Единственный путь ко спасению +АУДИО

Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде

1.jpg

Игумен Павел (Полуков). Единственный путь ко спасению. Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. (Продолжительность 00:13:36 мин, размер 18,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнее воскресенье, братья и сестры, заканчивается период подготовки к Великому посту – период, который учит нас, особенно в воскресных Евангелиях, основам человеческого бытия, отношениям человека с человеком и человека с Богом. Сегодняшнее воскресенье называется Неделей о Страшном Суде, и Евангелие, которое читалось, читается за литургией. Оно начинается со слов о Втором Пришествии, когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф. 25: 31). И чтение, которое выбрано Церковью, говорит об условии спасения. Господь кому-то скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25: 34), – а кому-то скажет: «Идите от Меня, проклятые» (Мф. 25: 41).

Когда человек посетил больного в больнице, когда накормил голодного, подал стакан воды, когда посетил в темнице... Можно было какие-то другие, более строгие условия обозначить. Например, человек, который плохо отзывается о другом человеке, повинен суду, или за каждое слово праздное человек будет иметь ответ перед Богом. Согласитесь, это страшнее, потому что за всю жизнь проконтролировать все наши слова и действия, особенно когда мы бываем в неспокойном состоянии, в состоянии обиды, осуждения, зависти, гнева – очень сложно. И, казалось бы, то, что сегодня нам предлагает Церковь, – легко. Но есть некоторые нюансы.

Во-первых, не всегда даже и это легкое легко. Современный человек старается, особенно в таких больших городах, как Москва, закрыться в себе. Не зря при большом количестве окружающих людей современный человек часто одинок. И в это одиночество часто мы загоняем себя сами. Почему? Потому что мы хотим отгородиться от чужих проблем, от чужой боли, и, отгораживаясь от них, желая вроде бы комфортной жизни, когда нам как бы своих проблем хватает, мы не приобретаем ничего. И даже такие простые вещи, о которых говорит сегодняшнее Евангелие, нам становятся действительно трудны.

Второй момент. Если это легко, то обратим внимание на другие слова, которые говорил Господь: «Рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). И действительно, навестить в больнице близкого человека, с которым хорошие отношения, вроде бы не трудно. Если кто-то из близких, родных по стечению обстоятельств оказался в тюрьме – это тоже вроде бы обязанность. Бабушка-соседка, которой мы, например, покупаем продукты и которая благодарит нас, радуется, крестит, слезы у нее на глазах – тоже это просто. А представьте вдруг, что через какое-то время мы узнаем, что эта пожилая женщина, которая так нас благодарит, которая даже плачет, которая нам очень приятна, потому что мы порой тщеславие свое подогреваем, делая доброе дело, где-то в разговоре с другими говорит о нас плохо: «Да он такой и сякой. Да он сегодня с этими продуктами запаздывает, какие-то несвежие покупает, да он поди и денег с меня больше берет, чем на самом деле стоит». И когда мы узнаем об этом, как в нас все может вмиг измениться. Вплоть до того, что у нас нет никакого желания больше этому человеку помогать. А вот здесь как раз начинается настоящее спасение – то, о чем говорил Господь: «Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают его» (см.: Мф. 11: 12). То есть нужно какое-то усилие, какое-то движение, чтобы преодолеть.

2.jpg

Жили рядом с храмом одни супруги, пожилые уже, делали очень много добрых дел, верующие, молитвенные, настоящие такие христиане. Затем супруг умер, осталась одна женщина, все вроде бы неплохо, и здоровье есть, и какие-то финансовые накопления, и храм рядом, и верующие подружки, которые приходят и чем-то помогают, с которыми и время можно провести, и все прекрасно, и все великолепно. Но этажом выше живет женщина еще более пожилая, может быть, лет на 15 старше, одинокая и очень, скажем так, неприятная в общении. Как-то они сталкиваются на лестничной площадке, и она говорит: «Приди ко мне, я одна, мне совсем тяжело, и дети ко мне не ходят, и внуки меня не посещают, мне очень одиноко». Этой женщине несложно, тем более церковный человек, стала подниматься на этаж выше, но разговоры с этой женщиной давались очень сложно. Она минут пять, может быть, послушает что-то о церковном, о духовном, а потом, что называется, заводит свою шарманку: как все плохо, какие все плохие, включая ее детей, внуков. И эта женщина стала теряться: «Как мне быть?» Она спросила у священника: «Я теряю время, я слышу постоянное осуждение, мне очень трудно находиться с этим человеком. Как мне быть? Я даже молиться потом не могу, когда от нее прихожу». Священник ей сказал: «Раз действительно трудно и вы теряете время, принимайте решение». Она неделю не походила, а потом говорит: «Нет, я все-таки буду к ней ходить. Она одинока, ей тяжело, а может быть, что-то из того, что за эти 5–10 минут я успеваю ей сказать, она и воспримет». И действительно, эта женщина стала поступать так.

3.превью.jpg

И вот в этом настоящее спасение – делать что-то через какую-то нужду. Господь дает каждому из нас, каждому без исключения какое-то служение, какого-то человека, может быть, группу людей, через кого мы можем выполнить эту заповедь. И, подумайте, действительно бывает трудно. Иногда мы беремся, но потом возникают эти трудности в общении, в отношениях, и мы начинаем что-то делать реже, потом совсем оставляем, но Господь дает нам спасаться через других людей.

В этом настоящее спасение – делать что-то через нужду

У Достоевского в его известном произведении «Братья Карамазовы» есть такая глава, называется «Луковка», там есть почти притча… Жила была баба злющая-презлющая, у которой не было никаких добрых дел за всю жизнь. И вот умирает она, ввергают ее в озеро огненное, где другие грешники, а Ангел Хранитель плачет и спрашивает у Господа: «Может быть, какой-то есть путь дать ей облегчение?» Господь отвечает: «Ну, поищи». И потом оказывается, что за всю ее жизнь единственное доброе дело, которое она сделала, – вырвала луковицу с огорода и бросила проходящей нищенке. И в этой притче Господь говорит ангелу: «Дай ей эту луковицу, за одну сторону сам держись, за другую пусть она держится, и тяни. Вытянешь – значит, прощены ее грехи». Ангел начал тянуть, и уже начала она освобождаться из озера, но вдруг за ее ноги стали цепляться другие люди, находящиеся в этом озере, такие же грешники. И эта женщина стала брыкаться, пытаться от них избавиться, и в это время луковичка рвется, и она падает назад, где, как пишет автор, и по сей день находится в мучениях.

Спасение в одиночку фактически невозможно даже монахам в монастыре. Обязательно спасение через ближнего или не ближнего, человека, кто рядом с нами и в нас нуждается. Давайте вместе подумаем: каждый о своих обстоятельствах жизни. Рядом с каждым из нас обязательно есть такой человек, который нуждается в помощи. И для нас это может быть или сложным, или неприятным, но таким необходимым.

4.Иван Ткаченко.jpg
Иван Ткаченко. Источник: iz.ru

В 2011 году погибла в авиакатастрофе хоккейная команда «Локомотив». Мы думаем и часто говорим: «Спортсмены современные, все эти футболисты, хоккеисты получают огромные деньги… Спорт сейчас совершенно выродился… Все ради денег, договорные матчи»… Но оказалось, что игрок этой команды Иван Ткаченко фактически за несколько минут до своей гибели в банковском терминале аэропорта перевел миллион рублей незнакомому человеку – больной онкологией девочке, которой никак не могли собрать достаточно большую сумму. И как потом оказалось, он до этого тоже помогал, тайно помогал, они не знали, кто это – Иван Леонидович. Один раз полмиллиона перевел, другой раз, и вот уже он решил закрыть эту проблему, чтобы девочку наконец смогли полноценно лечить… за несколько минут до гибели. Самолет даже не смог набрать высоту, упал, и практически все погибли. Вы представляете, куда он попал? Можем надеяться, да? И вот каждый раз, когда у нас в жизни встает вопрос выбора, а у нас всегда вопрос выбора: как сейчас поступить, – делайте его, не откладывайте в долгий ящик.

Имеющий уши да слышит! Будем внимательны, чтобы Господь не спросил нас на Страшном Суде о тех простых вещах, которые мы слышали, но по которым не всегда поступали. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить