Путь Христов

Святитель Иларион (Троицкий) глазами современников

27 апреля / 10 мая празднуется память священномученика Илариона (Троицкого). В этот день небесный покровитель Сретенского монастыря был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии.

Во время торжественной службы в соборе Сретенского монастыря при стечении православного народа Святейший Патриарх Алексий II объявил о канонизации и зажег неугасимую лампаду над мощами мученика, в святости которого люди, знавшие владыку, были уверены в течение всех 70 лет, прошедших со дня его кончины в тюремной больнице Ленинграда. Близкий к святителю протоиерей Владимир Страхов, впоследствии расстрелянный, рассказывал после похорон владыки в 1929 году:

«Когда мы выходили из собора, был такой необычайный звон, как будто пасхальный. Это Ангелы на небе радовались новому святому, который туда пришел».

Такой же пасхальный звон колоколов и пение «Христос воскресе» сопровождали владыку во время крестного хода, когда ковчег с мощами вносили в монастырь, чтобы служить последнюю панихиду по его бывшему наместнику. 9 мая 1999 года честные останки архиепископа Верейского – защитника Церкви, доброго пастыря, богослова, исповедника – были доставлены специальным самолетом в Москву из Санкт-Петербурга. Следующим утром патриарх с собором архиереев служил Божественную литургию, во время которой состоялось прославление священномученика Илариона. Общецерковная канонизация в сонме Новомучеников и Исповедников Российских прошла на Юбилейном Архиерейском Соборе осенью следующего 2000 года.

Каково же значение этой яркой и своеобразной, даже уникальной личности для истории? Могли ли современники в полной мере его оценить в силу объективных причин? Считается, что святые «перерастают» свое время – они живут в будущем. Несомненно, величие священномученика Илариона осознавали многие близкие к нему люди, прежде всего из церковного руководства, духовные чада; разумеется, патриарх Тихон, сделавший архиепископа Верейского своей «правой рукой». Известно и то, что масштаб личности и авторитет святителя признавали практически все, кто с ним сталкивался, причем далеко не всегда дружески настроенные. Может быть, наиболее показательна как раз ненависть гонителей – представителей власти и живоцерковников-обновленцев, ставших политическими врагами владыки. Печально известный Евгений Тучков, уполномоченный ОГПУ по делам религии, так отреагировал на категорический отказ заключенного в Соловецком лагере особого режима владыки от сотрудничества:

«Приятно с умным человеком поговорить. А сколько вы имеете срока в Соловках? Три года?! Для Илариона три года! Так мало?!»

«Усердно прошу обратить внимание на крайне провокаторскую контрреволюционную деятельность тихоновского ассистента Илариона… проповедуя, он произнес такую погромную речь, что в толпе в ограде и на улице произошли физические столкновения и дело окончилось арестами. За пережитые десять дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держат себя вызывающе и готовы перейти к избиению, и это настроение – определенно погромное и ярко антисоветское – создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковных обновленцев» (священник-обновленец Владимир Красницкий. Из доноса в ОГПУ. 6 июля 1923 года).

Господь судил святителю Илариону разделить ответственность за судьбу Церкви с патриархом Тихоном. В условиях гонений со стороны большевиков Церковь была на грани внутреннего раскола. «Живоцерковники» захватили множество храмов, ситуация угрожала существованию самой Русской Церкви. При переговорах с властями, встречах с обновленческими руководителями архиепископ Верейский как бы заслонял собой патриарха Тихона. Летом 1923 года «тихоновский ассистент Иларион» великим чином освятил собор Сретенского монастыря, показав этим всю скверну греха отступничества от Церкви. Это деяние святителя имело огромное значение и повлекло покаяние и присоединение к Церкви многих «отпавших» архиереев и представителей священства не только в Москве, но и по всей России. Архиепископ Иларион разработал чин покаяния и присоединения к Церкви для впавших в обновленческий раскол. Не простив поражения, власти осудили владыку на годы концлагерей.

«Выкинут я стихийно на далекий остров. Но сожаления я стараюсь не растравливать в душе моей, на окружающее стараюсь не обращать внимания, а жизнь наполнять тем, чем можно. И так за долгие годы привык и живу не тужу. На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия – так пусть и будет» (из письма архиепископа Илариона 1927 года).

Многие свидетели рассказывали (информация приводится также в книге «Неугасимая лампада» бывшего соловецкого узника Бориса Ширяева), что пасхальное богослужение 1926 года в лагере особого назначения возглавлял именно святитель Иларион (Троицкий). По воспоминаниям присутствовавшего также священника Павла Чехранова, служба, проведенная святителем Иларионом в сослужении епископа Нектария (Трезвинского), состоялась втайне от начальства в недостроенной пекарне. Участвовали в ней всего три человека.

В лагере владыка пользовался огромным почетом. Для верующих людей он стал духовным отцом, а неверующим – помогал терпеть тяготы заключения, успокаивая и заряжая оптимизмом. Когда владыке пришлось вязать сети на рыболовной тоне вместе с двумя епископами и несколькими священниками, он так охарактеризовал эту работу: «Всё подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот – богословцы рыбари показа». По воспоминаниям, владыка вел себя по-монашески: раздавал всё, что у него просили, не отвечал на оскорбления, будто не замечая их, был весел и благодушен. «– За что же вас арестовали? – спросил владыка прибывшего в лагерь игумена одного из монастырей.

– Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли, – ответил тот, – ну, собирался народ, и даже бывали исцеления…

– Ах вот как, даже исцеления бывали… Сколько же вам дали Соловков?

– Три года.

– Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела…» (цитируется по энциклопедии «Соловки»).

«Cсыльный епископат в знак особого уважения избрал святителя Илариона (Троицкого) архипастырем – главой соловецкого православного духовенства. В Соловках поминали старшего архиерея “Соловецким”. Старшим был святитель, именуемый “Высокопреосвященный Иларион, архиепископ Соловецкий» (из воспоминаний монахини Серафимы).

Благодаря авторитету святителя информация о Соловецком лагере дошла до русской эмиграции: Соловки снова, как и в бытность свою монастырем, стали восприниматься как один из духовных очагов России.

«Это – те духовные очаги, около которых возможно отдохнуть, погреться и озлобленной жизнию душе. Подвиг исповедничества тут уже может переходить в подвиг духовного отца, брата, миссионера. Много такого доброго там делает архиепископ Иларион, авторитет которого среди ссыльных, говорят, огромный. Хочется верить, что не одна душа, отравленная неверием в мире, хоть сколько-нибудь излечилась, оживилась там у духовных очагов. Быть может, многие во всю жизнь потом будут свято носить в сердцах своих имена узников – иерархов, которые в союзничестве с ними во всем и всем проповедывали Христа» (митрополит Виленский и Литовский Елевферий (Богоявленский).

«В самом же лагере личность архиепископа Илариона была окружена легендами… Впрочем, если эти рассказы и не были историчны, то были правдивы по существу. Владыка Иларион действительно говорил: “Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю”. Реальные действия архиепископа Илариона иногда были гораздо значительней, чем легендарные» (цитируется по книге: Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты).

Владыка Иларион говорил: «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю»

Соузник владыки священник Михаил вспоминал, что даже когда тот бывал озабочен и обеспокоен – быстро пытался прикрыть свое состояние веселостью. «Он на все смотрит духовными очами, и все служит ему на пользу духа» (протопресвитер Михаил Польский. Новые мученики российские. Том 1).

«Трудность настоящего времени для православного человека состоит в том… что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе… Необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дивьими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно – церковно правильно – возможно разрешить, только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4: 2) чрез примирение по правилам с ложью и нечистью… На “законном” основании можно и антихриста принять…» (из письма священномученика Илариона 3 марта 1924 года).

Современники называли владыку русским богатырем. Наделенный от Бога прекрасной наружностью, высоким ростом, физической силой, звучным голосом, умом, талантом, блестящими ораторскими способностями, юмором, он был кроток и терпелив. Однако главным качеством в нем оставалась любовь к Православной Церкви и России. Власти не раз предлагали архиепископу Илариону свободу в обмен на сотрудничество, обещали обеспечить высокий пост в Церкви, но он не принимал компромиссов в вопросах веры. В результате ему присуждали новые сроки. На этапе в Среднюю Азию владыка смертельно заболел и 28 декабря (15 ст.ст.) 1929 года в ленинградской пересыльной больнице окончил свой крестный путь.

В гробу святитель, обритый в результате заболевания сыпным тифом, казался стариком. Ему было 43 года.

«“Надо верить, что Церковь устоит… Без этой веры жить нельзя. Пусть сохранятся хоть крошечные, еле светящиеся огоньки – когда-нибудь от них все пойдет вновь… Я вот зиму тут прожил, когда и дня не бывает – потемки круглые сутки. Выйдешь на крыльцо – кругом лес, тишина, мрак. Словно конца им нет, словно пусто везде и глухо… Но "чем ночь темней, тем ярче звезды…" Хорошие это строки. А как там дальше – вы должны помнить. Мне, монаху, впору Писание знать”… И короткая беседа с Иларионом ободряла. Так бывает, когда общаешься с человеком убежденным, умным и мужественным. Да еще таким стойким» (из воспоминаний Олега Волкова).

«Надо верить, что Церковь устоит… Без этой веры жить нельзя»

Сегодняшнюю современность личности и подвига священномученика Илариона как нельзя лучше выражают его собственные слова:

«Русский народный характер воспитался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека является почти непременным отпадением и от России».

Святой отче Иларионе, моли Бога о нас. Да не станет твое пророчество нашей реальностью.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить