«Спасайся о Господе со страхом и усердием»

22 сентября по новому стилю в церковном календаре чтится молитвенная память Собора Глинских святых. Обратимся к краткому житию и духовной мудрости одного из святых этого Собора – преподобного Серафима (Романцова).

Преподобный Серафим (Романцов)

Будущий старец родился 28 июня 1885 года в Курской губернии в крестьянской семье. В детстве окончил церковноприходскую школу. После смерти родителей стал послушником в Глинской пустыни. В 1914 году отправился на фронт Первой мировой войны. Был ранен и в 1916 году вернулся в монастырь. Через три года его постригли в монашество с именем Ювеналий. Духовником монаха Ювеналия стал иеромонах Аристоклий (Ветер), отличавшийся подвижнической жизнью. Старец научил своего послушника внимательной внутренней жизни. 

За время пребывания в Глинской пустыни смиренный монах Ювеналий приобрел особую любовь к молитве. В 1922 году он был рукоположен в диакона. В том же году вместе с иеромонахом Зиновием (Мажугой) он переехал в Драндский Успенский монастырь возле Сухуми. Через три года и этот монастырь был закрыт советской властью. Отец Ювеналий принял священный сан и великую схиму с именем Серафим. Он основал монашескую общину в горах Кавказа, какое-то время жил с отшельниками, но его арестовали и выслали в концлагерь на строительство Беломорканала.

После четырехлетней ссылки до 1946 года отец Серафим жил в Киргизии. Там он уходил в горы для молитвы, богомыслия и аскетических подвигов. Зимой жил у благочестивых мирян, где ночами совершал богослужения, исповедовал. Одно время он служил в Ташкенте при кафедральном соборе. Его духовная дочь вспоминала: «В Ташкенте я жила под руководством старца Глинской пустыни отца Серафима (Романцова). Он в 1934 году вышел из лагеря очень истощенным, без паспорта, и наша семья 12 лет его прятала. Он то поживет у нас в Ташкенте, то отвезем его к брату отца в Киргизию». 

В 1947 году отец Серафим вернулся во вновь открывшуюся Глинскую пустынь. В родной обители он поселился на втором этаже двухэтажной башни. За это его прозвали «столпником». Отца Серафима назначили духовником Глинской пустыни, а затем и ее игуменом. В монастыре он самоотверженно служил до вторичного его закрытия. После этого он вновь переехал в Сухуми, где был возведен в сан архимандрита и совершал старческий многотрудный подвиг, стяжав от Бога духовные дары. Так отзывался об отце Серафиме архимандрит Рафаил (Карелин): «В этом старце были необыкновенная простота и любовь, но впоследствии я не раз видел, как он скрывал эту любовь под внешней строгостью к своим чадам. Иногда он, казалось, гневался на них, но когда видел, что они искренно каются и просят прощения у Бога, то спешил ободрить и утешить их. Казалось, что солнышко зашло за грозовую тучу, а потом выглянуло опять». В 1966 году отец Серафим рукоположил своего духовного сына, иеродиакона Иоанна (Крестьянкина), в сан иеромонаха. 1 января 1976 года благодатный старец Серафим мирно отошел ко Господу. Канонизирован в лике святых Русской Православной Церкви в декабре 2017 года. 

Приобщимся к духовным наставлениям преподобного Серафима:

Начинай каждый день утром полагать начало благое, прося словами Златоуста: «Господи, сподоби мя любити Тя».

*

Обстоятельства, в которые мы поставлены премудрым Промыслом Божиим, есть наш Крест и школа, в которой мы должны учиться и познавать добро и зло. Познание это необходимо на пути нашего спасения.

*

Спасайтесь об имени Христове, чтобы удостоиться небесных благ. Покуда есть время и Господь приемлет, будем спасаться милостью Божиею.

*

Без смирения человек беден и никогда не может быть покоен в духе. Только одно истинное сердечное смирение недоступно дьявольским ухищрениям. Оно все его сети разрушает.

Молитесь, и Господь не оставит тех, кто вопиет Ему день и нощь о своем спасении.

*

Страх Божий выжжет всю самонадеянность, гордость, смирит и сделает трепещущим словес Божиих. Потому Господь и говорит: «На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66: 2). 

*

Святые Божии, коих весь мир недостоин, – и те подвергались скорбям таким, о которых мы, грешные, и помыслить не можем. Вспомните Иова, плачущего на гноище, Предтечу, алчущего в пустыне, Петра, распятого на кресте, Саму Преблагословенную Матерь Спаса нашего, стоящую у креста Своего Божественного Сына. Нам ли сетовать и роптать на наши сравнительно с теми ничтожные скорби? Но вот много таких людей, которые бедствуют, по-видимому, без всякой причины. За что они страждут? За что, например, страждут младенцы невинные и безгрешные и другие прочие? Ответ на этот вопрос тот же, какой Иисус Христос дал апостолам, когда вопросили Его о слепце: «Ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем» (Ин. 9: 3). 

*

Не нужно терять время, чтобы разыскивать, откуда, через кого и как, справедливо или напрасно мы оскорблены. Одно нам необходимо: нужно благодарно принять и благодушно ради Бога перенести оскорбления, побеждая благим злое, и, что бы ни приключилось, по всей возможности обращать во благое и всеми чувствами служить во славу Божию.

*

Кто бы как ни страдал, при благодушном терпении и благодарении Богу много пользы получает от своих страданий. Страждет телом, зато не будет страдать душою. Страдает несколько времени, зато будет блаженствовать вечно.

*

Старайся непрестанно устремлять свои помышления к Богу, и Он сохранит среди клокочущего моря страстей.

*

Нельзя забывать, что на пути к Богу необходимо совершенное незлобие, благое смирение и послушание. Руководствоваться во всяком деле надо словом Божиим.

В наши дни, среди суеты и многопопечительности, трудно молиться. Поэтому надо учиться молиться короткими молитвами (можно Иисусовой), читая их, когда можно, вслух, только внимательно, не спеша, не механически.

*

Берегите душевный мир, он выше поста и молитвы.

*

Утешайтесь милостию Божией. Вы удостоверены, что Бог не оставляет нигде обращающихся к Нему с сокрушенным сердцем.

*

Вспоминай примеры великого милосердия Божия и к великим грешникам. Главное: не осуждай, не завидуй, знай себя и будь с Богом.

*

Кто бы где бы ни был – без скорбей не прожить. Вооружайся терпением.

*

Крест скорбей надо преобразить для себя в крест Христов. Господь его принял от Отца, не обвиняя иудеев, Каиафу, Пилата, но сказал: «Чашу, юже даде Мне Отец…» Снисходи немощам других, не огорчая и не упрекая, не ропща.

*

Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других.

*

Оберегая душу от смущения, лучше уступить в чем можно, что не противоречит заповеди Божией, наблюдая за собою, чтоб в душе не оставить раздражения, гнева, обиды.

*

Главное не в том, сколько прочитать, а прочитать внимательно, погружаясь в разум святых молитв, как рыба в воду от находящего обуревания.

*

Учись переносить приятное с благодарением, неприятное – с молитвой покаяния, все же вообще – с преданностью Богу и благодарением, повторяя: «Слава Богу за все!».

*

Духом не падайте, не унывайте, но в волю Божию себя предавайте.

*

Тяжело нести крест находящих скорбей, но это наш удел. Поэтому, если хочешь быть в числе Христовых овец, то принимай все встречающиеся скорбные обстоятельства, как от руки Божией.

*

Всего необходимее для спасения – смирение истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это величайший дар Божий, и приобретается он многими трудами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами не изъяснимо. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования – молитву или слезы, пост, то все оное тщательно скрывается, ибо похвала людская, как моль, все изъедает.

*

Жизнь духовная действуется верой, а вера свидетельствуется делами. Когда хотите побеждать бесов, уступать должны человекам. Оскорбит ли кто? Уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения. В духовной жизни не воздается злом за зло, но зло побеждается благочестно.

*

Духовное богатство приобретается в терпении. Терпение же испрашивается непрестанной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – и помилует.

Оберегай себя от праздных и растлевающих душу бесед. Кто ищет Бога, но вместе с тем любит плотскую волю сердца и водится плотским мудрованием, тот храм своей души оскверняет. <…> Не от искры ли одной, иногда весьма малой и едва заметной, бывают великие пожары, и от малого зерна вырастает с течением времени великое дерево. Так и у нас: не из сердца ли исходят вся помышления злая, за помышлением – слова и беседы, а там уже дело и деяния. Поэтому всемерно нужно остерегаться греховных мыслей и мечтаний, свободных слов и разговоров.

*

Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старается рассеять тебя и отвлечь от молитвы. <…> Судишь или осуждаешь ближнего – немощь. Это кажется многим из нас маловажным, а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению пред Богом.

*

Болезни допускаются тогда, когда мы не способны к подвигам. Наше горе в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны.

*

Заметишь, что не удалось сделать все, что хотелось, скажи: «Господи, помилуй!» Надо бы заставить себя, да лень одолела – «Господи, прости». Если кого, забывшись, осудишь – скорее кайся, если что нарушишь – тоже. Покаявшись, старайся не грешить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух, ни на что и ни на кого не возмущайся.

*

Спасайся о Господе со страхом и усердием ради вечного блаженства. Гори всегда, как свеча пред Богом.

*

Радуйтесь о Господе, а не унывайте. Вы сами знаете, что в унынии нет спасения, уныние помрачает душу и расслабляет чувства. Зачем унывать? Прочь уныние. Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Молитесь, трудитесь, пойте, читайте, – все во славу Божию творите, утешайте себя и говорите все, что душу назидает и к Царствию Божию ведет. Тогда сами делом уверитесь, как вся ваша душа покроется мирными помыслами и сердце ваше возвеселится, будучи объято неизреченною радостью о Христе Иисусе.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Подготовила Александра Калиновская


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить