Споручница грешных

Даждь ми в покаянии на земли пожити 

Происхождение иконы малоизвестно. Вероятнее всего, она была написана в XVII веке в Малороссии, что подтверждают некоторые детали ее иконографии: венцы, свитка и надписи на них. Полагают, что мысль об изображении иконы Споручницы подали слова одного из акафистов Богоматери: «Радуйся, руце Твои в поручении о нас Богу приносящая!» 

1.jpg

В полном смиренной веры акафисте Покрову Богоматери, составленном знаменитым Иннокентием Херсонским, есть мысль о значении Богоматери как «Споручницы грешных»: «Аще кто от людей праведным судом Божьим осуждения достоин явиться – Твоим обаче державным покровом сохраняется на покаяние». Что же касается текста надписи на иконе, есть версия, что она может принадлежать перу архимандрита Киево-Печерской лавры (с 1584 года) Варлааму Ясинскому (с 1590 года – Митрополит Киевский; + 1707)».

Три звезды – одна на челе Пречистой и по одной на раменах Ее – символы приснодевства Пресвятой Богородицы

Иконография Владычицы Споручницы грешных относится к типу Одигитрии. Изображение Богородицы поясное (в России встречаются, правда, редко, иконы с написанием Споручницы в рост). На левой руке Она держит Богомладенца, сжимающего обеими ручками правую руку Матери, как это бывает при заключении договора. На главах и Богоматери, и Спасителя – венцы, знак царственного могущества; в полукружии около фигур расположено двенадцати звезд, по шесть с каждой стороны, как символ полноты благодати и напоминание величавого образа церковных песнопений, по которым Владычица есть «Звезда, являющая Солнце». В сиянии вокруг главы Спасителя стоят три славянских буквы, в переводе с греческого означающие «Сущий» – имя Господа Вседержителя. Три звезды – одна на челе Пречистой и по одной на раменах Ее – символы приснодевства Пресвятой Богородицы до Рождества, в Рождестве и по Рождестве Христовом. В углах иконы на четырех свитках сделана надпись, предельно уясняющая смысл святого образа:

Аз Споручница грешных к Моему Сыну,
Сей дал мне за них руце слышати Мя выну,
Да тии, иже радость выну Мне приносят,
Радоватися вечно чрез Меня испросят.

Сколько утешения для верующих в этих словах: Христос «дал руце», то есть торжественно заверил Свою Мать, что всегда будет внимать мольбам Ее!

Мастер-иконописец Феодор А. при работе над гравюрой 1694 года, помещенной в изданных в Киево-Печерской лавре Апостоле 1695 года, Псалтири и канонах преподобного Иоанна Дамаскина 1697 года, изобразил Пресвятую Деву с Богомладенцем в круге с исходящими от него солнечными лучами. По кругу – известная надпись: «Аз Споручница грешных…», а вокруг нее, в лучах и небольших окружностях, – двенадцать преобразовательных символов Богородицы, связанных с текстом акафиста: лествица, ковчег.

В издании Псалтири под одной гравюрой помечена и другая надпись: «Толкущу отверзается, Сын Твой поведает, и идущий усердно Милость обретает. Грешный аз в дверь Милости не смею толкати. Ты мне грешному помози, Безгрешная мати. Аще ми Дверь Милости Божией заключена. Тебе ради абие будет отверзенна. К тебе в сокрушении сердца притекаю и Тебе грешный себе в веки вручаю». 

2.jpg

А под помещенной в Канонах святого Иоанна Дамаскина гравюрой Феодора приводятся вирши иные: «На Твой Пречистый Образ, Царице, взираю и смиренно ся Тебе грешный поклоняю. Даждь ми в покаянии на земле пожити, а в небе на Тя с Сыном в веки смотрети».

Поручительница за грешных! Какое утешение для нас заключено в этих словах!..

Само название ее принадлежит к числу трогательнейших среди наименований икон Богоматери. Поручительница за грешных! Какое утешение для нас заключено в этих словах!.. Люди согрешили и праведным судом Божиим признаны достойными наказания, гибели. Но есть за них в высоком небе неусыпающая Ходатаица. Она поручается Богу, что человек исправится, когда он об этом еще и не думает. И что победит: человеческое ли ожесточение или милующая и ведущая людей ко спасению благодать Богоматери?

Мамочка вернулась

Примечательно то, что в России чудотворная икона «Споручница грешных» появилась в Николо-Одринском монастыре. Долгое время эта икона не обращала на себя особого внимания и, как малоценная и обветшавшая, часто переносилась в обители с места на место, пока не была поставлена в ветхую деревянную часовню у западных монастырских врат. И от времени она так почернела, что изображение было еле видно, а надписи совсем исчезли.

В 1843 году Богоматерь благоволила открыть о Своей иконе в сновидениях многим жителям города Карачева и прославить ее чудесами, которые были совершены над младенцами.

Летом 1844 года в монастырь приехала купеческая вдова Александра Почепина с двухлетним сыном Тимофеем, страдавшим неизлечимыми припадками. Женщина просила отслужить молебен перед иконой Споручницы, о которой ей было открыто в сновидении. Эта просьба вызвала удивление у братии, потому что никто не помнил, чтобы служились молебны перед этим образом. Но молебен отслужили, а через некоторое время младенец исцелился. Затем совершались и другие чудеса. По распоряжению настоятеля монастыря, игумена Серапиона, потемневшую от времени икону тщательно отмыли, тогда и была прочитана на ней известная надпись. А через некоторое время икону торжественно перенесли в соборный храм Никольского монастыря. В последующие годы, особенно во время эпидемии холеры в 1847–1848 годах, многие безнадежно больные, с верою приходившие к чудотворной иконе, заступничеством Богоматери получили исцеление и возвратились к жизни.

3.jpg

В монастырском архиве сохранилось упоминание о «Показании игумена Серапиона № 5269, данном вследствие предписания преосвященного Смарагда, епископа Орловского и Севского, депутату духовного правления протоиерею Попову», в котором были описаны и другие случаи благодатной помощи Царицы Небесной через Свою икону.

Также сохранилось описание иконы. «Риза на иконе сребровызлащенная, вся унизана драгоценными камнями. Время ее написания нельзя определить в точности. Орнамент, краски и все направление искусства с большою вероятностию можно отнести не далее, как к XVII, а может быть, к XVIII веку. Несмотря на это, рисунок очень правилен, и произведение особенно важно тем, что в нем строго сохранен характер благочестия; лица правильны по выражению греческого колорита и проникнуты скромностию и смирением. Сверх того, оно заключает в себе драгоценные данные для художников в указании возраста изображения лиц и той правдивой доброты каждого из них, которая невольно приковывает к себе сердце человека, а в минуты сокрушения о грехах отрешает ум от всего земного. Пречистая Богоматерь изображена в виде держащей на святых руках Своих Предвечного Сына Богочеловека в младенческом Его состоянии, а Сей – сидящим у Ней и подавшим обе всемощные ручки в правую руку Пренепорочной Матери Своей. Оба они видятся как будто сейчас окончившими первый важный вопрос о всех притекающих к Царице Небесной с верою, коих пришел спасти рожденный от Нее возлюбленный Сын – Бог Слово Отчее; оттого и светлые взоры их проникнуты необъяснимою совокупною радостию ожидания имеющих предстать пред пречистым сим образом со словами веры и надежды»[1].

4.jpg

Игумен Серапион испросил у духовного начальства благословение на писание копий с чудотворного образа «для раздачи усердствующим обители». Из числа сделанных копий особой известностью пользовалась икона, находящаяся в московском храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках. Ее прославление способствовало быстрому распространению на Руси этого образа Царицы Небесной. Как благословение и дар обители, списки с иконы поступали в храмы Иркутска, Тобольска, Томска и даже Кавказа. В 1849 году настоятель обители преподнес два образа «Споручницы грешных» через гофмаршала Двора Его Высочества Государя-наследника В. Олсуфьева в дар Государыне цесаревне Марии Александровне и великой княгине Марии Николаевне.

Игумен Серапион испросил у духовного начальства благословение на писание копий с чудотворного образа «для раздачи усердствующим обители»

Своего расцвета и величия обитель достигла при игумене Серапионе, много потрудившемся для его хозяйственного обустройства и особенно для его духовного устроения. В период его игуменства в обители был введен богослужебный Афонский устав. Монастырь стал центром паломничества. Молва о его духовном преуспеяние и строгой жизни братии привлекла к нему людей разных сословий, а за советами к одринским старцам паломники приходили издалека. К концу XIX столетия монастырь так разросся, что ограда вокруг него простиралась на 17 километров. 

Новая атеистическая власть с 1922 года начала размещать в монастыре различные учреждения, а в 1928 году он был закрыт.

Богородица Сама выбирает место, где Ей явиться перед людьми, и одним из таких мест и стал Орловский, а теперь Брянский Николо-Одринский монастырь. 

Чудотворная икона находилась в монастыре вплоть до Великой Отечественной войны. В годы оккупации святыню удалось вовремя унести из обители. С тех пор началось ее странствие. Лет тридцать икона переходила из рук в руки, пока не очутилась на Украине. Последняя хозяйка «Споручницы» поехала в один из тамошних монастырей, прихватив с собой икону. Не сразу осознала странница, что попала к раскольникам. Спешно вернулась она в родные края, где и приняла постриг. Икона же осталась на Украине. Прошло немало времени, пока спохватилась монахиня – не дело это, надо икону вернуть.

Поехала она в знакомые места, где оставила «Споручницу», на след иконы напала: оказалась та в Одессе. Новые хозяева просили сами: «Заберите ее, искушает только нас». Стояла чудотворная икона в доме за телевизором, и глаза Богородицы подчас затмевали изображение на экране – столь пронзителен был Ее взгляд. Вернулась монашка домой, рассказала о том, что узнала, и встал вопрос: кому за «Споручницей» ехать? И поехал схимонах Макарий в далекое путешествие за чудесной Путешественницей…

Этот необыкновенный человек на вопрос о возрасте отвечает: «Как-то спросили у одного старца: "Сколько вам лет, Батюшка?" – "Мне лет сорок". И, заметив удивление в глазах вопрошающих, пояснил: "Сорок лет я с Богом в душе живу. А до этого молодой был, грешил много. Считай, и не жизнь. Это в счет не идет и за прожитые годы не считается"».

Лучистые глаза батюшки Макария ласкают каждого, кто подходит получить благословение. Мягкая детская улыбка. Живое лицо. Образная, самобытная речь. Тонкое чувство юмора. И – ошеломляющая искренность. Детскость? Мудрость? Благодать?!

Из-за частично парализованных ног старец передвигается с помощью специальной коляски, этакой обитой дерматином дощечки на колесиках. Еще батюшка во время службы, когда идут глубокие поклоны, что-то все время поправлял за рясой. И при очередном земном поклоне мы увидели… огромные железные цепи, крест-накрест перепоясывающие схимонаха. Вериги. Тайная скрытая жизнь духа и тела.

5.jpeg

Схимник. Монах. Подвижник? Старец? Страшно и стыдно спрашивать. Отец Макарий много и с воодушевлением рассказывает о чудесных свойствах иконы. Однако все попытки выяснить, каким образом «Споручница грешных» оказалась в родном доме, были напрасны. Схимонах, смущенно улыбаясь, отшучивался и уходил от ответа. «Мамочка вернулась…» – вот и все. Но в монастыре нам рассказали, как было дело. Оказывается, когда встал вопрос о том, кому ехать за иконой, отец Макарий сказал: «Я поеду!» На своей дощечке он отправился в дальний путь. Добирался исключительно своим ходом. То есть прошел он этот путь – от Одрино до Одессы – буквально… на коленях. По дороге собирал милостыню, рассказывал о вере. На собранные таким образом деньги отец Макарий выкупил икону у частного владельца. В какую сумму это обошлось, так и осталось тайной. Но вроде четыре миллиона старец заплатил, сказала одна прихожанка. Но чего?.. Долларов, рублей, карбованцев? Неважно. Для монахов деньги не важны. Святыня превыше всего.

Вывоз иконы осложнился государственными отношениями. Ведь Украина – отдельное государство; и для того, чтобы вернуть такую ценность на Родину, надо было приложить немалые усилия. Представьте себе, старец Макарий и эти хлопоты взял на себя! Он переправил икону в Киев, где святыня хранилась три месяца, пока оформляли необходимые документы.

Когда стало известно, что икона выкуплена, за ней отправились священники Брянской епархии и буквально на руках принесли святыню на Брянщину. Через две недели в Одрин вернулся и старец. Своим ходом. 24 ноября 1996 года «Споручница грешных» заняла прежнее место в церкви монастыря. И каждый теперь может прийти и ей поклониться. Как сказал батюшка Макарий: «Если подойдешь к чудотворному лику с чистым сердцем, истинной верой и огромным желанием избавиться от порока или болезни, – все исполнится…» 

Утешительница Москвы

В 1847 году настоятель Одрина монастыря – игумен Серапион (1834–1856) – послал в Москву точную копию со святой иконы человеку-праведнику, благотворителю и странноприимцу подполковнику Димитрию Николаевичу Бонческулу в благодарность за радушный прием насельника их монастыря иеромонаха Смарагда. 

Подаренная икона была освящена в доме владельца священником Николо-Хамовнического храма Иоанном Архангельским. Вскоре от иконы стали происходить исцеления. Люди исцелялись от лихорадки, расслабления, онемения ног, беснования и других болезней. Икона особенно прославилась своими чудотворениями в 1848 году во время эпидемии холеры, когда через помазывание елеем от ее лампады исцелялись даже безнадежные больные. Благочестивые люди заказывали списки с чудотворного образа в свои домашние иконостасы.

6.jpg

В 1848 году, в день Светлого Христова Воскресения, икона «Споручница грешных» неожиданно стала блестящей, как бы стеклянной, а затем появилась жидкость, похожая на дождевые потеки. Дочь Бонческуло сняла несколько капель и помазала ими лоб себе и отцу: почувствовалось благоухание. 

Дмитрий Николаевич понял, что больше не может держать святыню в доме, и 30 мая 1848 года в Троицкую родительскую субботу передал прославившийся образ Богоматери в свою приходскую Николо-Хамовническую церковь. Со всех сторон стали стекаться больные, они молились и выздоравливали. 

Когда прекратилось чудесное мироточение, в храме Святителя Николая начались другие чудеса. В алтаре церкви стало происходить необыкновенное блистание. Оно появлялось в виде звезд, которые то тускнели, то вдруг ярко вспыхивали, то гасли, то снова появлялись. Это необыкновенное явление привлекло к себе множество народа, не отходившего от церкви сутками: днем – для совершения молебнов пред чудотворною иконою, а ночью – для наблюдения за появлявшимся в алтаре светом, который исчез 10 июня.

Только с 1848 по 1850 год от «Споручницы грешных» последовало не менее 115-ти засвидетельствованных чудесных явлений

Только с 1848 по 1850 год от «Споручницы грешных» последовало не менее 115-ти засвидетельствованных чудесных явлений. 

В одном из церковных журналов за 1872 год сообщалось, что в этом году придел во имя святителя Димитрия Ростовского в Николо-Хамовнической церкви переименован в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных» и освящен 5 ноября Преосвященным Леонидом (Краснопевковым; 1817–1876), епископом Дмитровским [2]

Все эти годы Богоматерь чрез Свой дивный образ неустанно помогала людям в их тяжелом земном пути: и в борьбе с искушениями, и во время крутых поворотов русской истории. 

7.jpg

В советское время в церкви Святителя Николая Божественную литургию дважды совершал святитель Тихон по случаю праздника в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». 

Одна из последних речей Патриарха Московского и всея Руси Тихона словно колокол раздалась на всю Россию и, к сожалению, не потеряв своей актуальности, продолжает звучать уже для нас, людей XXI века: «Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают Родину нашу. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная… От небрежения чад своих, от хладости сердец страждет наша Святая Церковь, а с Нею страждет и наша Российская держава. Но имеем с нами святых печальников и молитвенников за Русскую землю. И в народе православном не все преклонили колена пред Ваалом; они неотступно взывают ко Господу о спасении. Ныне потребно сие дерзновение веры, бестрепетное ее исповедание во всяком слове и делании. Да возгорится пламя светоча вдохновения в Церкви Российской, да соберутся силы, расточенные в безвремении…»

Богоматерь оберегала не только всех приходящих к Ее святому образу, но и сам храм, его сохраняющий. И хотя в 1922 году церковь была ограблена большевистскими властями, а в 1930-м Моссовет пытался ее закрыть и передать эти «священные своды» Осоавиахиму, но как ни сильна иногда кажется рука человеческая, Божья сильнее – церковь осталась открытой. Благочестивые прихожане объясняют неудачу местных безбожников в закрытии храма тем, что с 1921 года перед чудотворным образом стали читать акафист и совершать службу иконе «Споручница грешных», составленные протоиереем Виктором Лебедевым. 

Среди душного мрака богоотступничества этот храм взял на себя труд быть одним из горящих светильников Церкви. И во время репрессий, и в тяжелые годы Великой Отечественной войны (прихожанами было собрано около 500 тысяч рублей в фонд обороны) приводил он людей к Святому Причастию, даруя столь необходимые душам верующих тех лет силы для покаяния. 

Во время репрессий и в годы Великой Отечественной войны образ приводил людей к Святому Причастию, даруя силы для покаяния

С образом Божией Матери знаменательно была связана судьба настоятеля храма, протоиерея Павла Лепехина (1880–1960), которого еще младенцем мать приносила в храм и клала на каменные ступеньки у подножия иконы. С 1912 года отец Павел всю свою пастырскую жизнь, силы и усердие отдал этому храму, не оставив его даже в самый тяжелый 1942 военный год. Не бывало дня, когда бы добрый пастырь оставил свою общину без службы и духовного утешения. Когда власти хотели закрыть храм, он каждый вечер вынимал чудотворную икону из киота и обходил с ней храм, моля Пречистую о заступничестве. И храм никогда не был закрыт.

8.jpg

«…В темнице был, и вы пришли ко Мне» 

В России до революции многие из тюремных храмов были названы в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных». Начало восстановлению церковного окормления мест заключения было положено в 1990 году, когда Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси, посетил колонию строгого режима в Металлострое.

Как только священникам позволили переступать порог следственных изоляторов для Крещения и приобщения Святых Тайн узников, в Московскую Патриархию начали поступать многочисленные прошения от заключенных, их близких, а главное – от руководства тюрем об устройстве храмов при этих учреждениях.

Так произошло и в мужском следственном изоляторе № 3 при Краснопресненской пересыльной тюрьме. В 1989 году по просьбе матери заключенного туда пришел для совершения таинства Крещения ныне уже покойный иерей Феодор Соколов, тогда еще священник храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Он был первым священнослужителем, допущенным в Краснопресненский изолятор, и с тех пор нередко наведывался туда.

В 1992 году к нему обратился заместитель начальника по работе с личным составом, подполковник внутренней службы Николай Николаевич Лебедев с просьбой открыть в СИЗО-3 приписную церковь. Инициатива руководства тюрьмы нашла поддержку Патриарха Московского и всея Руси Алексия, благословившего освятить храм в честь Иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Здание Краснопресненской тюрьмы выстроено в советское время. Здесь никогда не было церкви, и для устройства ее освободили одну из камер. Заключенные сами оборудовали храм, смастерили резной иконостас, клирос, сшили завесу. Образа и утварь приобрела администрация изолятора.

Шестого ноября 1992 года храм был освящен малым иерейским чином священниками Глебом Каледой и Федором Соколовым. Вошло в традицию в светлые дни Богоявления совершать великое освящение воды с последующим окроплением всех тюремных помещений. Дважды в храме совершалось архиерейское богослужение викариями Московской епархии: на десятилетнюю годовщину освящения в 2002 году Преосвященным Алексием, епископом Орехово-Зуевским, и в 2003 году Преосвященным Александром, епископом Дмитровским. Богослужения в храме совершаются в двунадесятые и великие праздники. Со дня его освящения в нем было крещено более 400 человек. В алтаре прислуживают сами заключенные. Певчие приезжают из храма Спаса Преображения в Тушине, к которому приписана тюремная церковь. Окормляет узников отец Иоанн Каледа из храма Троицы на Грязех [3].

Я Тебе, Владычица, принес
Две жемчужины моих горючих слез,
Сердца скорбного великую печаль
И тоску о том, чего до боли жаль.
Пред святой Иконою Твоей
Я покаялся в грехах моих страстей,
В глубине содеянного зла,
Знаменующего темные дела.
Я смирился, я умалился душой
И с воспрянувшею верой и мольбой
Пред Лицом Царицы всех цариц
В умиленьи распростерся ниц…
Я Тебе как жертву в дар принес
Две жемчужины моих горючих слез, 
Сердца скорбного великую печаль
И тоску о Том, Кого всегда мне жаль.

Бехтеев С. С.


[1] Веретенникова Г. А. Предисловие // Схимонах Макарий (Люльченко) Господи Сил, с нами буди… – М., 2003. – С. 2.

[2] Двинский Д. К 100-летию внесения иконы Богоматери «Споручница грешных» в Николо-Хамовнический храм г. Москвы (1848 – 29 мая – 1948 г.) // ЖМП. 1948. №7. С.65. Храм святителя Николая в Хамовниках. – М., 2000. – С.7.

[3] См. Карпова М. Г. Храм в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных» при Краснопресненской пересылочной тюрьме // Святыни Православной Москвы. Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда. – М., 2000. – С. 145–147.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Нина Васильевна   28 марта 2022, 13:03
Как всегда: вдохновение и радость от познания значимых событий в церкви  для христианина и для любого человека.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить