Царство Небесное силою берется

Царство Небесное силою берется. Как следует из этих слов, активная духовная жизнь требует от нас всесторонних усилий, борьбы, постоянного проявления силы свободной воли, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их; и еще потому, что не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7: 14, 21).

Картинка.jpg
Мы призваны уравновешивать две взаимодополняющих истины, о которых говорит Христос: без Божией благодати и только лишь своими силами мы ничего не можем сделать для спасения; но и без нашего добровольного согласия Бог не будет насильно нас спасать. Как пишет святой Макарий Египетский в своей гомилии: «Воля человека является необходимым условием [спасения], ибо без нее Бог не делает ничего». Наше спасение – это результат слияния двух факторов: Божественной инициативы и человеческого добровольного отклика на нее. Они не равны по значению, но оба необходимы. Конечно, то, что делает Бог, по величию не сравнится с человеческими усилиями, однако действие Бога требует полноценного участия человека. У непорочной и чистой души ответ на Божественную любовь совершенно естественный, желанный и радостный. Однако и в душе человека, погрязшего во грехе и обуреваемого страстью, Бог оставляет радость от соприкосновения с Ним.

Одно из самых важных качеств христианина – это упорная настойчивость
Но помимо радости остается также и необходимость вести решительную борьбу против глубоко укоренившихся греховных привычек и страстей, которые являются последствием Адамова греха и результатом личных наклонностей. В силу этого одно из самых важных качеств христианина на пути ко спасению – это упорная настойчивость. Если человек поднимается на гору, то от него требуется физическая выносливость, а если человек совершает духовное восхождение к Богу, то требуется и выносливость духа.

Человеку необходимо понуждать самого себя – свое падшее «я»; для достижения Царства Небесного требуются сила и выносливость, и только упорствующие могут взять его силой. Господь говорит: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). Об этом напоминают неоднократно и наши путеводители ко Христу – наши любимые святые, и их слова надо держать в своем сердце как семейным христианам, так и монахам и монахиням: «Бог ждет и хочет от человека полноценной отдачи – его разума, его стремления, всех его действий и трудов. Хочешь быть спасенным, когда умрешь? – Иди и изнуряй себя! Иди и трудись! Иди ищи – и ты найдешь. Стой и стучи – и тебе отворят», – так говорят отцы-пустынники. Преподобный Назарий Валаамский подмечал: «Настоящее время не время для почивания и сна, ведь сегодня от каждого требуются борьба, битва, умение приобретать, стремление учиться новому и решимость отправляющегося в путь. Поэтому ты должен напрягаться и не быть унылым и бездействующим, но посвятить себя высокому служению». «Ничего само собой не происходит без усилия. Бог всегда готов помочь, и Он всегда рядом, но дается эта помощь только тем, кто ищет ее и трудится над собой. Она дается только тем ее искателям, которые, после того как вложили все свои силы в испытание, попущенное Богом, встают на молитву и взывают сердцем: Господи, помоги!» – так писал святитель Феофан Затворник. «Нет скорбей – нет и спасения», – говорил преподобный Серафим Саровский. «Предаваться отдыху сейчас – все равно что отступать», – признавался финский православный писатель Тит Коллиандер. А чтобы нам не быть чрезмерно удрученными этой тяготой, отцы-пустынники также замечают: «Вся жизнь человека пролетает как один день для тех, которые трудятся с рвением».

Каждый день мы должны непрерывно поддерживать нашу связь с Богом через живую молитву
Однако что все эти слова об усилиях над собой и скорбях означают на практике? Они означают, что каждый день мы должны непрерывно поддерживать нашу связь с Богом через живую молитву. Авва Агафон говорит, что это самая сложная из всех задач. Читатель, посмотри на себя! Если тебе не трудно молиться, то это, возможно, только потому, что ты еще не начал действительно молиться ежедневно и постоянно. Эти слова об усилиях над собой и скорбях также означают, что каждый день мы должны возобновлять наши отношения не только с Богом, но и с ближним через щедрое сочувствие, через действия и служение искреннего сострадания и через отсечение нашей собственной злой воли. Слова об ежедневных духовных усилиях над собой означают, что мы должны взять на себя Крест Христов, не один только раз за день взять этот великий и тяжелый Крест, а взять раз и навсегда и нести его ежедневно каждое мгновение: Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9: 23). Это ежедневное крестоношение в то же время является ежедневным участием в Преображении Господнем и Его Воскресении, так как приближают и осуществляют наше собственное преображение и воскресение через стремление к Христу. И здесь нет причины горевать, ведь, как сказал апостол, нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор. 6: 10).


Перевел с английского иерей Димитрий Дегтярев
   Из книги: Kallistos (Ware), archimandrite. The Orthodox Way.
St. Vladimir's seminary press, 1986. Chap. 6: God as Prayer. P. 149–151.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить