Суд и осуждение

ДП1.jpg
Фреска храма Сретения Владимирской иконы Богородицы Сретенского монастыря

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7: 1).

На первый взгляд, легкая заповедь. Легкая потому, что если присмотреться внимательно и проанализировать, мы увидим, как это просто не осуждать ближнего, тем самым защищая уста и душу свою от греха. В конце концов осуждение ближнего – это не то, что укоренилось в нас с рождения. Это что-то внешнее, что, часто не основываясь на страсти и ненависти, является результатом нашего легкомыслия и небрежности. А также это происходит из-за обычной склонности часто говорить о других.

И всё же осуждение и упрек – это вовсе не мелкий, а тяжкий грех, который, к сожалению, широко распространен. Мы встречаемся с этим повсюду. Это как загрязненная атмосфера, которой мы постоянно дышим. Для людей это стало явлением обычным и привычным. «Нет никакого наслаждения критиковать другого человека», – говорит святой Григорий Богослов. Именно широкое распространение осуждения ближнего делает этот грех неизбежным и неотвратимым, и поэтому следует относиться к данной Господом заповеди «Не судите» с большим вниманием.

Никто не может отрицать нашу печальную действительность. И ни один здравомыслящий человек не может всерьез оправдываться тем, что «все другие тоже осуждают». Плохо, если критерием и правилом нашей нравственной жизни станет чья-то непорядочная жизнь. Наша собственная совесть, независимо от того, насколько она омрачена неразберихой и беспорядками в нашем обществе, будет протестовать и противиться осуждению. Она будет кричать, что правилом нашей жизни должен быть не голос мира и мирские привычки, а ее собственный голос, который в конечном счете является голосом Бога! Поэтому каждый человек находит Божию заповедь «Не суди» правильной и справедливой, даже если он сам часто впадает в грех осуждения.

Желание и привычка судить и критиковать других – попытка узурпации силы и прав Господа

«Не судите!» В самом деле, для чего судить кого-то? Зачем беспокоиться о том, что говорят и делают другие? Кто назначил нас исследователями, контролерами и судьями поведения других людей? Никто! В конце концов, разве сами мы не грешим? Слово Божие много раз и решительно запрещает осуждение ближнего. «Не суди», – повелевает Господь, потому что только Он имеет право судить. Он Законодатель и Судья! Перед Ним стоят все осуждающие и осуждаемые. И поэтому наше желание и наша привычка судить и критиковать других – это попытка узурпации силы и прав Господа. Это неуважительно по отношению к Праведному Судье.

ДП2.png

Поэтому апостол Иаков, брат Господа, говорит осуждающему: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4: 12). И тебе лично Бог заповедал уважать и любить своего ближнего. Когда вы упрекаете своего брата, вы нарушаете и презираете Закон Бога. Своим поступком вы осуждаете и отменяете закон любви. Вы больше не хранитель, а разрушитель закона: «Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон» (Иак. 4: 11). Итак, своим осуждением вы совершаете грех, возможно, более тяжкий, чем тот, который совершил ваш брат.

И апостол Павел добавляет: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2: 1). Мы все ответственны перед Богом. Мы дадим Ему ответ за все наши мысли и действия. Но если вы критикуете и осуждаете других, какое оправдание вы предоставите Господу и как вы осмелитесь просить Его о милосердии? Тем более вы знаете, как сильно Бог гневается на грешников, а упрек – это грех. Как бы нам не остаться неоправданными в тот великий день Второго Пришествия! Подумайте, что человек, которого вы судите, может раскаяться (или уже раскаялся) и обрести милость перед Богом, спастись и прославиться, в то время как вы остаетесь с тяжелым чувством вины осуждения. Итак, осуждая кого-то, вы осуждаете себя.

Осуждая кого-то, вы осуждаете себя

Вдохновленные Богом заповеди Священного Писания кажутся нелегкими для исполнения. Строгое осуждение против осуждения. Во многих местах Библии справедливо запрещается обвинение, как неуважение к Богу и отсутствие любви к ближнему. Именно это имел в виду святой Иоанн Златоуст, когда говорил: «Братья, давайте не будем жестокими судьями и обвинителями других, чтобы не понести ответственность перед Богом. Не будем забывать, что мы также имеем серьезные грехи, которые нуждаются в большем прощении. Так давайте же проявим милосердие к другим, независимо от того, насколько тяжко они согрешили, чтобы и нам можно было просить у Бога милости и благодати!»

Так пусть слово Господа будет правилом и девизом нашей жизни! Не судите, да не судимы будете.

Перевод с греческого Константин Митин
Из журнала "Η ΑΓΙΑ ΜΑΡΙΝΑ", Илиуполис, Афины. Ноябрь 1993

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить