Самарянка: от грешницы к святой

Сегодняшнее чтение считается одним из самых длинных диалогов в Евангелии от Иоанна и охватывает главу 4, стихи с 5 по 42.

В качестве предисловия поразмыслим над стихом, предшествующим указанному отрывку, в котором говорится: «Надлежало же Ему проходить через Самарию» (Ин. 4: 4). Фраза «надлежало Ему» не означает принуждение. Это происходило благодаря Его «Божественному провидению», которое мы увидим ближе к концу этого евангельского отрывка, когда Иисус исполнил там Свою миссию.

Превью + фото 1.jpg
Г. Семирадский. «Христос и Самаритянка». 1890 г.

Иисус направлялся на север из Иудеи в Галилею, прошел через Самарию в город под названием Сихарь, где находился колодец Иакова. Мы читаем: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» (Ин. 4: 6). Здесь мы видим, что Иисус был уставшим, жаждущим и голодным. По этой причине Его ученики пошли в город купить пищи. Это упоминание о голоде является убедительным доказательством того, что Господь Иисус Христос действительно был человеком, поскольку человеку свойственно часто испытывать голод и жажду при зное и тяжелом труде.

Было около шестого часа, когда туда пришла женщина из Самарии почерпнуть воды. Шестой час по восточному исчислению времени – полдень. Этот час имеет библейское значение. Праматерь Ева в шестой час была изгнана из Рая. На вечерне в Неделю о самарянке мы слышим: «На источник пришел еси, / источниче чудес, в шестый час, / Евин уловити плод: / Ева бо в той изыде из рая, прелестию змиевою. Приближи бо ся самаряныня почерпсти воду» (Глас 1).

Праматерь Ева в шестой час была изгнана из Рая

Именно тогда Иисус увидел самарянку и попросил ее напоить Его. Здесь мы являемся свидетелями, как Творец просит Свое творение напоить Его водой. Тот, Кто сотворил моря и реки, землю: «на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть» (Пс. 23: 2) – Тот, Кто находится на одном престоле с Отцом и Духом, попросил грешную женщину напоить Его. Здесь начинается диалог между ними. Женщина узнала, что Он еврей по Его внешности и акценту, и удивилась, как Он просит воды у нее. В то время между евреями и самарянами существовала великая вражда, основанная главным образом на религиозных спорах о том, где следует поклоняться Богу: в Иерусалиме или в храме, построенном на горе Гаризим.

Христос, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), нарушил обычай не общаться с иноплеменниками и первым начал диалог. Этой простой просьбой Он разрушил преграды ненависти между евреями и самарянами, ища спасения этой женщины и жителей ее города. Ее антипатия к Христу не помешала Ему продолжить беседу с ней и вывести ее на более высокий уровень Божественного понимания и откровения. Он сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4: 10).

Но женщина не поняла слов о «живой воде», как впоследствии ученики не поняли слов Христа: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4: 34). Мы видим, что самарянка все еще остается замкнутой в своем мышлении, продолжая думать о земной родниковой воде. Она отвечает Ему: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая» (Ин. 4: 11). Ответ Иисуса пробудил в ней любопытство и заставил ее задуматься: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек. Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14).

2 (1).jpg

Здесь необходимо пояснить, что Господь Иисус здесь называет благодать Святого Духа «живой водой», а в другом месте Евангелия говорится: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 11). Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что Писание называет благодать Святого Духа иногда огнем, иногда водой, показывая нам, что под этими обозначениями имеются в виду не сущность этих понятий, но их действие. Ибо Дух, будучи невидимым и простым, не может состоять из разных субстанций. Природа воды и огня очищает, поэтому они использовались для обозначения действия Святого Духа в душе человека, которое состоит в очищении. Святой Максим Исповедник пишет: «Ибо один и тот же Дух берет Свои разные наименования от разных способов воздействия на каждого человека».

Ответ самарянки Иисусу был земным: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4: 15). До этого момента она воспринимала Иисуса как обычного еврея, называя Его «господин». Но на протяжении всего диалога мы наблюдаем изменение ее отношения к Нему, поскольку Христос дает ей возможность достичь самопознания, прежде чем открыть ей Себя. Он попросил ее позвать мужа и привести его. На что она признается, что мужчина, с которым она живет, не является ее мужем. Она приходит к осознанию, что знание этого человека о ее прошлом может означать только то, что она находилась не перед обычным евреем, а перед пророком, знающим сокровенное ее сердца.

Христос дает ей возможность достичь самопознания, прежде чем открыть ей Себя

Она восклицает: «Господи! Вижу, что Ты пророк». И далее решается задать Ему вопрос, который представляет суть доктринального спора между евреями и самаритянами. Святитель Иоанн Златоуст комментирует этот момент: «Заметь ее благоразумие. И после того она не тотчас покоряется Ему, но еще размышляет и удивляется. Слово ее «вижу» значит: мне кажется, что Ты – пророк. Но как только возымела о Нем такое понятие, уже ни о чем житейском не спрашивает Его: ни о телесном здравии, ни об имении или богатстве, но тотчас – о догматах».

Иисус избегает прямых ответов на ее вопросы о поклонении и о колодце Иакова. Его цель состояла не столько в том, чтобы сравнить поклонение иудеев с поклонением самаритян, сколько в том, чтобы привести ее к истинному поклонению «в духе и истине». В Ветхом Завете есть несколько ссылок, указывающих на то, что Бог не принимал определенный вид поклонения. У Пророка Давида мы читаем: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Также читаем у пророка Исаии: «К чему Мне множество жертв ваших? Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Ис. 1: 11). В Новом Завете Иисус упрекает обычаи фарисеев и книжников: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7: 6–7).

Господь говорит: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 24). Это сподвигло самарянку к более высокому уровню Божественного откровения, к вопросу о пришествии Мессии: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4: 25). На что Иисус отвечает ей: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4: 26). Христос не показывает, Кто Он, пока добродетель, смирение и покаяние этой женщины не раскрылись. Затем Он начинает беседовать с ней о более глубоких вещах.

3.jpg

Приход учеников совпадает с уходом самарянки от колодца, где она «оставила водонос свой», что означает, что она забыла первоначальную причину прихода к колодцу. Встреча с Иисусом изменила ее приоритеты, и Он стал центром и целью ее жизни, «живой водой», утоляющей ее жажду. Женщина вернулась в свой родной город и сказала своему народу: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 29).

Встреча с Иисусом изменила ее приоритеты, и Он стал центром и целью ее жизни

После этого Господь беседовал со Своими учениками о сеянии и жатве: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4: 38). Пророки брали на себя более тяжелую работу, говорит Он, а вы посланы только для того, чтобы завершить то, что уже было приготовлено. Но, в конце концов, «сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин. 4: 36), когда увидят плоды вечной жизни.

4.jpg
Святая мученица Фотина (Самаряныня)

Иисус пробыл в Самарии два дня, где уверовали в Него. Но их вера основывалась не только на словах и опыте самарянки, но и на их личном опыте общения с Ним, после их встречи с Ним и слушания Его слов: «Ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 42).

Этот Евангельский отрывок представляет собой модель диалога с Богом и того, как он ведет к самопознанию и к Богопознанию. Евагрий Понтийский пишет: «Хочешь ли узнать Бога? Сначала научись познавать себя». Святой Нил также пишет: «Когда ты познаешь себя, ты сможешь познать Бога».

Жизнь этой самарянки после встречи с Иисусом изменилась. Она покаялась и приняла Его как Мессию. После беседы со Спасителем луч Божественного света озарил ее душу. Она была крещена со своими пятью сестрами и двумя сыновьями в день Пятидесятницы и стала известна как Фотина просветленная (от греч. «Φώτιος» – «светлый»). Она путешествовала по многим местам и пламенно проповедовала о Христе, провозглашая Благую Весть своему народу еще до того, как это сделали апостолы. В конце концов, она приняла мученическую смерть в Риме после того, как на несколько недель была брошена в колодец. С тех пор Православная Церковь чтит память святой Фотины.

Каждый из нас после своего Крещения становится в своем роде Фотием или Фотиной, озаренным Божественными лучами Святой Троицы. Если ваша жизнь действительно преобразилась, не лишайте свою семью, друзей или окружающих вас людей встречи со Христом и принятия Его как Спасителя. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить