«Стать наследниками Небесного Царства»

Насельник старейшей монашеской общины в мире, хранитель библиотеки монастыря святой Екатерины на горе Синай, архимандрит Иустин Синаит ответил на некоторые вопросы о духовной жизни.

– Отец Иустин, благословите. Скажите, пожалуйста, несколько слов о важности молитвы для современных христиан.

– Всем нам необходимо выделять и беречь время и место для молитвы, чтобы обрести силы и стойкость для нашей ежедневной жизни. Христос сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 6). Часто нам сложно выделить время для молитвы, поскольку на нас лежит множество обременительных обязанностей. Во время молитвы нам могут прийти ответы на вопросы, актуальные для нас. Молитва и духовное размышление очень важны для каждого, независимо от того, является человек монахом или мирянином.

1 (62).jpg

Современная жизнь сложна и хаотична, но иногда именно посреди всех трудностей мы можем ощутить благодать Божию. Однажды я был в одном международном аэропорту, пытаясь пройти бесконечные расстояния до выхода на посадку на следующий рейс. Я был измотан поездкой, боялся опоздать на свой самолет и беспокоился о многом. Я стал молиться и ощутил покой. Суета и трудности больше не довлели над моим умом. 

В другой раз, много лет назад, я работал над довольно сложным проектом и в итоге сник от усталости. Но тут мне на ум вдруг пришел стих из Писания: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15: 58). Эти слова апостола помогли мне завершить дело. 

Из житий святых мы знаем, что христианам нужно стараться претерпевать все искушения ради Бога, чтобы стать наследниками Его Царства.

– Как в молитве достичь живого общения с Богом?

– Прежде всего я хотел бы привести следующие цитаты из Писания: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53: 4); «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4: 19); «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2: 20). 

Молитва – это беседа с Богом. Это выражение нашей любви к Нему в ответ на Его любовь к нам. Это основа нашей духовной жизни. Читая псалмы и другие молитвы великих святых, мы присоединяем свои молитвы к их и постепенно усваиваем молитвенный словарь. Читая знакомые молитвы, мы иногда можем заметить, что та или иная фраза кажется нам особенно значимой, тогда хорошо остановиться на ней. Мы находим это в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника: «Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость, или умиление, то остановись на нем; ибо тогда и Ангел Хранитель наш молится с нами» (Слово 28)[1].

Каждый вечер я стараюсь читать акафист Пресвятой Богородице. Это чрезвычайно глубокое и сложное молитвенное произведение. Очень часто какая-то определенная фраза обретает для меня особый смысл, а затем, когда я читаю акафист в следующий раз, другая. И хотя это чтение для меня вошло в привычку, слова акафиста всегда кажутся чем-то свежим и новым. Песнопения Церкви – это квинтэссенция ее богословия. Каждая служба представляет собой поразительное изобилие духовных прозрений. Даже если мы поем одни и те же службы, бывают моменты, когда мы слышим молитвенные фразы как будто впервые.

Песнопения Церкви – это квинтэссенция ее богословия. Каждая служба представляет собой поразительное изобилие духовных прозрений

Пример спасительного покаяния дает нам Неделя о блудном сыне перед началом Великого поста. Притча рассказывается в пятнадцатой главе Евангелия от Луки. В ней есть такие слова: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18). Для нас важен этот покаянный пример, это восхождение от греха к праведности.

Как мы читали в этой притче, отец не забыл своего нечестивого сына. Он часто смотрел вдаль, надеясь, что однажды сын вернется. И однажды он действительно увидел его: неужели это он? Он теперь такой худой и изможденный, одетый в лохмотья. Да, это он! Наконец он здесь, и отец обнимает его. Сын не успевает даже закончить свою заготовленную короткую речь, как отец посылает слуг за лучшей одеждой, перстнем и обувью и приказывает им приготовить роскошный пир.

Отец не останавливается, чтобы спросить сына о том, что произошло, почему он вернулся, чего именно он хочет сейчас, действительно ли он сожалеет о случившемся, чтобы сказать, на каких условиях его могут принять обратно, если его вообще примут. Сын закоснел в своем зле, но отец был неимоверно щедр в своей всеобъемлющей и всепрощающей любви: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 24). Так же Бог относится к каждому из нас.

В заключительном гимне утрени Недели о блудном сыне мы слышим такие слова: «Отче Благий, удалихся от Тебе, не остави мене, ниже непотребна покажи Царствия Твоего: враг вселукавый обнажи мя и взят мое богатство, душевная дарования блудно расточих. Востав убо обращься к Тебе вопию: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих, мене ради на Кресте пречистеи Твои руце прострый, да лютаго зверя исхитиши мя, и в первую одежду облечеши мя, яко един Многомилостив» (Слава, глас 6).

2 (73).jpg
Н. Лосев. «Притча о блудном сыне» 1882 г. 

Автор этих строк не просто пересказывает притчу. Он создает прообраз между сострадательным отцом и Самим Христом. Спаситель простер Свои безгрешные руки на Кресте, как добрый отец, принимающий обратно блудного сына. Он освобождает нас от врага и облекает нас в изначальную славу, для которой мы были сотворены. Ибо Он Благ и Многомилостив.

– Объясните, что такое трезвение и доступно ли оно современным верующим, живущим в миру?

– Нашим действиям предшествуют решения и побуждения, которым, в свою очередь, предшествуют мысли и внушения. Отцы-пустынники давно поняли, что, если мы будем в состоянии следить за своими мыслями и внушениями, которые приходят нам на ум, и контролировать их в самом начале, мы сможем сохранять духовное спокойствие. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41).

Наше воображение всегда активно, даже во сне, когда мы видим сны. Остановить движение ума нам не подвластно, но мы можем постараться удерживать его в определенных рамках. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом: «Стережет видимую мышь кошка; а мышь невидимую – мысль безмолвника. Не отвергай сего сравнения; если же иначе, то ты еще не познал, что такое безмолвие» («Лествица», Слово 27)[2]. Если кошка поймала мышь и на мгновение отпускает ее, та пытается убежать, но вновь попадает в лапы кошки. То же самое может происходить и с нашими мыслями.

В «Лествице» мы находим ясные указания на Иисусову молитву, которая была известна и практиковалась на Синае уже в первые века христианства. Эта самая простая молитва может быть наиболее подходящей для сосредоточения ума, если мы повторяем ее слова с усердием и ожиданием Божией милости, уповая на Его милосердие.

– Что такое покаяние, согласно отцам-пустынникам? Как правильно каяться, чтобы Бог принял это покаяние?

– Отцы-пустынники были аскетами. Они подвергали себя строжайшим условиям: голоду, жажде, лишению сна, во всем отступая от своей воли в стремлении следовать воле Божией. Однако такая строгость к себе и неослабное рвение по Богу порождали в их сердцах кротость, чуткость, серьезную озабоченность тем, чтобы не оскорбить кого-либо. «Утеснение чрева – виновник чистоты», как сказал преподобный Иоанн Лествичник, некогда игумен нашего монастыря. Пустынники не думали, что даже после всей жизни, проведенной в трудах и подвигах, они заслуживают снисхождения от Бога. До самого конца жизни они сохраняли смирение духа. Именно смирением запечатывались все их земные труды.

До самого конца жизни пустынники сохраняли смирение духа. Именно смирением запечатывались все их земные труды

Приведу пример покаяния египетского подвижника аввы Сисоя, последователя преподобного Антония Великого. Когда он находился на смертном одре, он сказал своим братьям-монахам: «Пришли ангелы, чтобы взять меня. И я просил их, чтобы мне дали еще немного времени на покаяние». Старцы сказали ему: «Тебе не нужно покаяние, отче». Но он ответил им: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». И все поняли, что он достиг совершенства. Вдруг лицо его стало как солнце, и все устрашились. И сказал он им: «Вот, приходит Господь, взирайте все. Он говорит: принесите Мне избранный сосуд из пустыни!» И тотчас испустил дух. И сверкнула как бы молния, и все место наполнилось благодатью…

– В чем значение чтения писаний отцов-пустынников для современных верующих? 

– Стремясь к исполнению Евангелия своей жизнью, отцы-пустынники наметили карту духовной жизни, и эта карта остается неизменной и по сей день. Нам ничего не остается, как смиренно стоять в их тени и черпать вдохновение в их мудрых словах и примерах.

В Писании есть наставления о последних временах, и их можно найти и в словах богодухновенных отцов-пустынников. Один египетский отец однажды имел духовное видение. Он увидел троих монахов, стоящих на берегу моря. С другого берега он услышал глас: «Обретите крылья и придите ко Мне». После этого гласа двое монахов получили огненные крылья и перелетели на другой берег. Третий остался на месте. Он начал сокрушаться и плакать. Наконец, и ему были дарованы крылья, но не огненные, а настолько слабые, что он перелетел через море с большим трудом, часто погружаясь в море. Первые два монаха представляли монашество ранних веков христианства, а третий – монашество последних времен, бедное и числом, и достижениями. 

Монахи в третьем поколении после святого Антония говорили, что последнее состояние было свойственно их времени, а ведь это было начало V века. Монахи всех последующих эпох с тех пор ощущали, что время, в которое они жили, было временем немощи по сравнению с героизмом и подвигами древних отцов. И это не менее верно и для наших дней.

3 (66).jpg

Приведу одно изречение из жизни аввы Исхириона: «Святые скитские отцы произнесли пророчество о последнем роде. Они предложили вопрос: "Что сделали мы?" Один из них, великий по жительству авва Исхирион сказал на это: "Мы соблюдали заповеди Божии". Отцы спросили: "Что сделают те, которые непосредственно последуют за нами?" Он отвечал: "Они будут иметь делание в половину против нашего". Отцы опять спросили: "А те, которые будут после них?" – "Эти, – отвечал авва, – отнюдь не будут иметь монашеского делания; но их постигнут напасти, и они, подвергшись напастям и искушениям, окажутся больше нас и больше отцов наших"»[3].

Но в подобных изречениях из патериков есть некоторая опасность. Монах и тем более мирянин может многое оправдать словами: «Что я могу? Сейчас последние времена». Склонность к немощи может подпитываться теми изречениями, которые служили предостережением для первых христиан. В Послании к Евреям мы читаем: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Путь духовного восхождения и освящения для современных верующих остается сегодня тем же, что и для христиан первых веков.

И даже то малое, что будет сделано нами сегодня, не будет умалено Богом перед подвигами, превосходящими пределы человеческой природы, которые были совершены отшельниками в древности. Сегодня наставления пустынников следует рассматривать, памятуя о том, что сказано в Писании: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Всеми силами и монахи, и миряне в наше время должны вести христоподражательную и христоцентричную жизнь. Главным критерием нашей жизни должно оставаться следование за Христом.

Беседовала и перевела с английского Александра Калиновская


[1] Приведенная отцом Иустином цитата соответствует цитате из книги издательства Сретенского монастыря: Лествица, возводящая на небо / Преподобный Иоанн Лествичник : [Перевод: братия Оптиной Пустыни. 1850 г.] – 8-е изд. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

[2]Там же.

[3] Приведенная цитата соответствует находящейся в книге: Отечникъ : Рассказы о жизни святых подвижников / Сост. Святителем Игнатием (Брянчаниновым). – Изд. 5-е. – Москва : Даръ, 2009.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить