«Пять тысяч насытивый»

Сегодня Евангельское чтение повествует о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. Прежде всего, напомним, что число «пять» в Библии является символическим, обозначающим Божью благодать, Его доброту и благосклонность по отношению к людям. Мы также видим значение этого числа в книгах Моисея в Ветхом Завете, которых было тоже пять. Из-за важности этого чуда мы видим, что оно упоминается и в других трех Евангелиях: от Марка (6: 30–44), от Луки (9: 10–17) и от Иоанна (6: 1–14).

После того, как Иисус узнал о мученической кончине святого Иоанна Крестителя, Он Сам отплыл на лодке в безлюдное место (Мф. 14: 13) на берегу Тивериадского озера. Это было обычным для Него явлением, поскольку Он часто отправлялся в укромные места, чтобы помолиться. По тексту Евангелия от Матфея это произошло до того, как Он совершил чудо, накормив пять тысяч. Это  действие является отражением урока, который Христос преподал Своим ученикам: молиться до и после любой работы, которая должна быть завершена.

Когда народ узнал о Его местонахождении, он пошел за Ним из городов пешком (Мф. 14: 13) в поисках Его учений и мудрости. И когда они нашли Его, они собрались вокруг Него, как стадо собирается вокруг Доброго Пастыря, чтобы он привел их к плодородной земле. Собравшиеся люди проводили большую часть своего дня, слушая сладкие слова Иисуса и Его спасительное учение, наслаждаясь пребыванием в Его присутствии. Прошел день, наступил вечер, и все дивились словам благодати, исходившим из уст Его (Лк. 4: 22).

Сегодняшний отрывок из Евангелия начинается тем, что Иисус вышел и увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их (Мф. 14: 14). Он – их милосердный и сострадательный Отец: Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор. 1: 3). Это мессианский образ Господа Иисуса, поскольку, согласно пророку Исайе, именно Мессия исцеляет и утешает народ Божий: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53: 4).

Затем ученики сказали Ему: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф. 14: 15). Возможно, им никогда не приходило в голову, что Он позаботится об их физических нуждах после того, как Он проявил к ним сострадание и исцелил их больных. И Христос снова проявляет Свою нежность и заботится об их физических потребностях, чтобы утолить их голод, говоря ученикам: «Вы дайте им есть». На что ученики ответили: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф. 14: 17). Прекрасно зная, сколько пищи было у них в наличии, Иисус хотел приготовить их для чуда, которое Он собирается совершить. Сначала он посочувствовал народу, исцелил их больных, затем накормил их. Это сделал Тот, Кто заботится обо всем творении, обо всех духовных и материальных потребностях человека.

Таким обращением к Своим ученикам Христос также хотел показать им тщетность достижения этого предприятия только посредством человеческой воли и усилий, и тем самым явить для них, что Он – Сын Божий. Этот урок также распространился на важность делиться и помогать тем, кто находится в состоянии нужды и недостатка; как говорит святой Иоанн Златоуст, «в этом чуде Иисус учил их смирению, воздержанию и милосердию, чтобы они были единомысленны по отношению друг к другу и разделяли всё поровну». А затем Он пошел еще дальше, чтобы показать им, что причиной совершения этого чуда была нужда и необходимость, а не тщеславие.

В этом чуде Иисус учил смирению, воздержанию и милосердию

Когда ученики осознали трудность и невозможность насытить народ пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус вмешался и сказал: Принесите их Мне сюда». Затем Он «взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу (Мф. 14: 19). Святая Церковь увидела в действиях Господа Иисуса – «взял, посмотрел, благословил, преломил и дал» – прообраз Тайны Божественной литургии или Евхаристии (Благодарения).

Иисус воззрел на небо, как говорит святой Иоанн Златоуст, «чтобы показать нам, что Он послан Богом Отцом и что Он также равен Ему». Своим действием Он «наставил нас не прикасаться к пище, пока мы не поблагодарим Того, Кто дает нам ее». Святой Кирилл Александрийский пишет: «Чтобы любыми средствами Господь был узнан, как Бог по природе, Он умножает малое и смотрит на небеса, прося благословения свыше. Ныне Он делает это из божественного домостроительства, ради нас. Ибо Он Сам наполняет всё, Он Сам – истинное благословение свыше. Но Он стал для нас образцом, для того, чтобы, когда мы садимся за стол и готовимся переломить хлеб, мы должны были поднять руки к небу и попросить благословения у Бога на нашу пищу».

Он наставил нас не прикасаться к пище, пока мы не поблагодарим Того, Кто дает нам ее

Было ясно, что в этом чуде множество людей увидели мессианский образ Христа, как написано в Евангелии от Иоанна: Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир (Ин. 6: 14). Еврейский народ вспомнил своих предков, которые ели хлеб («манну») в пустыне (Исх. 16: 4–16) и видели в Христе образ Мессии, кормящего Свой народ. Эти евхаристические действия («взял, благословил, преломил и дал») повторил Сам Иисус на Тайной Вечере перед Своим Распятием и Страстями. Евангелист Матфей говорит: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все… (Мф. 26: 26–27).

Он дал хлебы ученикам, а ученики народу. Он дает хлеб ученикам, чтобы они всегда могли сохранить чудо в своей памяти и не забыть о нем, хотя на самом деле они сразу же забыли. Святые отцы видят в этом действии дарование благодати и власти ученикам служить народу Божьему как служители Христовы и домостроители тайн Божиих (1 Кор. 4: 1). Святые апостолы – первые епископы, и Господь дал им эту власть, которая перешла уже к их ученикам от них через рукоположение и апостольское преемство.

Господь приказал ученикам собрать то, что осталось от «двенадцати полных корзин», и евангелист Иоанн добавил: Чтобы ничего не пропало (Ин. 6: 12). По словам святителя Иоанна Златоуста, Иисус хотел, чтобы Его ученики сохранял твердое самообладание, чтобы они были хорошими управителями и были благонадежны во всем, что дал нам Бог. Мы живем в обществе потребления, где человеческие ресурсы и товары тратятся впустую. Бог поручил нам нести ответственность за Его творение (см.: Лк. 12: 41–48), чтобы сохранить его и наилучшим образом управлять им. Мы несем ответственность перед Ним за Его благословения и за их справедливое распределение среди человечества. Расточительство этих благословений – это грех, но хорошее управление и благодарение Богу за Его щедрость и благодать – христианская добродетель.

Расточительство Божиих благословений – грех, благодарение Богу за Его щедрость и благодать – христианская добродетель

Святая Церковь установила молитвы о благословении пищи и молитву благодарения после еды. Она учит нас тому, что благодарение Богу за Его благодать и щедрость, особенно после принятия Святого Причастия, является знаком смирения и принятия благодати Христовой. В Православной церкви есть «служба благословения пяти хлебов» во время вечерни главных праздников и некоторых праздников святых, которая посвящена чуду насыщения народа. В конце этой службы мы поем: «Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага». Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить