Решать за Бога +АУДИО

Фото 1 (20).jpg
Иеромонах Кирилл (Попов)

Проповедь. Иеромонах Кирилл. Неделя о блудном сыне. Собор Вселенких учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. (Продолжительность 00:18:21 мин, размер 25,2 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные дети Божии! Замечали ли вы, как люди торопливы в своих суждениях, как легкомысленны и глупы в своих оценках, как неосторожны и нерассудительны в своих размышлениях, как переменчивы в своих взглядах и как невежественны в вынесении обвинительных приговоров? И это касается каждого из нас без исключения. Но самое страшное злодеяние и преступление, или, лучше сказать, хула на Духа Святаго, происходит тогда, когда человек ставит себя на место Бога и начинает за Него решать и от Его имени говорить. Самое неблагодарное, что может сделать человек, – это узурпировать и делегировать себе Божественное право творить суд и выносить приговор над человеком, обществом, миром, считая свою оценку происходящего единственно правильной и трезвой. Зачастую можно услышать, как люди в беседе друг с другом о ком-то говорят: «Этот человек не спасется, он попадет в ад»! Или, прикрываясь Богом и считая свое дело исключительно правым, на каждом углу кричат: «Наше дело благое, и с нами Бог»! Или всем известная и знакомая фраза: «Господь тебя накажет!» Или «Бог от тебя отвернулся, ты Ему больше не нужен!» Или «Иуда, предатель! Ты недостоин находиться рядом с нами!». Этот суд мы выносим ежедневно, если не сказать ежечасно, в отношении тех, кто нас окружает: близких, друзей, знакомых, соотечественников. Но если углубляться во все это, то можно понять, что осуждение всегда идет рука об руку с высокомерием, таким незаметным и не всегда распознаваемым, а из высокомерия и осуждения рождаются вражда, злоба, неприязнь, зависть и другие производные этих грехов. А главный девиз всех этих явлений можно выразить одной общей фразой: «Мы не такие, как они, мы лучше», или, как гласил один из боевых кличей крестоносцев, Deus vult (с лат. «Этого хочет Бог», или «Воля Божия»). Как же нам хочется переделать другого человека, заставить его думать так же, как мы, и быть во всем нас похожим, но если он не разделяет наших взглядов, имеет свое собственное мнение, то мы готовы его занести в список своих личных врагов.

Представьте себе врача, который приходит в палату к больным и, вместо того чтобы оказать помощь, начинает их отчитывать за то, что они не были внимательны к своей жизни – неправильно питались, не следили за своим здоровьем и довели себя до такого болезненного состояния. Или пожарного, который, приехав на место происшествия, начинает, вместо того чтобы бороться с пламенем, рассуждать на тему неосторожности и неправильного соблюдения правил и мер безопасности. Или сотрудника спасательной службы, который, приехав вытащить человека из колодца, вместо оказания помощи начинает его поучать, не думая о спасении его жизни.

Так и мы в своем высокомерии и осуждении доходим до того, что готовы убить, раздавить, сломать, но никак не думаем о том, чтобы помочь. Добить разбитого человека проще всего, подтолкнуть его в пропасть отчаяния – дело нетрудное, но многие ли реально готовы к тому, чтобы пожалеть, поддержать, утешить? Отсюда возникает вопрос: а одного ли мы духа со Христом? Если мы считаем себя верующими и при этом знаем, что один Судия – Бог, для чего же мы пытаемся обладать тем, что принадлежит Ему по праву, зачем мы берем на себя право судить? Если хочешь реально помочь, не осуждай, а помолись за этого человека, поговори с ним, прояви свою христианскую любовь по отношению к нему, разберись в его ситуации и не пытайся огнем и мечом перевоспитать его. Человек очень слаб и немощен, ему свойственно совершать ошибки. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил, – поучает Экклезиаст (Еккл. 7: 20). Если мы внимательно читаем Евангелие, то видим, чего требует от нас Господь. Он учит нас состраданию, милости, уважению к другим. И эти примеры добродетелей, как осколки, разбросаны во всем Евангелии и составляют одно единое целое, а именно учение, заключенное в словах: «Не осуждай».

Если мы знаем, что один Судия – Бог, зачем берем на себя право судить?

Когда Христос проходил через одно Самарянское селение, Его там не приняли, и тогда ученики захотели провести карательную операцию над этими наглыми и невежественными людьми и выступили с предложением свести огонь с неба и тем самым проучить жителей этого селения, но Господь запретил им, сказав: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9: 55). Казалось бы, какая ревность, какая любовь к своему учителю, но ревность не по разуму – это просто глупость. И желая выказать свое благое намерение, апостолы хотели показать не власть и силу Христа, а Его бессилие, они хотели унизить Его в глазах других, представляя его другим языческим народам как злостного и непримиримого тирана, который пришел в мир не с благой вестью о любви к Богу через свободный и личный выбор человека, а с любовью по принуждению, основанной на насилии, мести и наказании. 

Фото 2 (3).jpeg
В.Д. Поленов. «Христос и грешница»

Есть и другие поучительные примеры, которые обличают наше легкомыслие, невежество, высокомерие и осуждение. Один праведник осудил своего брата, который по трагическому стечению обстоятельств и по Промыслу Божию умер. И в ту же самую ночь Ангел Божий явился этому человеку, держа на своих руках душу умершего, и обратился к нему с вопросом: «Скажи, куда его определить: в рай или в ад? Господь послал спросить у тебя, что с ним делать, ведь ты вынес о нем суд». И праведник, испугавшись, заплакал, понимая, как безрассудно он поступил, и раскаялся в своем поступке.

А ведь и мы часто не замечаем, что становимся судьями и вершителями судеб человеческих. Мы забываем, что Суд Божий – это не суд человеческий и мысли Божии – не наши мысли, Бог не мыслит так же, как мы: скудно и примитивно, грубо и цинично. Но тем не менее мы все равно почему-то делаем Бога похожим на нас. Только вдумайтесь: не мы хотим быть похожими на Бога, а Бога хотим сделать похожим на нас! И более того, делаем Бога зависимым от нашего якобы правильного мнения. Апостол Павел всех верующих предупреждает: «Кто ты такой, что судишь чужого раба? Он перед своим Господином или стоит, или падает» (Рим. 14: 4).

Не мы хотим быть похожими на Бога, а Бога хотим сделать похожим на нас!

Для нас Бог – это канат, который мы пытаемся все время перетянуть на свою сторону. Но Он независим от нас и нашего мнения. Борьба за право обладания Богом не нова. Все человечество пытается доказать, что только он, она, они ближе всего к истине. Отсюда рождается высокомерие и осуждение. Помните, как у Николая Васильевича Гоголя в одном из его бессмертных произведений: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».

Любовь Божия идет на Крест, никого не осуждая. Любовь искаженная отрекается, забывает, хоронит и бежит. Любовь Божия простирается до конца, до самых глубин ада, чтобы спасти и воскресить. Любовь неправедная ставит на человеке крест, вычеркивая его из своей жизни. Бог каждого человека ведет ко спасению, не осуждает, но ждет человеческого пробуждение и спешит к нему навстречу.

Фото 3 (20).jpg
Г.И. Семирадский. «Блудный сын»

Вот и сегодня мы слышали в евангельском слове притчу о блудном сыне, притчу о борьбе двух противоположностей – любви Божией и несовершенной любви человеческой. Эту притчу мы все хорошо знаем. Но еще раз всмотримся в лица героев этой притчи. Под образом отца понимается Бог, под образом сыновей – все человечество. В то время как один сын являет собой образ потерянного человечества, скитающегося, странствующего, оставленного и одинокого, но ищущего и идущего, другой сын являет собой полную противоположность: он все время пребывает рядом с отцом, ухаживает за ним и не испытывает ни в чем недостатка. Эти дети настолько разные, как лед и пламя, но отец их любит одинаково, несмотря ни на что. И мы видим из притчи, как он реагирует на пропавшего сына, только-только увидев издалека его силуэт. Он бежит ему навстречу, радостно принимает его и устраивает пир. Так ли мы поступаем с нашими обидчиками, с теми, кто приносит перед нами личное покаяние? Разве мы не отворачиваемся от таковых, разве мы не пренебрегаем ими?! И здесь проявляется наше недовольство в образе второго сына, который начинает роптать и предъявлять претензии, набивать себе цену в глазах отца. Этот сын подобен зеркалу, в котором отражается облик каждого из нас. И мы ропщем и бунтуем, и мы злимся, когда видим, что другие по жизни преуспевают, а у нас совсем ничего не получается. Отчего же так? Оттого, что подобными вопрошаниями мы обнажаем свою настоящую сущность. Мы чувствуем себя более достойными, чем другие. По сути, этот сын, а в его лице все человечество, начинает говорить отцу о своей праведности и о том, что он заслуживает несравнимо большего. Ему нет дела до его брата, он его давно похоронил, и сейчас, видя его здравым перед собой, он как будто готов его убить, лишь бы быть единственным сыном у отца. Мы желаем обладать Богом, сделать Его исключительно своим, послушной игрушкой в наших руках. Но Бог нас оценивает иначе, чем мы думаем. По сути, перед нашими глазами сегодняшняя притча повторяет собой ветхозаветную историю о Каине и Авеле. И там, и здесь мотив один – желание быть первым пред Богом, а для достижения этой цели мы употребляем все средства.

Сегодняшняя притча – о любви Божией и несовершенной любви человеческой

На самом деле эта история не заканчивается и сегодня. Все человечество поделено на таких каинов и авелей. Мы по-прежнему убиваем друг друга через слово, через действо, мы осуждаем и превозносимся. Грех осуждения стал для нас нормой, плюс к этому осуждению примешивается смех, насмешки, косые взгляды. Так и хочется иногда спросить: «А судьи кто?» Наше высокомерие нас тихо убаюкивает и льстиво говорит, что мы не такие, как прочие человецы (Лк. 18: 11). И хотя эта мысль не всегда так явно проявляется в нас, но тем не менее все мы внутренне ощущаем себя на голову выше остальных.

Пусть и сегодняшняя притча, и множество других примеров из евангельской истории, святоотеческих поучений и наставлений научат нас никого не судить. Отдадим все в руки Божии, ведь Он лучше нас знает, что в человеке, а потому Его суд и назван праведным. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить