Самая главная добродетель

Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

Самая главная добродетель. Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) на Божественной литургии 
25 июля 2021 г. (Продолжительность 0:06:16 мин, размер 6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Все мы с вами, кто регулярно бывает на воскресных богослужениях, хорошо знаем евангельские чтения, которые читаются в эти дни. Они повторяются из года в год, некоторые и в течение года прочитываются два раза, и поэтому те отрывки, которые Церковь назначила на воскресные дни, мы знаем довольно хорошо.

И, к сожалению, гораздо хуже мы знаем чтения из Посланий апостольских. Это и понятно. Здесь и сложность самого текста, и глубина мысли апостола Павла, и не всегда понятный церковнославянский язык. Но при этом очень важно понимать то, о чем писал святой апостол Павел. 

В его посланиях очень многие христианские истины раскрываются особенно ярко. И вот в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит об иудеях, которые не приняли Христа. Казалось бы, эти слова относятся к конкретным людям, к конкретному историческому периоду, но при этом и для себя мы можем сделать очень важные выводы. Что же говорит апостол Павел? Он говорит, что он молится, желает, чтобы иудейский народ – родные ему люди спаслись, и говорит, что они имеют ревность Божию, но не по разуму. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим. 10: 3).

«Имеют ревность Божию, но не по разуму» – на эти слова хотелось бы обратить особое внимание. Апостол говорит, что иудеи очень искренне хотели служить Богу, но при этом, не зная, не понимая, как это на самом деле совершать, думали, что служение Богу заключается как раз таки в непринятии Христа, в отвержении христианства. 

Очень часто и в нашей жизни бывает, что люди, занимаясь чем-то очень далеким от угождения Богу, думают, что они тем самым служат Ему. Это также было предсказано Христом. Помните, в Евангелии есть слова, которые Господь говорит Своим ученикам: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16: 2). Так бывает и сейчас. Люди могут заниматься вещами, совершенно далекими от угождения Богу, бороться с ИНН или защищать какие-то современные ценности, и при этом думать, что это является служением Богу. Иметь эту самую ревность Божию, но не по разуму. И такое «служение Богу», конечно же, к Богу не приводит, а приводит совсем в противоположную сторону, как и тех иудеев, которые гнали Христа, думая, что они служат Богу, а на самом деле служили диаволу. 

Часто и в нашей жизни бывает, что люди, занимаясь чем-то очень далеким от угождения Богу, думают, что они тем самым служат Ему

И очень важно нам на это обратить внимание, чтобы самим не оказаться в подобной ситуации, чтобы угождая самим себе, не думать, что мы тем самым служим Богу. Что же для этого нужно? А для этого нужна та добродетель, которую еще древние святые отцы называли самой главной из всех добродетелей. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин описывает такой эпизод, когда собрались монахи и стали обсуждать, какая добродетель самая главная. Одни говорили, что это смирение; другие говорили, что это пост; третьи, что это молитва; четвертые, что это милосердие; и конец их спору положил преподобный Антоний Великий, который, слушая эти слова, потом сказал: «Да, вы говорили об очень важных добродетелях, и все они человеку необходимы, но при этом ни одну из них я не могу назвать самой главной, потому что мы знаем случаи, когда люди и постились, и молились, и милостыню совершали, и смирялись, и при этом все равно погибли. А погибли они, потому что не имели действительно самой главной добродетели – рассуждения, не понимали, что и в какой момент нужно. Когда какие добродетели стоит совершать, а когда стоит перейти к другим добродетелям». Да и сами мы знаем, как можно поститься неразумно и молитвы неразумно совершать, и все прочие добродетели могут послужить нам во вред, если не будет рассуждения. 

Чтобы угождая самим себе, не думать, что мы тем самым служим Богу

Как же это рассуждение приобретается? Есть три основных способа, которые предлагает нам Церковь. 

Во-первых, это, конечно же, молитва об этом. Если Господь Единый и Премудрый, если от Него всякое благое даяние, то уж тем более эту великую добродетель рассуждения нам нужно у Него просить. 

Во-вторых, рассуждение приобретается через чтение Священного Писания и творений святых отцов. Это те книги, в которых содержится христианская мудрость. Святое Писание указывает нам, как жить, а святые отцы тот же самый путь разъясняют более подробно, применительно к той или иной обстановке. Когда мы со внимание читаем святые книги, тогда в нас и появляется это самое рассуждение.

В-третьих, это общение с теми, кто это рассуждение имеет. То есть совершать все свои дела, не слепо следуя каким-то указаниям других людей, а советуясь с теми, кто, как мы знаем, имеет духовный опыт. 

«Погибли они, потому что не имели действительно самой главной добродетели – рассуждения»

И вот если мы приобретем это рассуждение, если мы будем об этом просить Бога и стараться самим его стяжать, тогда мы никогда не окажемся в том опасном положении, в каком оказались современные Христу иудеи. И тогда наша ревность по Богу всегда будет по разуму, а значит, и приведет нас к Царству Небесному. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить