Святой с именем ангела

Слово в день празднования памяти преподобного Серафима Саровского

Святой с именем ангела. Проповедь иеромонаха Иннокентия (Присадкова) на Божественной литургии 
01 августа 2021 г. (Продолжительность 0:11:04 мин, размер 10.6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем торжественно память подвижника Русской Церкви святого преподобного и богоносного отца нашего  Серафима Саровского, всея Руси чудотворца. Именно в этот  день происходили на Руси события, которые навсегда стали называться Саровскими торжествами. События, когда совершилось то, чего очень давно ждал верующий народ – обретение мощей преподобного Серафима, его прославление во  святых.

Кем же был этот человек? Как часто в жизни своей он являл то, что, скорее, близко ангелам, то, что, скорее, является особым  проявлением человека, стяжавшего благодать Божию. Преподобный Серафим происходил из города Курска, был сыном Исидора и Агафии Мошниных. Его отец был весьма богатый купец, строитель, владелец кирпичных заводов, который занимался постройкой домов, церквей, различных зданий, и понятно, что был небедным человеком и мог обеспечить сыну будущее, в котором он ни в чем бы не нуждался. Но преподобный Серафим с детства так возлюбил Бога, что в свое совершеннолетие он молится очень много о том, о чем скажет своей маме: о том, чтобы была добрая реакция на то, что он желает посвятить себя Богу именно в образе ангельском – иноческом, о жизни в монастыре.  

Он желает посвятить себя Богу именно в образе ангельском – иноческом, мечтает о жизни в монастыре

Мама его благословляет. В то время он, конечно, знал о Саровской обители, потому что еще с начала XVIII века обитель являет настоящих подвижников духа, но он решается отправиться в Киево-Печерскую лавру, в колыбель русского монашества. И там он все же получает благословение направиться именно в Саровскую обитель, именно там ему предсказано принести самый главный плод всей своей жизни. Преподобный Серафим направляется в Саровскую обитель и там несет различные послушания, продолжающиеся достаточно много лет, но потом просит особенного благословения на то, чтобы подвизаться в русской пустыне, то есть в дебрях лесных, в чащах, где по благословению начальства монастыря строит сначала ближнюю пустыньку. Впоследствии мы узнаем о том, что будет и дальняя пустынь, и особая пещера, в которой он также уединяется и молится… Его путь – как монаха – был совершенно особым. Когда он подвизался, дьявол увидел, что это будет совершенно особенный подвижник, и применил все свои возможности для того, чтобы устрашить его, для того, чтобы он остановился на каком-то уровне и уже не стал подниматься дальше по духовной лестнице. Откуда мы все это знаем? Нынешний священномученик митрополит Серафим (Чичагов) проделал огромную научную работу,  составляя, можно сказать, две докторские диссертации; всего около тысячи страниц заняли его исследования, где он сопоставляет все имеющиеся письменные источники: Саровского монастыря еще с начала XVIII века, Дивеевской обители, сестер, людей, просто приходивших к Серафиму Саровскому, его духовных чад. Именно из этих источников мы знаем прямые ответы Серафима Саровского о том, как он нес свой подвиг пред Богом. 

Диавол увидел, что это будет совершенно особенный подвижник, и применил все свои возможности, чтобы устрашить его

Однажды один инок его спрашивает (уже после тысячедневного подвига стояния на камне): «Почему ты это делал? Зачем ты это избрал? И вообще, разве возможно человеку так долго стоять?» Да, после этого у Серафима Саровского будут болеть ноги всю оставшуюся жизнь, но он отвечает: «Я другой вопрос тебе задам: как возможно было Симеону Столпнику 47 лет простоять? А я лишь 3 года». Его смирение было именно тем, за что его особенно возлюбила Пресвятая Владычица Богородица. Читая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, которая для прихожан Серафимовского храма должна быть одной из настольных книг, мы видим, что 12 раз преподобному является Божия Матерь – от юности и до самых последних мгновений его жизни. Именно Она подтверждает ему то, что сказала устроительнице общинки – еще до Дивеевской обители, – что будущее создание великой обители дев-монахинь надо будет продолжить и поддержать, ибо это четвертый Ее удел в мире. Хотя основной свой подвиг великий подвижник нес в Саровской обители, куда сейчас весьма сложно попасть. Взирая на его жизнь и на те поучения, которые он оставил в Саровской обители, особое внимание давайте уделим следующему, тому, что мы можем отнести непосредственно к себе – к людям, живущим в миру. Когда мы взираем на подвиги преподобного Серафима – стояния на камне, молчальничества, затворничества в течение 15-ти лет – как можно применить это к себе? Мы можем лишь прославлять Бога и удивляться, как в Евангелии удивляется Господь такому избранному Божию человеку, и что же мы можем найти здесь для себя? Например, преподобный Серафим говорит, что если  человек понудит себя прочитать Библию целиком один раз, такому человеку Господь поможет уразуметь добро и зло. Сам он, мы знаем, за неделю прочитывал Новый Завет и всю Библию – за несколько недель. Мы все знаем Серафимово правило, и даже удивительные слова можно в летописи прочитать: иногда он не совершал вечернее правило, но вместо него совершал тысячу поклонов земных. Так вот, тем, кто по тем или иным причинам не совершает правила утренние и вечерние из молитвослова, он дает свое известное правило, при  котором человек на протяжении целого дня предстоит пред Богом в краткой молитве. Если же много тебе приходится рядом быть с другими людьми, как говорил преподобный Серафим, хотя бы «Господи, помилуй» сколько сможешь, а после обеда «Пресвятая Богородице, спаси нас» – это и есть Серафимово правило. Он был величайшим знатоком Священного Писания и трудов святых отцов. Все его труды и поучения испещрены цитатами того или иного святого отца, но иногда он говорит, можно сказать, по-русски очень понятно. Например: «Как ты хочешь вникнуть в тайны Божии, познать глубоко христианство, заняться богомыслием, если ты так любишь свое наполненное чрево? Это вообще невозможно». Поэтому он призывает  заниматься этим не самым простым воздержанием чрева от излишней пищи. Впрочем, он сам часто подолгу не ел, он говорил, что это очень важно. Просто, но очень важно. 

Его смирение было именно тем, за что его возлюбила Пресвятая Владычица Богородица

Самое главное, что хочется сказать: мы знаем учение Серафима Саровского о стяжании Духа Святаго, и основное в этой задаче то, что центром в человеке должен быть мир душевный, мир, который преподобный называет сокровищем небесным и о котором Господь говорит: «Мир оставляю вам, мир даю вам» (см.: Ин. 14: 27). Только в мире человек может действительно молиться и его молитва может быть очень сильна, ведь, как говорит преподобный Серафим, «то, что из нас мир изгоняет, есть в первую очередь именно гнев».  Потому что гнев, как и опьянение,  – это состояние, когда начинаешь молиться и дерзко, и просто неразумно, а Господь может за это вразумить, поэтому преподобный и призывает нас удерживаться от гнева, переносить всевозможно оскорбления, не осуждать и стремиться со всеми хранить мир. 

Один пример из приводимых преподобным также можно вспомнить. Мы знаем много о святителе Спиридоне, но вспомним  еще из книги Четьи Минеи: когда он вошел к греческому царю, преддверник,  увидев его, ударил по лицу, сказав: «Что ты, нищий, сюда пришел?» Спиридон смолчал, и преддверник, позже поняв, кого ударил, был посрамлен. Святитель Спиридон приобрел смирение и награду за него пред Богом. 

И так много-много примеров преподобный приводит. Он учит нас почаще смотреть внутрь себя, задавать себе раз в день один вопрос: «А где?» – то есть каково  наше внутреннее сегодня устроение?  Не остался ли сегодня человек обиженным  нами? Может быть, кого-то мы «подрезали» на дороге, или просто неласково встретили словом и не поприветствовали… И только смотря внутрь, в себя, храня этот мир, мы будем лжицей, как он говорил, черпать духовные дарования. 

Приходите ко гробу моему, приносите молитву о всех скорбях, которые имеете, и буду вам помогать

Возрадуемся о том, что у нас есть такой подвижник. Он есть для нас и сейчас. Давайте будем молиться ему, как он говорил: «Приходите ко гробу моему, приносите молитву мне о всех тех скорбях, которые вы имеете, и буду много вам сильно помогать». Бросим праздность, примем хоть часть его благодати, будем молить Бога, чтобы и у нас хотя бы когда-то воцарилась в душе его жажда молитвы, будем взывать к нему, к Пречистой Богородице и ко Господу: «Помогите нам спасаться». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить