Страх, охраняющий нашу свободу

Слово в день памяти священномученика Илариона,
архиепископа Верейского

Страх, охраняющий нашу свободу. Проповедь иеромонаха Спиридона (Дороша) на Божественной литургии
28 декабря 2020 г. (Продолжительность 0:04:22 мин, размер 4.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Бог дал человеку свободу, и чтобы сохранить эту свободу, дал человеку ориентир – страх Божий, страх недолжного проявления свободы, страх не сбыться, не приумножить таланты, страх не вырасти в возраст Христов, страх не стать наследником Царства Небесного, потерять Любовь Божию. Куда только мы не употребляем нашу свободу! Кому только не продаем ее, забывая слова апостола: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5: 1).

А враг рад нас развлекать с утра до вечера и ночью, предлагая в плату за нашу свободу уйму развлечений, уйму вещей, на которых можно отдохнуть, расслабиться, забыться. И мы не чувствуем, как становимся рабами. Чем дальше мы заходим, тем больше теряем свободу выбора, становится труднее выбирать между грехом и благочестием, между развлечениями, праздностью и борьбой за свою жизнь.

Так мы теряем свободу, потому что перед этим теряем страх Божий. Тогда приходит страх вражий и приводит с собой множество других страхов, лишающих нас свободы, которые держат нас в невидимых узах – и видимые уже не требуются. Боишься – значит, не свободен. Приходит страх за земную жизнь, страх за здоровье, страх потерять комфорт, удобства, страх потерять какую-либо вещь, еду, зарплату, имидж, уважение и признание, страх чужого мнения, недостатка почтения, страх показаться не таким… А за этими страхами приходит и озлобленность друг на друга.

Все эти страхи, может, и маленькими, но крепкими нитями связывают нас, связывают наши движения, нашу свободу выбора. Мы становимся неспособными бороться за свою свободу, мы боимся что-либо потерять, неправильно выглядеть. Становимся неспособными бороться за свою вечную жизнь, за Царство Небесное.

Пусть мы еще не явные враги Бога, но уже и не явные друзья. Мы и на Бога теперь смотрим с опаской и недовольством, ведь Он может забрать у нас то, к чему мы привязались. Это может быть и какая-то вещь, мелочь, а может быть и близкий человек.

Есть яркий пример нашего порабощения. Помните «Гулливера в стране лилипутов»? Спящего, потерявшего бдительность Гулливера лилипуты за волоски привязали к земле. Вот эти волоски – это наши привязанности к земле, к земному. Уже нет сил оторваться. И небо видно только из положения лежа, пока не увезут нас во тьму кромешную.

Апостол говорит: со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2: 12). С бдительностью, с трезвением, чтобы не оказаться нам привязанными к земле Гулливерами, не имеющими сил не то что на мученический подвиг, но и на пару молитв.

Господь выкупил нас из власти диавола Своей Кровью, поэтому мы должны еще больше ценить свою свободу.

Страх Божий, данный Богом, – великая сила, охраняющая нашу свободу, страх ее потерять, страх не стать наследником Царства, страх потерять Божию Любовь. Тот, у кого есть страх Божий, знает суть жизни, видит ее перед собой. Теряем страх Божий – и суть жизни ускользает от нас, становится желанным не небо, а всё земное, временное. Страх вражий, страх земной лишает нас чего-то настоящего, главного. Со страха Божиего начинается возвращение к Богу. Страх Божий побеждает другие – вражии – страхи.

Столь велика драгоценность – приобрести Царство Божие, что ради нее люди с радостью стремились исполнить заповеди, несмотря на то, что это доставляло им скорби или какие-то ограничения, несмотря даже на угрозу для жизни. Именно страх Божий помогал нашим предкам – новомученикам, исповедникам, простым людям – побеждать прочие страхи, страхи земной жизни. Страх Божий вел их к Небесной Родине.

Именно страх Божий помогал новомученикам побеждать прочие страхи – страхи земной жизни

Один из новомучеников, протоиерей Философ Орнатский, перед казнью, утешая приговоренных с ним офицеров, сказал: «Ничего, ко Господу идем».

Сщмч. Философ Орнатский

И в жизни небесного покровителя нашей обители священномученика Илариона слышатся слова и Амвросия Оптинского: «жить – не тужить», и Златоуста: «слава Богу за всё». В одном из писем он писал:

«И так, за долгие годы привык и живу, не тужу. На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова о мне воля Божия – так пусть и будет».

И это не уныние, не апатия. Мы знаем о жизнерадостности священномученика Илариона и в мирной жизни, и в тюрьмах, и в ссылках, и на смертном одре. Это действительная надежда на Бога, Его Промысл, вера в то, что Бог ведет Ему ведомыми путями к Небу.

Дай Бог и нам всем обрести тот страх, который приведет нас к Небесной Отчизне. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Татьяна   12 января 2021, 16:01
Удивительный духовный Отец! Невероятно кроткий и сильный духом. Благодарю Вас Батюшка, что не оставляете нас:)
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить