Святой Ириней Лионский о Христе

Давайте откроем сегодня сборник священномученика Иринея Лионского, который он написал во II веке, под названием «Обличение и опровержение лжеименного знания». Кратко этот труд называется «Против ересей». В книге 2, главе 22 святитель пишет:

«Он, будучи учителем, имел и возраст учителя, не отвергая человека, не поставляя Себя выше его и не нарушая в Себе закона человечества, но освящая всякий возраст, соответствующим ему периодом в Своей жизни. Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех, говорю, которые чрез Него возрождаются в Бога, – младенцев, детей, отроков, юношей и старцев. Поэтому Он прошел чрез все возрасты – сделался младенцем для младенцев и освятил их; сделался малым для малых и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, правоты и послушания; сделался юношею для юношей, являясь для них образцом и освящая их для Господа.

Фото 1-превью. Христос в храме.jpg
Беседа Иисуса Христа с учителями в храме

Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем – не только по изъяснению истины, но и по возрасту, освящая вместе с тем и взрослых и служа для них образцом; затем Он дошел до смерти, дабы быть «перворожденным из мертвых и иметь во всем первенство» (Кол. 1: 18) быть «начальником жизни» (Деян. 3: 15), первейшим всех и предшествующим всем».

Прежде, чем мы возьмемся поразмышлять о значении этого важного отрывка, несколько слов о святителе Иринее. Он родился в Малой Азии среди грекоязычного населения и был учеником священномученика Поликарпа Смирнского. В свою очередь, его наставник сам был учеником святого евангелиста и апостола Иоанна Богослова. Святой Ириней вспоминал, как он сидел у ног блаженного Поликарпа, слушая рассказы о его общении с апостолом, любимым учеником Христовым. Таким образом, Ириней чувствовал себя духовным внуком самого святого апостола Иоанна и был глубоко затронут его духовностью.

В какой-то момент своей жизни, мы не знаем точно, когда и почему, святой Ириней отправляется на Запад, в Рим, где он примыкает к христианской общине этого древнего города. Некоторое время спустя он направился в южную Галлию, на территорию современной Франции. Именно здесь Церковь пережила большие гонения поколением ранее, до прибытия туда святителя, и уже успели прославиться Вьеннские и Лионские мученики. И именно здесь епископ Ириней становится великим защитником веры перед лицом множества различных еретических групп, бросающих вызов апостольскому свидетельству Церкви.

Ириней чувствовал себя духовным внуком самого святого апостола Иоанна и был глубоко затронут его духовностью

Священномученик Ириней часто может восприниматься как писатель, который выступал против гностиков. В его время некоторые из групп подчеркивали гносис, другие – нет. Но во всех своих произведениях, как и в своем епископстве, он заботился о том, чтобы показать истинную веру, переданную апостолами, сохраненную в Церкви, как он пишет, единую и одинаковую повсюду в мире.

Фото 2.jpg
Священномученик Ириней Лионский

Традиционно считается, что святитель Ириней принял мученическую кончину, хотя подробности его кончины, ее времени и места нам неизвестны. Тем не менее святая Церковь празднует его память его каждый год.

И приведенный выше отрывок сподвигает нас задаться вопросом, столь важным для нашей христианской веры: какова природа спасения? Что значит для Христа спасти человечество? В современном мире существует множество ответов на этот вопрос. Однако связь нашего спасения с Воплощением Богочеловека, хотя и провозглашается, но часто не понимается глубоко. Очень часто становление Христа как человека воспринимается своего рода преамбулой к великому спасительному акту Его жертвы на Кресте.

Конечно же, Его крестная жертва, Его смерть и Воскресение лежат в самом сердце спасительного дела, которое Он совершил. И все же Его Воплощение, Его человеческое рождение, Его жизнь как человеческой личности не являются преамбулой к спасению, предложенному Им людям, но на самом деле является неотъемлемой частью этой спасительной икономии. И именно в этом труды святого Иринея так пронзительны и так актуальны в наши дни. В тексте, который я привел выше, мы видим, как святитель убедительно и красиво предполагает, что Христос освящает каждую эпоху жизни человека, проходя через каждую из них.

Святитель подчеркивает, что Христос приходит для всех: для младенцев, детей, отроков и для зрелых мужей. И спасает Он всех, будучи всем, проходя, по словам святого Иринея, через все этапы человеческой жизни. Он спасает детство, будучи сам человеческим младенцем. Он спасает отрочество, становясь отроком. Он спасает и освящает юность. Он становится взрослым и таким образом освящает зрелость.

Христос освящает каждую эпоху жизни человека, проходя через каждую из них

Речь идет не просто о том, чтобы Своей жизнью подать людям пример. Хотя святитель Ириней подчеркивает, что Христос дает нам пример для подражания, картину того, насколько человеческая жизнь должна соответствовать истине и послушанию на каждом этапе роста человека. Но за пределами этого примера стоит факт освящения. Христос сначала младенец, затем отрок, и, наконец, зрелый муж. И, поскольку Он является человеческой личностью на каждой стадии ее роста, вся человеческая природа и опыт соединяются с Ним в Его Божестве. Христос освящает каждый возраст, являя в Своем лице весь человеческий опыт.

Такое видение Воплощения Христова рассматривает каждый момент Его жизни как активное дело спасения. Когда Христос лежит беспомощным Младенцем в пещере при Своем Рождестве, в этот момент Он освящает и спасает мир. Когда Он, будучи Отроком, находится в послушании у Пресвятой Богородицы и у Иосифа Обручника, Он освящает в этом отрочестве послушание, и рост, и всю ту жизнь, которую ведут на этом этапе все человеческие личности. И Он приходит к совершеннолетию и достигает зрелости. Святитель Ириней считает, что Христос становится всем для всех, не просто как личность, как пример для всех людей, но проживая человеческую жизнь и объединяя ее с Собой. Это в итоге приводит к Его самопожертвованию, как пишет святитель: «Наконец, Он пришел к самой смерти, чтобы быть «перворожденным из мертвых».

Фото 3.jpg

В Своем приношении, в Своей жертве и смерти, в Своем Воскресении Христос жил человеческой жизнью так, как буду жить я и все мы, ибо каждый человек умрет и во Христе воскреснет. Таково видение святителя Иринея о том, как Господь Иисус Христос освящает Землю и возносит все творение к Себе. Да будут мысли святого Иринея Лионского благословением и вдохновением для нас. По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить