«Приобретать Святого Духа»

28 июля «Великому наместнику» Псково-Печерского монастыря архимандриту Алипию (Воронову) исполнилось бы 108 лет. Ниже приводится четверостишие, написанное им, и выдержки из его проповедей.

«От страшного грешного, шумного мира
Укроюсь в прохладе пещер,
Чтоб в сердце звучала небесная лира
И мне ее было б слышней».

О чистоте сердечной

Господь Иисус Христос предлагает такое учение: «Если у кого око чисто, то и все тело его будет светло, а если око будет темно, то и все в нем будет темно» (Лк. 11: 34).

Что значит темное хорошего не видит. Но этого не должно быть, потому что все люди прекрасны, в каждом человеке живет Сын Божий. Если кто видит в другом человеке что-либо худое, то это худое в нем самом есть. Око, как в око? Это злобное, завистливое око, которое видит в другом человеке только худое, а ничего зеркале, отражает все в нем самом если не прямо, то косвенно.

2.JPG

Так что мы можем узнать, чисты ли мы сердцем или нет, из того, как мы смотрим на своих ближних – хорошее в них видим или плохое. Если мы в них видим только хорошее, то и мы хорошие, а если плохое, то и мы плохие, а может быть даже и хуже. Если мы видим, что человек плохой в чем-либо, например злой, то это значит – от нашего обращения, так мы с ним обращаемся. Хорош или зол человек – это зависит от нашего обращения с ним, как мы думаем о нем, как говорим с ним, как относимся к нему.

О храме Божием

Мы должны ходить в храм для сердечной молитвы, устремлять свой взор на изображения Господа, Божией Матери и святых угодников и просить помилования на суде Божием за свои бесчисленные согрешения. Если ты пришел в храм Божий, не обращай ни на кого внимания, но впери свой взор в Господа, отдай Ему свое сердце, и тогда Он услышит тебя и исполнит все твои прошения.

О неосуждении

Мы, не зная, что у человека внутри, часто и большей частью судим по его наружности и видим плохие стороны в человеке, но жизнь духовная сокровенна, это есть жизнь сердца, которую никто не может знать, как только Бог. Поэтому мы, судя о человеке «по одежде», часто можем ошибиться. 

О человеке

В человеке должно быть все прекрасно, чисто и внутренне, и наружно. Человек – это дивное существо.

*

Человек есть разумнейшее и прекраснейшее всех существ на земле. Он сотворен по образу и подобию Божию, вмещает в себя всю вселенную. Внутри каждого человека живет Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Живут в нем и ангелы. Все, что человек делает доброго, это не он делает сам, это доброе творит в нем Святая Троица. Скромный человек ничего себе не приписывает: все доброе, что он делает, для него есть обыкновенное, привычное дело, и делает он его тайно, не для славы людской, но для славы Божией.

В человеке может быть и рай, и ад. Если он всем доволен, мирен, радостен, то в душе его рай. Но если человек ничем не доволен, раздражается, тоскует, все вокруг представляется ему неинтересным, мрачным – такой человек находится в аду.

О Христе

Христос избавил человека от рабства греха и дал свободу. Если он во святом Крещении сочетался со Христом, то ему нечего бояться – Христос ему всегда Помощник во всех обстоятельствах жизни, при условии, если он исполнит святые заповеди Христовы.

*

Если бы Он явился во Своей славе, все бы мы умерли от страха. 

О Кресте

Господь безгрешный нес неизмеримо тяжелый крест за нас. Он дал и нам, каждому, свой посильный крест. Кто посильнее духом, тому Господь дал крест потяжелее, а кто послабее – тому полегче, каждому по силам. Выше сил Господь никому не дал креста. Некоторые приходят в отчаяние и говорят, что жить им больше невозможно, так тяжел их крест. Нет, с помощью Божией каждый может нести свой крест и молиться Господу так: «Ты, Господи, дал мне крест, помоги мне и нести его до конца». И Господь поможет. Отчаиваться нельзя. 

2.JPG

О воле Божией

Почему с нами часто случаются неприятности, скорби, несчастья, разочарования? Все это с нами случается потому, что мы не поступаем по воле Божией, а творим свою волю. Мы не советуемся, не спрашиваем у Господа, что нам делать, как нам поступить. И что же получается впоследствии – одно разочарование, раскаяние в своих необдуманных поступках. А Господь обязательно откроет Свою волю тому, кто отдал Ему все свое сердце. Такой человек помолится Господу, и Он откроет, как ему поступить; и если он поступит по воле Божией, то с ним не случится никакой беды, никакого разочарования.

О спасении души

Главная наша забота должна быть о своей бессмертной душе. Только она будет вечно жить, а не плоть наша. Вечная жизнь принадлежит нашему внутреннему человеку, а внешний истлеет, будет пищей червей после нашей смерти. Господь наш Иисус Христос дает нам хороший образец отношения к врагам. Он – безгрешный, ни в чем не повинный, страдал на Кресте и молился Своему Отцу за Своих врагов. А мы, грешные люди, должны благодарить Господа за все, что Он нам посылает: и за хорошее, и за плохое. Это ради нашего спасения. 

О памяти смертной

Святые отцы дали нам замечательную мысль о смерти: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь». Если ты вздумаешь покупать дом, дачу, положишь деньги в банк, то мысленно положи себя в гроб, вспомни, ты не сегодня-завтра умрешь – и тебе откроется истина, нужно ли тебе делать задуманное тобою дело: класть деньги в банк, покупать дом или ехать в дальнюю дорогу искать старца для совета. Не нужно искать никакого старца: положи себя мысленно в гроб, и ты узнаешь, что тебе надо делать.

О вере

Матери, это касается вас. Воспитывайте своих детей в духе православной веры, утверждайте их в вере, чтобы они не отрекались от Господа. Если когда встретятся такие моменты испытания вашей веры, подражайте матери Соломонии и мученикам Маккавеям. Не отрекайтесь от Господа, ради своего спасения и для славы Его святого имени. Твердо держитесь православной веры до конца жизни вашей. Нет у нас иного наставника и учителя, кроме Иисуса Христа. Он наш истинный наставник, учитель и Спаситель. Только Он есть наш путь, истина и жизнь. Если не будете слушать Его наставления, то заблудитесь и погибнете навеки.

*

Будем вопить к Господу, чтобы Он нас укрепил в вере, надежде и любви к Нему. Без веры невозможно угодить Богу и увидеть Его.

*

Чтобы мы надеялись только на Бога, а не на себя, Господь приводит нам в пример птиц небесных, которые не сеют, не жнут, но Отец Небесный питает их. Приводит в пример цветы – полевые лилии, которые Господь одевает так прекрасно, как не одевался Соломон во всей славе своей. Враг же рода человеческого хочет погубить нас суетой, это сильное оружие в его руках. Человек, который очень много суетится, уже не надеется на Бога, а надеется на себя, а за то, что он надеется только на себя, Господь лишает его Своего Промысла, Своей помощи.

О христианине

Настоящий истинный христианин должен возвышаться над всеми своею кротостью, миролюбием, любовью к врагам и этим светить, как светильник, всем, чтобы все, видя такую жизнь христиан, прославляли Отца Небесного. Где бы мы ни работали – везде христианин должен быть выше на голову других по своим делам для славы Божией. Он должен служить хорошим примером для других.

2.JPG

О прощении

Есть много людей, которые читают молитву «Отче наш» несколько раз в день, а сами имеют в сердце зло на ближнего своего. Подумайте, христиане, как вы молитесь, вы говорите ложь, вы обманываете Бога! Вы просите у Бога прощения своих грехов и говорите, что прощаете ближним грехи их, а сами не прощаете их. Вы молитесь в свое осуждение, к своим грехам еще прибавляете грех – обман, ложь. Господь заповедал во святом Евангелии любить врагов, благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих нас. Любовь к врагам есть знамя христианства, отличающее христианина от мстительных язычников и неверующих людей.

Да поможет нам Господь от чистого сердца простить своим врагам.

Все люди прекрасны, и все окружающее нас прекрасно, но враг-сатана, который залезает в наше сердце, – отец лжи, клеветник. Он лжет и клевещет на людей, возбуждая нас ненавидеть их. А мы верим этой клевете и глубоко обманываемся.

О смирении

Будем просить Господа, чтобы Он научил нас смирению, а для этого все доброе, что мы сделали, не будем приписывать себе, а будем относить к помощи Божией, иначе если даже будем поститься, то ничем не будем отличаться от бесов, так как и бес не ест, не пьет и не спит, но не имеет смирения. За свою гордость он и ниспал с неба. И мы, если не смиримся, то не сможем подняться до неба. Апостол пишет: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).

О таинстве Покаяния

Чтобы Господь услышал наш сердечный вопль и помог нам, надо иметь твердую веру в Него. Верующему человеку, погибающему во грехах (так как, живя в этом мире, невозможно не согрешить), Господь поможет, вытащит его из пучины страстей чрез таинство Покаяния.

Таинство Покаяния состоит из трех частей. У нас был один монах, очень мудрый, у него часто спрашивали, каялся ли он в грехах. Он отвечал, что он исповедовался, но не каялся. Значит, есть разница между исповедью и покаянием. 

Когда человек-грешник будет исповедовать пред священником свои грехи, то бесы будут отходить от него на небольшое расстояние. Например, грешник скажет: «Я согрешил блудом», в этот же момент блудный бес отойдет от него. Скажет: «Я согрешил пьянством», этот бес пьянства также отойдет на некоторое расстояние. Также отойдут и другие бесы, но отойдут недалеко, как бы ожидая снова вселиться в свое жилище.

Что же еще требуется, чтобы они не вселялись снова в сердце человека? Для этого требуется еще вторая часть исповеди – покаяние. Нужно поскорбеть, посожалеть, поплакать о том, что своим нерадением, леностью допустили в свое сердце отвратительных бесов, осквернив свое тело, которое должно быть храмом Святого Духа.

Когда грешник искренно покаялся, бесы изгнаны уже из сердца, необходимо еще третье условие, чтобы они вновь не могли вселиться в свое жилище. Нужно свою внутреннюю комнату заполнить Святым Духом, святыми Ангелами, что и достигается искренней молитвой и святым таинством Причащения. 

Будем просить у Господа помощи искренне покаяться перед духовником как свидетелем во всех своих грехах и, по возможности, сотворим дела милосердия для своего очищения; и тогда Господь соделает нас жилищем Святого Духа.

2.JPG

О Духе Святом

Цель нашей жизни – стяжать Святого Духа. В ком пребывает Святой Дух, тому все возможно. 

Господь заповедует нам непрестанно молиться. Непрестанно молиться – это значит всегда помнить, что Господь с нами. Он знает каждую нашу мысль, видит все, что мы делаем, слышит, что говорим. Но мы часто забываем это и склоняемся к мирским удовольствиям. Дух Святой от нас отходит тогда, а без Духа Святого мы находимся во тьме, начинаем метаться, унывать. Но если мы с полной верой и раскаянием призовем Господа такими словами: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», тогда Дух Святой опять приблизится к нам, обновит нас Своею благодатию и сердце наше начнет снова жить с Господом. 

*

Бог как Дух Вездесущий находится везде, на всяком месте вокруг нас. Он нам дает дыхание и жизнь, и стоит только нам с верой призвать Его, как Он вселяется в наше сердце, очищает, просвещает его, дает духовную жизнь. 

*

Надо приобретать Святого Духа, чтобы возвышаться над животными и растительным миром, чтобы быть человеком. Смиримся… раскроем свои сердца, как растение раскрывает свою чашечку для принятия опыления, – для принятия Святого Духа. Приложим свои усилия, примем Духа разума и будем приносить плоды добрых дел. Будем молиться, чтобы Господь послал нам Свою благодать – обильный урожай всему роду человеческому. 

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить