Святой Ириней Лионский о Христе

Давайте сегодня откроем сборник священномученика Иринея Лионского, который он написал во II веке, под названием «Обличение и опровержение лжеименного знания». Кратко этот труд называется «Против ересей». В книге 2, главе 22 святитель пишет:

1 (19).jpg
Икона священномученика Иринея Лионского

«Он, будучи учителем, имел и возраст учителя, не отвергая человека, не поставляя Себя выше его и не нарушая в Себе закона человечества, но освящая всякий возраст соответствующим ему периодом в Своей жизни. Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех – говорю, – которые чрез Него возрождаются в Бога, – младенцев, детей, отроков, юношей и старцев. Поэтому Он прошел чрез все возрасты, – сделался младенцем для младенцев, и освятил их; сделался малым для малых, и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, правоты и послушания; сделался юношею для юношей, являясь для них образцом и освящая их для Господа. Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем, – не только по изъяснению истины, но и по возрасту, освящая вместе с тем и взрослых и служа для них образцом; затем Он дошел до смерти, дабы быть "перворожденным из мертвых и иметь во всем первенство" (Кол. 1: 18) быть "Начальником жизни" (Деян. 3: 15), первейшим всех и предшествующим всем».

Прежде чем мы возьмемся поразмышлять о значении этого важного отрывка, несколько слов о святителе Иринее. Он родился в Малой Азии среди грекоязычного населения и был учеником священномученика Поликарпа Смирнского. В свою очередь, его наставник сам был учеником святого евангелиста и апостола Иоанна Богослова. Святой Ириней вспоминал, как он сидел у ног блаженного Поликарпа, слушая рассказы о его общении с апостолом, любимым учеником Христа. Священномученик Ириней чувствовал себя духовным внуком самого святого апостола Иоанна и был глубоко затронут его духовностью.

Священномученик Ириней чувствовал себя духовным внуком самого святого апостола Иоанна и был глубоко затронут его духовностью

В какой-то момент своей жизни, мы не знаем точно, когда и почему, святой Ириней отправляется на Запад, в Рим, где он примыкает к христианской общине этого древнего города. Некоторое время спустя он направился в южную Галлию, на территорию современной Франции. Именно здесь Церковь пережила большие гонения поколением ранее, до прибытия туда святителя, и уже успели прославиться Вьеннские и Лионские мученики. И именно здесь епископ Ириней становится великим защитником веры перед лицом множества различных еретических групп, бросающих вызов апостольскому свидетельству Церкви.

2 (1).jpeg
Мученичество епископа Иринея и лионских христиан. Миниатюра XV  в. 

Священномученик Ириней часто может восприниматься как писатель, выступающий против гностиков. В его время некоторые подчеркивали гносис, другие – нет. Но во всех своих произведениях, как и в своем епископстве, он заботился о том, чтобы показать истинную веру, переданную апостолами, сохраненную в Церкви, как он , единую и одинаковую повсюду в мире.

Традиционно считается, что святой Ириней принял мученическую кончину, хотя подробности его кончины, ее времени и места нам неизвестны. Тем не менее Святая Церковь каждый год празднует его память. И приведенный выше отрывок сподвигает нас задаться вопросом, столь важным для нашей христианской веры: какова природа спасения? Что значит для Христа спасти человечество?

В современном мире существует множество ответов на этот вопрос. Однако связь нашего спасения с Воплощением Богочеловека, хотя и провозглашается, но часто не понимается глубоко. Очень часто становление Христа как человека воспринимается своего рода преамбулой к великому спасительному акту Его жертвы на Кресте. Конечно, Его Крестная Жертва, Его смерть и Воскресение лежат в самом сердце спасительного дела, которое Он совершил. И все же Его Воплощение, Его человеческое рождение, Его жизнь как человеческой личности не являются преамбулой к спасению, предложенному Им людям, но на самом деле являются неотъемлемой частью этой спасительной экономии. И именно в этом труды священномученика Иринея так пронзительны и так актуальны в наши дни. В тексте, который я привел выше, мы видим, как святой убедительно и красиво предполагает, что Христос освящает каждую эпоху жизни человека, проходя через каждую из них.

3 (18).jpg

Священномученик подчеркивает, что Христос приходит для всех: для младенцев, детей, отроков и для зрелых мужей. И спасает Он всех, будучи Всем, проходя, по словам святого Иринея, через все этапы человеческой жизни. Он спасает детство, будучи сам человеческим младенцем. Он спасает отрочество, становясь отроком. Он спасает и освящает юность. Он становится взрослым и таким образом освящает зрелость.

Христос приходит для всех: для младенцев, детей, отроков и для зрелых мужей

Речь идет не просто о том, чтобы Своей жизнью подать людям пример. Хотя святитель Ириней подчеркивает, что Христос дает нам пример для подражания, картину того, насколько человеческая жизнь должна соответствовать истине и послушанию на каждом этапе роста человека. Но за пределами этого примера стоит факт освящения. Христос сначала младенец, затем отрок и, наконец, зрелый муж. И поскольку Он является человеческой личностью на каждой стадии ее роста, вся человеческая природа и опыт соединяются с Ним в Его Божестве. Христос освящает каждый возраст, являя в Своем лице весь человеческий опыт.

4 (15).jpg
Г. С. Янс. Поклонение Младенцу Христу. 1490 г. 

Такое видение Воплощения Христова рассматривает каждый момент Его жизни как активное дело спасения. Когда Христос лежит беспомощным Младенцем в пещере при Своем Рождестве, в этот момент Он освящает и спасает мир. Когда Он, будучи Отроком, находится в послушании у Пресвятой Богородицы и святого праведного Иосифа Обручника, Он освящает в этом отрочестве послушание, и рост, и всю ту жизнь, которую ведут на этом этапе все человеческие личности. И Он приходит к совершеннолетию и достигает зрелости. Священномученик Ириней считает, что Христос становится Всем для всех не просто как личность, как пример для всех людей, но проживает человеческую жизнь и объединяет ее с Собой. Это в итоге приводит к Его самопожертвованию. Святой Ириней пишет: «Наконец, Он пришел к самой смерти, чтобы быть "перворожденным из мертвых"».

В Своем приношении, в Своей жертве и смерти, в Своем Воскресении Христос жил человеческой жизнью так, как будем жить я и все мы, ибо каждый человек умрет и во Христе воскреснет (см.: 1 Кор. 15: 22). Таково видение священномученика Иринея о том, как Господь Иисус Христос освящает Землю и возносит все творение к Себе. Да будут мысли святого Иринея Лионского благословением и вдохновением для нас.

По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить