». То есть там уже человек ничего не может изменить. А здесь, пока мы на земле, да, у нас есть свобода выбирать. 

3.JPG

– Может ли человек просить у Бога определенные дары Святого Духа?

А мы их и просим. Возьмите 24 молитвы святителя Иоанна Златоуста в ежедневных молитвах на сон грядущим. Смотрите, сколько там прошений. И кротости просим, и смирения, и чистоты… Это же все Господь дает, да? Пожалуйста. Вообще, в утренних и вечерних молитвах, если их внимательно читать, не формально просто прочитывать, а не торопясь никуда, лично Господу говорить эти прошения, там все есть. Там все наши нужды духовные. 

Но, конечно, нельзя просить таких особых даров Божиих, как прозорливости, хождения по водам «яко по суху» и т. д. Вот таких особых даров просить ни в коем случае нельзя. Это не ведет человека к смирению. 

Но некоторые святые отцы говорят ничего не просить у Бога, никаких даров, просить только видеть свои грехи. Вот этого надо просить. От этого человек смиряется, видя свои грехи, свои язвы душевные. И он может приложить попечение об их уврачевании.

Настоящее покаяние – это радостотворный плач, то есть радость от присутствия Божия и одновременно сокрушение перед Ним

– Но если человек видит свои грехи и это не приводит к смирению?.. 

– Не надо себя засуживать. Самоукорение, лично себя перед Господом укорять за свои грехи – это необходимо. А вот засуживать себя не надо, вгонять себя в это состояние. Вообще, состояние угрюмое, унылое – это не покаяние. И Богу это не нужно от нас. И нам это не просто не полезно, а вредно. Это к покаянию не имеет отношения. Настоящее покаяние – это радостотворный плач, то есть сознание присутствия Божия и сокрушение сердечное в своих грехах. Вот это покаяние. Видите, как святые отцы назвали его: «радостотворный плач», то есть радость от присутствия Божия и одновременно сокрушение перед Ним, и плач о своей греховности. Вот это покаяние.

– Если человек не видит в себе плодов Духа, что он может с этим сделать? Если у него нет любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия и т. д., как писал об этом апостол Павел.

– Нам остается просить у Бога, чтобы Он нас помиловал, спас. При этом не возлагать надежду на себя, но понуждать себя к исполнению Евангельских заповедей, насколько нам это доступно. Господь же сказал: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Нужно понуждать себя делать должное, насколько мы это вмещаем, насколько разумеем. И еще нам нужно терпение. 

И в другом месте: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7: 11). Но просить надо не только языком, но и жизнью своей по заповедям, стараться управлять своей жизнью по Евангельским заповедям.

4.JPG

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12). Милостыня нужна. Не просто денежку подать нищим. Милостыня как жизнь, как образ обращения с ближним.

– И необходимо быть кротким, чтобы стяжать Духа Святого?

«Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим» (Пс. 24: 9). Да, понуждение себя к кротости тоже необходимо. 

– Понуждения себя к кротости означает все время следить за собой, не выпячивать себя?

– Следить за собой всегда нужно. Без внимания мы вообще ничего не соберем. Всегда нужно быть внимательным к себе, к своим поступкам. Кротость – это противоположность гневу. Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Начало кротости – молчание уст при возмущении сердца». Смотрите, какие слова, то есть, если сердце возмутилось, лучше промолчи. Пусть лучше дело испортится, а тебе будет важнее себя победить. Так что, что посеем, то и пожнем…

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить