Прости меня, Боже, что я не сделал ничего хорошего!

Старец Селафиил Слепой о страстях и искушениях

Старец Селафиил (Кипер) родился в Молдавии в 1908 году. К монастырю прибился еще подростком и в 1932 году, отслужив в армии, поступил в него. В 1938-м пострижен в монашество с именем Серафим, в 1944-м рукоположен в иеродиакона, но в 1945 году был арестован за религиозную пропаганду и осужден на 5 лет. Отбыв срок, вернулся в монастырь и в 1954 году рукоположен в иеромонаха. В 1962 году Ново-Нямецкий монастырь закрыли, и отец Серафим вынужден был вернуться в родное село. Он приютился здесь в убогой хижине и провел в этом своем затворе 35 лет, в течение которых успел состариться, одряхлеть и ослепнуть. В 1990 году монашеская жизнь в Ново-Нямецком монастыре возродилась. В 1997 году монахи разыскали своего престарелого и немощного собрата, с почетом привезли его в Ново-Нямецкий монастырь и постригли в великую схиму с именем Селафиил. Еще 8 лет старец прожил в монастыре, глубоко почитаемый братией и богомольцами, и 19 июня 2005 года преставился ко Господу на 97-м году жизни.

1. Старец Селафиил (Кипер) Слепой.jpg
Старец Селафиил (Кипер) Слепой
В воскресенье, 28 ноября 2004 года, вместе с группой паломников из Румынии мы сподобились услышать от отца Селафиила Слепого из Ново-Нямецкого монастыря, что в Кицканах[1], слово назидания. Старец, хотя ему уже 96 лет и он не в состоянии передвигаться без помощи своего келейника Геннадия, принял всех нас с любовью и благожелательностью и, благословив нас и наши семьи, ответил на следующие вопросы.

Наша беседа не была обычной, поскольку отец Селафиил уже много лет почти не слышит и его ученик, отец Савватий, вынужден был громко повторять ему в ухо наши вопросы. Это было незабываемо.

Батюшка советовал нам прибегать к молитве каждый раз, когда придет плохой помысл, и не раздумывая прощать людей, потому что «никто за это с тебя денег не возьмет».

Для нашей духовной пользы его святость около сотни раз повторил свою излюбленную молитву: «Господи, прости меня!»

– Каково жить без страстей, отче?

– Ну, теперь уже нет той страсти, какая была в молодости… Теперь я уже ни о чем не вспоминаю, кроме своих грехов. А о плотской страсти мне и думать тошно.

– А в молодости у тебя были скорби из-за этой страсти? Сколько лет ты боролся?

– Я уже не помню, потому что их было много. Лет с 20 меня борола эта страсть, и продолжалось это лет 30. Не было недели, чтобы она меня не искушала во сне. А если надо было служить у святого престола, тогда тем паче. Но я твердо ухватился за учение Божие, поставил этому предел и сказал: «Всё!» И Бог отнял ее у меня, помог мне.

– А что нам делать против этой страсти? Что больше всего помогает, отче?

– Нужны пост и молитва. Ты скажи так: «Господи, прости меня и избавь от страстей это грешное тело!» Подожди, я вспомнил. Я читал жития святых и Патерик и говорил себе: «Как страдали святые! А ведь они тоже были людьми! Почему же и мне не избавиться от этого?» И Бог помог мне, и я тоже избавился. Вот как.

– Отче, а когда уходит эта великая плотская страсть, не приходят ли от врага другие искушения?

– А потом уже приходят зависть, злоба, гневливость, непослушание, ты начинаешь осуждать других, и выходит еще хуже, потому что начинаешь служить врагу его делами. Ведь у диавола тысячи дел, которых мы, может, и не знаем. Он впихивает их нам в душу украдкой. Как только придет злой помысл, ты вскакивай на молитву и говори: «Господи, отгони врага, который борется со мной не переставая и не дает мне покоя, чтобы я занялся своим послушанием или отдохнул».

Как только придет злой помысл, ты вскакивай на молитву и говори: «Господи, отгони врага!»
Боритесь! Ангел человека радуется, видя, что мы творим молитву, и всё записывает, записывает. Совершил ты зло – записывает зло, совершил добро – записывает добро. И когда мы умираем, он приходит на каждое мытарство и выкладывает всё, что у него записано. И если христианин одной ногой стоит в могиле, а у него больше зла, то тяжеловато будет… А если больше добра, тогда он всё равно спасется, ибо Бог милостив и вместо наших дел добавляет Свою милость. И прощает тебя. А если у тебя нет ничего хорошего, то что ты тогда будешь делать? Делай добро.

Так что будем всегда творить молитву. Непрестанно. Чтобы у нас была умная молитва (молитва ума). «Прости меня, Боже, ибо я ничего хорошего не сделал! И помоги больше не делать зла!» И это не трудно, за это же денег не берут. Нас никто не заставляет платить за это. Нужны только терпение и любовь. И чтобы мы прощали. Чтобы не впускали в себя зависть. Зависть разворачивает нас от всякого доброго дела к злым делам.

Бог простит тебя, если ты прощаешь. А по-другому не получится
Если в течение дня тебе случится огорчиться, тогда, ложась спать, скажи: «Господи, прости всех братий моих, ибо Ты Благ и они благи, а я грешен и не могу терпеть. Прости меня и Ты, ибо и я их терплю и всех прощаю». И Бог простит тебя, если ты прощаешь. А по-другому не получится. Человек не может расти без скорбей.

2. Ново-Нямецкий монастырь в Кицканах, Приднестровье.jpg
Ново-Нямецкий монастырь в Кицканах, Приднестровье

– Человек не может не огорчаться, да, старче?

– Да, человек не может не огорчаться, ведь бывает, что кто-нибудь причинит ему зло, кто-нибудь станет против него и… человек оскорбляется. Но вечером, когда будешь ложиться, скажи: «Прости их, Господи, всех и меня прости, ибо я всех прощаю!»

– То есть будем стараться прощать друг друга?

– Да, будем стараться прощать друг друга: «Господи, прости их!» А если тебя кто-нибудь злословил, не оскорбляйся. Знаете притчу с братом из Патерика? Дескать, был один послушник, и духовник его был старец суровый. Скажет что-нибудь не то, тот его и огреет палкой пару раз по спине или пониже ее, куда попадет. А брат, получив палкой, каждый раз радовался, как будто обрел что-то. Другой брат, знавший, как старец воспитывает его, спрашивал, едва завидит: «Ну, как сегодня дела со старцем?» А он, если не получил в тот день ни разу по спине, с сожалением отвечал: «Сегодня я не обрел ничего…»

– То есть, если тот не бил его, он не обретал ничего?

– Да. А если бил, он был веселый, радовался, что обрел. А потом, святой Иоанн Дамаскин был человек ученый, а старец не давал ему, так сказать, делать добрых дел. Захочет почитать какой-нибудь кондак, акафист или диву даешься что еще, а старец ему не разрешает. И потом Ангел Божий сказал ему: «Не мешай ему делать добрые дела!» И старец его послал в Иерусалим, из Долины Плача, оттуда, где был монастырь святого Саввы, послал его отнести корзины прямо в… как называется столица Сирии? Я запамятовал.

– Дамаск.

– Дамаск, да, и он пошел, ничего не сказав. А потом один тамошний христианин взял его к себе, и они стали говорить, и он узнал о нем. А узнав, купил те корзины, и Иоанн вернулся домой. Видите, старцу он ничего против не сказал и пошел. А подумайте, сколько километров от Иерусалима до Дамаска! И он тащил эти корзины на спине и не роптал.

– Значит, и мы должны принимать все испытания как из руки Божией? Или как, отче?

– Да, да, да, да.

– И думать, что Он искушает нас, чтобы мы имели мир?

– Да, да, да, да. Вот давайте посмотрим на жену Лотову. Она вышла из пламени огня, но поскольку не послушалась слова и оглянулась назад, то превратилась в глыбу соли. Умерла тут же на месте.

– То есть если мы пошли Божиим путем, то надо мчаться вперед. Так, отче?

– Да, иди вперед, как ты и сказал.

– А если мы грешны, немощны, страстны, как нам быть? Тоже идти вперед?

– Большой огонь был тогда в Содоме и Гоморре. Сжег их Бог огненным дождем и серой. Вы видели чудо Божие?

– Отче, колокол ударил два раза…

– Да? А я не слышал ничего… Давай сюда эту телегу (инвалидную коляску), пойдем на службу…


Вопросы иеросхимонаху Селафиилу (Киперу)
задавал иеромонах Савватий (Баштовой)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Ортодоксия.мд




[1] Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь находится в Приднестровье, в с. Кицканы, в 6 км от г. Тирасполя. Основан монахами знаменитого румынского Нямецкого монастыря, бежавшими оттуда в 1859 г., когда им запретили совершать богослужение на церковнославянском языке и поминать русских святых.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить