«Смерть для людей, которые понимают ее, есть бессмертие»

Распечатать

Димитриевская родительская суббота изначально была приурочена ко дню битвы на Куликовом поле. В этот день раньше поминали павших в Куликовской битве. Но постепенно в этот день стали поминать и вообще всех усопших в православной вере.
Молитва за усопшего – это все равно что кусок хлеба в загробном мире. Если мы не хотим, чтобы наши родные, любимые и близкие, перешедшие в мир иной, оказались нищими и голодными, то будем непрестанно церковными и личными молитвами возносить ко Господу за них прошения. Иногда самый простой молитвенный вздох ко Господу о преставившемся родственнике может изменить решение Бога. Никогда не будем сомневаться в милосердии Божием.

Высказывания святых о смерти и поминовении усопших

Святитель Феофан Затворник:

*

Что усопшие живы, только другою жизнью, живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам, и на нас посматривают, и к нам приходят слышать наши молитвы о них, и о нас молятся, и делают нам внушения, все по тамошним законам и порядкам, а не как вздумается, – это должно считать положительно верным.

*

Мы обычно думаем, что вот зарыли в землю бедную… сыро, мрачно, тяжело. А ее там нет, она при вас смотрит на плачущих и покачивает головою: чего это плачут, ибо ей там лучше.

*

Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются?

*

Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна душе помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: «Помоги!» – вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу ей о помощи в продолжение шести недель, да и далее.

Самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы погрузитесь в молитву о ней

Святитель Иоанн Златоуст:

*

Есть еще, поистине есть возможность, если хотим облегчить наказание усопшего грешника. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и не достоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?

*

Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние.

*

Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга.

*

Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к Небу руками и когда предлежит Страшная Жертва – как не умилостивим мы Бога, молясь за умерших? Но это о тех только, которые в вере умерли.

Святитель Афанасий Великий:

*

Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости воспринявшие силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили Литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию Человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих.

Преподобный Паисий Величковский:

*

Об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного суда Его.

Святитель Кирилл Иерусалимский:

*

Хочу я вас и примером уверить, ибо я знаю, многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? А что, если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетя венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога.

Преподобный Антоний Великий:

*

Смерть для людей, кои понимают ее, есть бессмертие, а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а бояться надобно погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души!

Святитель Василий Великий:

*

Имеющим несомненную веру в воскресение из мертвых несвойственно скорбеть об усопших.

Преподобный Паисий Святогорец:

*

– Геронда, могут ли молиться осужденные усопшие?

– Они приходят в чувство и просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить свое положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.

Несчастные усопшие не могут сами улучшить свое положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой

Подобно тому как, навещая заключенных, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ.

Блаженный Аврелий Августин:

*

Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько заслужили они по грехам своим. Ибо вся Церковь соблюдает это как переданное от отцов, чтобы о скончавшихся в общении Тела и Крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом Жертвоприношении, и выражать то, что Жертва приносится за них. Кто также усомнится, что и дела милосердия, совершаемые для умилостивления за них, приносят пользу тем, о которых не напрасно воссылаются Богу молитвы?

Преподобный Антоний Оптинский (Путилов):

*

Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша – об них. И не только праведники, души которых в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся об нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.

Митрополит Антоний Сурожский:

*

В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: «Благословен Бог наш!..» Порой это предельное испытание для нашей веры. «Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно», – сказал Иов. Но это нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим больше всего, лежит мертвым перед нашим взором. А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся перед лицом Божиим как свидетельство любви. Потому что все молитвы об усопшем являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все. Вера пройдет, и надежда пройдет, когда вера станет видением и надежда – обладанием, но любовь никогда не пройдет.

Преподобный Лев Оптинский (Наголкин):

*

Поминовение, чинимое в церкви при священнослужении, полезнее, нежели чтение Псалтири.

Святитель Симеон Солунский:

*

Пусть знает каждый христианин, что если он любит умершего своего родственника, то может помочь ему, принося за него милостыню. Он становится для последнего виновником «великой радости», помогая бедным, освобождая плененных и вообще совершая все, что угодно Богу.

Священномученик Киприан Карфагенский:

*

Боязнь смерти происходит… от недостатка веры – от того, что никто не верит в истину обещанного Богом.

Преподобный Ефрем Сирин:

*

Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода, поэтому Сам снисшел, по милосердию Своему вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали смерть.

*

Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми.

Преподобный Исаак Сирин:

*

Не бойся смерти, потому что Бог все уготовал, чтобы соделаться тебе выше ее.

*

Страх смертный печалит мужа, осуждаемого своею совестью.

Святитель Григорий Нисский:

*

Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело весьма богоугодное и полезное.

Святитель Иоанн (Максимович):

*

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Праведный Иоанн Кронштадтский:

*

Некоторые говорят: «К чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и Сам знает эти имена, знает и нужды каждого». Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово; забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви. Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесах написанных (Евр. 12: 23), по любви своей постоянно молится за нас Богу – и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, – равное за равное. Мы поминали их, они – нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. Много значит на молитве одно слово веры и любви.

Кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения

Преподобный Иоанн Дамаскин:

*

У одного из святых мужей был ученик, живший беспечно. Что же? Смерть застигла его в таковой беспечности. Милосердный Отец Небесный, подвигнутый слезами и воплями старца, открыл ему того юношу горящим в пламени даже до выи, подобно немилосердному богачу, упоминаемому в притче о Лазаре. Когда же святой подверг себя строгим посту и молитвам, страстно умоляя Бога, то увидел его, объятого пламенем до пояса, наконец когда святой муж присоединил болезни к болезням (то есть еще более усилил свою молитву), то Бог в видении явил его (юношу) старцу изъятым из пламени и совершенно свободным.

Подготовила Виктория Дорофеева

6 ноября 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить