Смирение – врата небесные

Научитесь терпеть обиды и оскорбления, причиняемые вам людьми, не волнуясь и не возмущаясь в душе, и обретете покой в Боге.

Всякое злое слово, которое слышит человек по отношению к себе и терпит его сознательно и добровольно, не будучи виноватым перед тем, кто его оскорбляет и обижает, – терновый венец, возлагаемый на него. Но он счастлив и спокоен, зная, что будет коронован венцом нетленным.

Совершенство смирения в том, что человек с радостью переносит унижения, несправедливости и ложные обвинения. Человека, действительно имеющего смирение в душе своей, не беспокоит, когда его несправедливо обвиняют. Он не пытается оправдаться и доказать свою невиновность по отношению совершенной к нему несправедливости, принимая клевету как истину. Он не пытается убедить окружающих в том, что его оклеветали, а просит прощения, как будто он действительно виноват.

Были люди, обретшие добродетель смирения настолько, что по собственной воле допускали, чтобы их считали неистовыми грешниками, будучи на самом деле чисты и невинны. Некоторых обвиняли в прелюбодеяниях, хотя на самом деле они были очень далеки от этого греха. Со слезами возложив на свои плечи всю тяжесть греха, которого никогда не совершали, они в стенаниях просили прощения у тех, кто неправедно обвинял их в несовершенном ими грехе. Даже тогда, когда они уже были увенчаны и жили в абсолютной чистоте и святости. Другие, чтобы их не прославляли за великую добродетель, сокрытую в их душах, различными способами старались казаться людям как бы сумасшедшими. Будучи осоленным Божественной солью, их внутренний мир был непоколебим, и за их совершенство и чистоту сами святые ангелы славили их достижения в духовной борьбе. Не думайте, что вы приобрели достоинство смирения, и при этом не можете вынести простого обвинения. Если вы действительно хотите увидеть, насколько вы смиренны в своей душе, попробуйте примерить на себя всё сказанное выше.

Смиренного не заботят оскорбления, наносимые ему, ведь он всегда помнит о своих прегрешениях. Постоянное воспоминание о них хранит человека от гнева и мести, помогает ему терпеть всё, что с ним происходит. Не существует большего позора и стыда, испытываемого им перед Богом за свои грехи!

Смиренного не заботят оскорбления, наносимые ему, ведь он всегда помнит о своих прегрешениях

Если демоны видят, что кто-то был обруган или оскорблен, если кому-нибудь причинен ущерб или страдание, и он опечален не потому, что пострадал от зла, а из-за того, что не выдержал нападок с терпением и кротостью, то такого человека демоны боятся, понимая, что он нашел путь истины и ходит по заповедям Божиим.

Однажды святой Макарий встретил дьявола, держащего в руках косу. Дьявол попытался ударить ею святого, но у него ничего не получилось. И он сказал Макарию: «Никак не могу я к тебе подступиться, хотя делаю всё то же самое, что и ты. Ты постишься, а я совсем не ем; ты мало спишь, я же никогда не сплю. Только в одном ты меня побеждаешь!» «В чем же это?» – спросил святой Макарий. «Это твое смирение! И именно поэтому я ничего не могу против тебя сделать!»

Если кто-то когда-то вспомнит того, кто его унизил, оскорбил, обидел или причинил ему какое-либо другое зло, он должен от всего сердца помолиться за этого человека, считая его врачом своей души. Если же он подумал о нем со злобой, то пусть знает, что сотворил зло против собственной души. Так поступают демоны. Точнее, он сам превращается в демона, не желая быть свободным от зла, а хочет страдать от неизлечимой болезни. Если бы он не был болен, он не думал бы плохо о том, кто причинил ему вред, понимая, что человек этот был послан ему Христом в качестве врача и, нанеся оскорбление и обиду, вскрыл гнойник страсти, скрытой у него глубоко внутри.

Если человек действительно желает исцеления, он должен видеть в обидчике благодетеля, и принимать всё, исходящее от него, как исцеляющее лекарство, посылаемое ему Христом, и быть благодарным за всё, даже если в данный момент он испытывает боль и горечь. Пациента никогда не радует хирургическое вмешательство, различные прижигания или слабительное. Он воспринимает это со страхом и отвращением. Но, если человек убедит себя, что без всего этого невозможно избавиться от болезни, он полностью отдается в руки врача, зная, что, немного потерпев, он избавится от длительной болезни. Прижиганием Христа является тот, кто, причиняя вам боль и страдания, избавляет вас от ран гордыни и себялюбия. Но если вы не терпите всего этого и не только не благодарите, но еще думаете отомстить врагу, то вы как бы говорите Христу: «Я не хочу Твоего исцеления и не буду принимать эти лекарства! Я предпочитаю, чтобы мое тело сгнило от ран». И что же в таком случае Господу делать с вами? Знай, брат, что тот, кто избегает искушение, которое, если бы он выдержал, принесло бы пользу его душе, избегая его, теряет жизнь вечную.

Смиренный человек использует всё скорбное, услышанное от других или страдания из-за зла, причиненного ему его близкими, только для собственного исправления и исцеления. Смиренного никогда не беспокоят оскорбления и несправедливость. Он просто торопится помолиться и молитвой успокаивает волнение своего сердца. Когда он взволнован, он сурово упрекает и сдерживает себя, говоря своей душе: «Что тебя так злит, бедняжка, что тебя так выводит из себя? Твое волнение доказывает, что ты больна! Ведь если бы ты не была больна, то и не страдала бы». Подражайте Христу, который «униженных не укоряет и страждущих не наказывает».

Смиренный человек использует всё скорбное только для собственного исправления и исцеления

Однажды пришли к авве Агафону, желая проверить, принимает ли он смиренно всё, что с ним происходит, и спросили его: «Ты Агафон? Мы слышали, что ты прелюбодей и гордец!» Старец ответил: «Да, правильно вы слышали». И снова говорят ему: «Ты пустослов и злословен?» Старец ответил: «Да, так оно и есть» Тогда ему говорят: «Ты еретик, Агафон!» Старец ответил: «Нет, я не еретик!»

Тогда спросившие стали умолять, чтобы авва Агафон сказал им, почему он принял все ложные обвинения и не перенес одного только слова? И авва ответил: «Я принял эти обвинения, потому что они приносят пользу моей душе. Однако ересь – это отделение от Бога!»

Будем же и мы осторожны, чтобы ради предполагаемого унижения никогда не принять того, что отдалит нас от Бога.

Авва Арсений рассказывал: «Один старый отшельник, пребывая в своей келье, услышал голос, говорящий ему: "Позволь показать тебе дела людей"». Отшельник встал, вышел и пошел к месту, к которому вел его голос. Там он увидел эфиопа, который рубил дрова и укладывал их в большую вязанку. Затем он попытался ее поднять и не смог. Но вместо того, чтобы вытащить из вязанки несколько дров, сделав ее немного легче, он нарубил еще дров и добавил их в свою ношу. Потом он показал ему другого человека. Этот, вычерпывая воду из ямы, переносил и выливал ее в яму рядом, соединенную с первой канавкой. Голос снова говорит: «Позволь мне показать тебе еще одно человеческое занятие». И авва Арсений увидел двух всадников, едущих рядом, держащих длинное копье поперек своего движения и пытающихся въехать в городские ворота, но у них не получалось этого сделать.

Ни один из них не соглашался ехать позади другого и держать копье по направлению своего движения, чтобы въехать в город. В результате оба остались за воротами.

«Все эти люди, – сказал отшельник, – всё взвесили и рассчитали с необычайной скрупулезностью, живя в гордыне и отплачивая за обиды. Они никогда не смирялись, считая это унижением их достоинства. Не пытались исправить себя, чтобы пойти смиренным путем Христа. Поэтому они живут вне Царства Божьего. Человек, рубящий дрова – со многими грехами. И вместо того, чтобы смиренно исповедоваться и покаяться, он добавляет к своим грехам другие беззакония. Тот, кто откачивал воду, был человеком, творящим добро. Но ему не хватало смирения, которое удалило бы из его души все следы горечи, и он бы не утратил свои добрые дела. Поэтому нам стоит быть осторожными в том, что мы делаем, чтобы не трудиться неправедно и напрасно».

***

«Спасется именно тот человек, который не питает отвращения к боли и печалям, приходящим по разным причинам. Тот, кто избегает их, не знает, что он делает в этой жизни и что он получит, когда уйдет» (святой Максим). 

***

Брат спросил авву Евпрепия: «Каким образом страх Божий приходит в душу человека?» И старец ответил: «Если человек выбирает смирение и бедность, то страх Божий вскоре постигнет его».

***

Авва Иаков сказал: «Как лучина светит в темноте, так и страх Божий, входя в наше сердце, освещает его и учит всем добродетелям и заповедям Бога».

Перевел с греческого Константин Митин
Издательство «Ορθοδοξος Κυψελη». Салоники

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить