Твоя жизнь распята на древе. Часть 2

Проповедь на праздник Воздвижения Святого Креста

Часть 1.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! 

Скольких видов бывает крест, братия? В словах Божественного Писания смысл креста толкуется по-разному, но в общем – в двух значениях. У него есть одно значение духовное, а другое – материальное. С духовным значением мы имеем дело тогда, когда вспоминаем о всех муках и ужасных Страстях Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и говорим, что Он нес крест страданий до смерти, и смерти крестной. Это же значение имеет и то, что говорится Спасителем в Евангелии: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8: 34).

А крест материальный – это, собственно, и есть тот Крест, который Спаситель нес на плечах. Вы слышали, как сегодняшнее Евангелие говорит: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» (Ин. 19: 17–18). Вы слышите? «Неся крест Свой» – Крест Христов. И еще говорит сегодняшнее Евангелие: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19: 25). Когда говорится «стояли при кресте Его», будем знать, что здесь речь тоже идет о кресте деревянном. 

А почему Спаситель на пути к Голгофе, пути скорби, позволил, чтобы, начиная с какого-то времени, крест Его нес человек, а именно Симон Киринейский? Знаете почему? Потому что в Страстях Христовых страдало не Божество, а только Христос как Человек. Если бы Божество пожелало помочь естеству человеческому, то Христос смог бы понести на плечах и горы, и даже всю землю до самой Голгофы. Но тогда Он страдал как Человек и, как Человек, нуждался в помощи. Кто же шел с крестом на плечах? Кто держал его, и жаждал, и был ранен? Кто его нес? Человеческое естество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Если бы Божество пожелало помочь естеству человеческому, то Христос смог бы понести на плечах даже всю землю до самой Голгофы

Таким образом, как Человек, Он изнемог и нуждался в помощи другого человека, чтобы тот донес крест до Гроба. Как говорят божественные отцы, мы тоже нуждаемся в том, чтобы нам помогали братья наши в бедах и скорбях донести крест наших страданий до двери гроба. 

Мы тоже нуждаемся в том, чтобы нам помогали братья наши в бедах и скорбях донести крест наших страданий до двери гроба

Однако Крест Спасителя Иисуса Христа, который нес Симон Киринейский на плечах, и который нес Он Сам, и рядом с которым стояли Матерь Господа и Жены Мироносицы, – это крест материальный, это собственно крест, Крест Христов деревянный, материальный. Великое безумство совершают те, которые хоть и говорят: «Мы веруем», но не почитают Креста Христова. Они принимают крест только в качестве тайного символа, то есть только крест духовный, а материальный отвергают. Двояк человек, имеющий одну часть видимую, а другую невидимую и состоящий из тела и души. Двояк, таким образом, и крест: один материальный, которому поклоняются и которым знаменуются на челе, а другой – духовный, в душе, то есть решимость с любовью терпеть все напасти, чтобы исполнить заповеди Христовы (см.: 1 Кор. 6: 20).

Братия мои, поговорим о кресте и в другом смысле. Надо сказать, что крестов много: есть крест семейных людей, есть девствующих, есть крест болящих, есть крест путников, есть крест воинов и многие тысячи видов креста, но всем нужно нести крест ради любви Христовой, чтобы спастись. В «Следовании Христу» говорится: «Человек, если ты называешь себя последователем Христовым, то нельзя не идти Его путем, ибо иначе ты не сможешь спастись». 

Христос показал нам царский путь к небу. Если Он счел крайне необходимым пострадать за род человеческий, если видел, что естество человеческое нуждается в исцелении от сластолюбия и боли и вел нас, показав нам, что без креста нет спасения, – тогда безумен, кто думает, что сможет спастись без страдания, терпения и великой отваги души во всех жизненных обстоятельствах. 

Безумен, кто думает, что сможет спастись без страдания, терпения и великой отваги души во всех жизненных обстоятельствах

У женатого свой крест: ему надо родить столько детей, сколько дает Бог, вырастить их в страхе и наказании Божием, вынести все тяготы, связанные с их воспитанием. Мудрый и верный понимает, как тяжело родить ребенка, как трудно его вырастить и какую боль испытывает настоящий родитель, когда видит его непослушным, как он мучается, пока не увидит, что он встал на ноги. Крест женатых – работать в поте лица, блюсти чистоту брака, как это установлено Святой Церковью, подавать милостыню, обеспечивать свое существование и существование своих детей и многое другое. 

У девствующих другой крест, более красивый, чем у женатых. Ибо говорит апостол Павел, что юным хорошо жениться, но лучше оставаться так (см.: 1 Кор. 7: 26). Неженатые несут тяжелый крест: они ведут брань с естеством. Ведь что такое монах? «Он непрестанное понуждение естества и отсечение своей воли до смерти». 

Монах – это жертвенный человек, который всегда жертвует собой ради любви Христовой и ради Его любви отказывается от всех удовольствий мира и плоти. Он всегда смиряется, всегда постится, всегда бдит, всегда трудится, всегда плачет. Ум его никогда не бывает беззаботным на земле, да и не может быть, ведь борющихся с ним – словно песок морской! Так что крест монаха в определенном отношении тяжелее, потому что девство почетнее брака, как понял это апостол Павел, который сказал: «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7: 38) – показывая этим, что чистота, совершенное девство тела и души лучше брака (ст. 25–40). Итак, крест девствующих тяжелее, но они получат от Христа большую награду.

Далее, есть крест болящих. Больному, вы все знаете это, ночь кажется годом, он ни едой не услаждается, ни радостей мира не ощущает. Он несет тяжелый крест, бедняга, и блажен, кто может терпеть болезнь подобно Иову, ибо таковой великую награду получит. Крест болящего смиряет и душу ему, и тело, и мы не требуем от больного ни поста, ни поклонов, но только двух вещей, как говорит божественный отец Ефрем Сирин: «От больного человека Бог требует двух вещей: молитвы и благодарения». Чтобы он молился Богу непрестанно, во утруждение духа, что он может делать до последнего издыхания. И чтобы благодарил Бога за свою болезнь, то есть за крест, который Он дал ему до конца, и получит венец мученика. 

Так несли свой крест святые мученики, так несли крест святые отшельники, добрые христиане и больные, у которых была твердая вера во Христа. Знайте же, что никто на земле из крещеных во имя Святой Троицы не может спастись без креста. И говорится в «Следовании Христу»: «Человече, если хочешь сбросить с себя крест, бесчисленные кресты падут на тебя». Кто берет крест свой с благодарностью и любовью к Спасителю, и очень доволен, когда Бог посещает его потерями, скорбями, бесчестием, голодом, жаждой, болью, рабством, несчастьем, печалью, тот последователь Христов. Пусть несет свой крест с радостью, помня, что Крест Христов был в миллионы и миллионы раз больше его креста, потому что Он страдал, будучи без греха, и перенес столько страданий, сколько не вместить уму человеческому.

Никто на земле из крещеных во имя Святой Троицы не может спастись без креста

Возлюбленные верующие, знайте о Святом Кресте и следующее: когда осеняете себя знамением Святого Креста, изображайте его правильно на лицах ваших, чтобы бесы не смеялись над глумлением, которое вы совершаете. Изобразите символ Святой Троицы, соединив вот эти три пальца, и полагайте их сначала на лоб, во имя Отца, затем на пупок, во имя Сына, ибо Он сошел с небес спасения нашего ради, а затем на правое и левое плечо, во имя Святого Духа, чем связывается любовь Божия к человеку для нашего спасения, ибо посредством Духа Святого мы держим связь с Богом Отцом, Сыном и Духом Святым; этому учит нас святой Иоанн Златоуст в «Слове о Кресте». 

И что вам сказать еще? Расскажу вам одну историю, чтобы вы увидели, что тайна креста иногда повторялась и видимым образом. Вот что произошло.

В Индии наши христианские миссионеры горячо проповедуют Евангелие. И одному бедному миссионеру удалось в неком селе обратить в христианскую веру несколько семей индусов, веровавших в Брахму Кришну. Те, обратившись в христианство, воздвигли в своем селе поклонный крест Христов, сделали его из дерева, на нем изобразили Спасителя в натуральную величину и благолепно украсили его резьбой. И приходили уверовавшие во Христа к этому святому распятию и кланялись Спасителю, распятому на Кресте. А остальные язычники, которых было много, как много их и сегодня, воспылали ненавистью к этим немногим христианам и стали их бить, подвергать мучениям и убивать за то, что они уверовали в Христа. 

Более того, они даже стали издеваться над Крестом Спасителя! Пришли как-то к этому распятию, где был Спаситель, и стали глумиться над Спасителем, висящим на Кресте, били Его палками, и плевали в Него, и мазали Крест нечистотами. И вдруг в разгаре этих кощунств Спаситель повернул лик направо, к ним, и сказал:

– Зачем вы глумитесь надо Мной?

И когда они увидели, что поворачивается, как живой, Тот, в Кого они плевали, и спрашивает их, зачем они глумятся над Ним, некоторые от страха тут же упали замертво. Остальные бросились бежать к своему учителю санскритского языческого закона и сказали:

– Пойдемте, взгляните на чудо! Мы издевались над Христом и своими глазами увидели, как Он поворачивается к нам и говорит: «Зачем мы глумитесь надо Мной?»

И пошли они туда все, и когда учитель увидел, что у Спасителя лицо повернуто в другую сторону, то пришел в ужас, и все они крестились, и великий трепет объял обитателей края того. И там, где был святой поклонный крест, стоит сегодня большой собор. А этот божественный крест со Спасителем, повернувшим Свое лицо, доныне стоит в алтаре этого большого собора. Вот как Спаситель навел ужас на тех, кто глумился над Ним, чтобы обратить их на путь покаяния.

Итак, братия мои, если только одно знамение с Креста Христова смогло напугать людей до смерти, обратить их на покаяние и пробудить столько душ, то что же будет, когда Спаситель придет на облаках небесных, и крест Христов воссияет в миллионы раз сильнее солнца, носимый на облаках небесных с силою и славою великою миллионами и миллионами архангелов и ангелов? Когда вострубят трубы и возле Святого Креста, как говорят святые отцы, появятся и губка, и петух с копьем, и трость эта с иссопом, ведь все знамения Его престрашных Страстей соберутся к Его Кресту?

А за ним будет шествовать скиния Закона Ветхого, то есть тот кивот из Силома, первый шатер, который сделали евреи (см.: Нав. 18: 1); ибо говорит евангелист Иоанн в Апокалипсисе, хотя и прикровенно, что видел на небе скинию Бога с людьми (ср.: Откр. 21: 3). Итак, явится и ковчег Закона Ветхого, явится и Святой Крест на облаках небесных, чтобы показать, что это грядет Бог неба и земли, Иисус Христос. Он Тот, Кто пришел и распялся на Кресте за нас и за наше спасение.

Возлюбленные верующие, я должен сказать вам еще кое-что. Мы не можем сказать даже столько, сколько вместит одна ложка воды из океана, в сравнении с тем, сколько нам следовало бы говорить о чести Пресвятого и Животворящего Креста Христова. Сейчас время Божественной литургии, надо сделать и другое, чтобы совершить Божественную службу. Я сказал вам это, чтобы осталось написанным золотыми буквами в ваших умах и сердцах от праздника Воздвижения Святого Креста. Итак, всем нам, хотящим спастись, надо нести с любовью и радостью крест ради спасения нашего. И будем поклонниками Креста Христова, и видимого, и освященного, потому что двояк человек, двояк и крест.

Итак, еще раз: духовный крест означает терпеть все напасти и скорби ради Царства Небесного, а материальный крест – это тот, который мы изготавливаем из золота, серебра, дерева и любого другого вещества.

Но говорит божественный Дамаскин в своей «Догматике»: «Даже если бы из золота или драгоценных камней был сделан крест по подобию его, анафема тому, кто стал бы поклоняться этому веществу».

Итак, мы не поклоняемся материи, из которой сделан крест, а поклоняемся знамению Сына Человеческого, когда видим, что крест сделан таким, какому мы веками поклоняемся. Крест духовный нам надо всегда иметь в уме и душе, то есть быть готовыми сердцем переносить все напасти и искушения, все потери и все болезни ради спасения душ наших. Аминь.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Cleopa Sihastria

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить