Самое большое искушение для современных христиан

Иеромонах Гавриил (Хутен) исполняет послушание благочинного в Крестовоздвиженском монастыре (РПЦЗ) в Западной Вирджинии, США, а также ведет популярный блог Remembering Sion («Вспоминая Сион»), который представляет собой «собрание эссе, проповедей и размышлений о православном христианстве и современном мире».

Сегодня, на мой взгляд, самое большое искушение для православных христиан – это двоемыслие, то есть желание, с одной стороны, жить по евангельским заповедям, с другой стороны, комфортно жить в миру.

Думаю, большинству православных приходится нелегко. С одной стороны, есть вера, которую мы приняли и по которой хотим жить, жить по-настоящему духовно, правильно. Но в то же время многие боятся – вдруг то, что проповедует мир, окажется истиной, правдой. Внутри словно когнитивный диссонанс, это психологический термин, но он передает то внутреннее смятение, которое испытывают люди: как жить по вере, живя в миру. Итак, мы становимся перед выбором: жить полностью по-христиански или опускать какие-то аспекты духовной жизни, которые в сегодняшнем мире неудобны.

Недавно я рассуждал о том, какой великий подвиг несли Христа ради юродивые. Например, некоторые святые делали то, что в их времена, для их современников, казалось просто выходкой: заходили в дома блудниц, приходили в места разврата и греха. Но им ничто не вредило просто потому, что они юродствовали Христа ради. Если бы вы, я или рядовые православные христиане попытались сделать что-то подобное, мы бы тут же впали в грех.

Полагаю, мы, православные, буквально погружены в греховную культуру, тем не менее, в отличие от Христа ради юродивых, мы не испытываем отвращения к удовольствиям и благам мира сего. Волнуясь о том, что о нас подумают, мы подвергаем себя опасности. Нам становится труднее противиться греху.

Волнуясь о том, что о нас подумают, мы подвергаем себя опасности. Нам становится труднее противиться греху

В конце концов, все сводится к тому, что сказал Христос: нельзя служить Богу и мамоне, нельзя любить отца или мать, братьев или сестер, деньги, недвижимость или что-либо еще и любить Меня. Если не желаешь взять свой крест, не можешь быть Моим учеником. И апостол говорит, что любовь к миру есть вражда против Бога.

Как преодолеть современное двоемыслие? Конечно, подвиг Христа ради юродивых, равно как и подвиг всех святых, – неимоверно трудный. Но каждый из нас может вынести из жизни святых такой урок. Самое главное, на мой взгляд, – то, что святые не обращали никакого внимания на то, что о них скажут, потому что знали, что ищут воли Божией. Они твердо решили угождать только Богу, поэтому, пусть вокруг было множество искушений, святые им не поддавались. Думаю, Господь поддерживал их, не давал упасть там, где упал бы каждый из нас.

Чтобы избавиться от этого двоемыслия, нужно, на мой взгляд, в первую очередь не обращать никакого внимания на то, что о нас подумают другие, будь они наши братья и сестры во Христе, родные и близкие, коллеги или просто люди, с которыми нам так или иначе приходится пересекаться. Мы не должны бояться насмешек и упреков, ведь Сам Господь на кресте претерпел поругание, подав нам пример. Так и Христа ради юродивые терпели насмешки своих современников.

Пока мы заботимся о своей репутации, волнуемся из-за того, что о нас скажут, мы не сможем называть себя живущими в миру православными христианами. Мне кажется, это невозможно. Раньше, когда наша страна была более христианской, я думал, это возможно – жить достойно, пользоваться уважением людей и хотя бы частично исполнять заповеди Божии. Очевидно, что общество изменилось, и сейчас это невозможно.

Перевела с английского Мария Лицман
Protecting Veil

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить