Твоя жизнь распята на древе. Часть 1

Проповедь на праздник Воздвижения Святого Креста

Возлюбленные верующие, чтобы яснее говорить об этом пресвятом празднике Воздвижения Святого Креста, который мы сподобились встретить, надо начать со стародавней истории и заручиться очень древними свидетельствами, чтобы понять, когда появился и как дошел до нас этот праздник.

Вы видели пшеницу, когда ее едва колышет ветер или когда она прозябнет из земли всего на ладонь и уже вот-вот готова произрасти колос? Если взять и раскрыть ее стебелек, когда она готова произрасти колос или за месяц до этого, то в нем увидишь великую тайну. Там, в этой соломинке, в этой былинке, обнаружишь все устроение пшеницы, только сильно уменьшенной: совсем крошечными видны внутри и колос, и его зернышки, и все прочее. А вы видели кукурузу, когда у нее едва поднялся стебель и только заложились початки? Те початки, у которых еще нет волос, но в которых можно разглядеть что-то совсем крошечное, – это та кукуруза, которая потом станет большой, произрастит зерна и раскроет всю свою красоту, дарованную Богом.

А вот каково то, что относится к Божественным Писаниям. Пресветлые праздники, которые мы видим в Церкви благодати, не сразу пришли к нам такими совершенными и пресвятыми, какими мы видим их сегодня; нет, сначала они пребывали в пеленах и произрастали в тени. И поэтому нам надо поговорить о тенях, пеленах и том мгновении, в которое они зачинались и закладывались до Нового Закона и даже до Закона Ветхого.

Еще до того, как появился Моисей, и до того, как он получил Ветхий Закон, патриарх Иаков, прообразуя Святой Крест, благословил сынов Иосифа – Манассию и Ефрема – крестообразно, возложив левую свою руку на одного и правую на другого в виде креста (см.: Быт. 48: 13–19). И прежде чем ему умереть, они поклонились на верх жезла его, то есть древу, символизировавшему крест еще до появления Ветхого Закона.

В Ветхом Законе символ креста, то есть то, что прикровенно изображало его, мы видим прежде всего тогда, когда царь Арада умертвил израильтян, причем умертвил множество их, так что почти все выжившие оказались в его руках. И Моисей, не зная, что делать, стал их увещать, чтобы они повиновались Богу, но они еще сильнее роптали, говоря:

– Зачем ты завел нас в пустыню, зачем привел сюда? Не лучше ли было в Египте?

И услышал Бог ропот народа, говорит Божественное Писание, и наслал змей, которые стали жалить их укусами жгучими и умертвили несметное множество народа. И Моисей, видя, что гибнет столько народа, взмолился Богу о них. И тогда Бог сказал Моисею:

– Сделай им медного змия, литого, цельного, совершенного, и распни его, повесь на высоком столпе. И все, кого ужалят змеи, пусть взирают на медного змея и исцелятся (см.: Числ. 21: 1, 5–9).

Это был символ истинного Креста задолго до эпохи Спасителя, Которому предстояло распяться на Кресте. И сказал Бог Моисею:

– Смотри, скажи им, чтобы все ужаленные, когда будут смотреть на вознесенного змея, пусть представляют себе, что их жизнь там, и будут живы.

И тогда Моисей сказал им:

– Слушай, Израиль, твоя жизнь распята на древе, – и все, кто смотрел на змея, исцелялись. 

А что это символическое и таинственное подобие Святого Креста действительно служило прообразом распятия Христа, подтвердил Сам Спаситель, когда сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14).

А где еще мы видим тайну Крестного Древа и силу его? В Мерре. После того как народ Израиля расположился станом у Красного моря, примерно через 3 дня пути они подошли к большому водоему, который назывался Мерра. И народ, и скот изнывали от жажды, и вскричал народ, ропща, к Моисею:

– Что нам пить?

И когда они попробовали попить из Мерры, то не смогли, ибо, указывает Божественное Писание, вода Мерры была горькой и ядовитой, и народ, несмотря на всю свою жажду, не мог ее пить. И тогда Моисей возопил к Богу:

– Господи, что мне делать?

И сказал ему Бог:

– Возьми древо и брось его в воду, и она станет сладкой.

И Моисей так и сделал, погрузив древо в воду, и вода сделалась сладкой, и пил народ и скот жаждущий, и ободрились (см.: Исх. 15: 22–25).

Что же это такое – древо, погруженное в воду Мерры? Как может древо усладить горькую воду? А вот как. В этой жизни, братия христиане, нас все время огорчают скорби, беды, искушения, болезни, потери и другие напасти. И когда мы смотрим на древо Креста Христова, когда вспоминаем, как Он терпел больше нас, тогда услаждается наша беда и больше не горчит. Когда мы вспоминаем, сколько святых и ужасных страданий претерпел Христос за нас, сладким делается это горькое море жизни нашей, потому что мы осознаем, что ничего не претерпели за Его любовь.

Когда мы вспоминаем, сколько святых и ужасных страданий претерпел Христос за нас, сладким делается горькое море жизни нашей

А какими были символы Креста? Еще до появления на свет Давида Моисей боролся в пустыне с мадианитянами, и амаликитянами, и другими народами, обитавшими там. И амаликитяне уже одолевали Израиля; тогда Моисей осенил себя крестом, подняв руки вверх и прообразив крестное знамение. И когда Моисей поднимал руки, Израиль побеждал Амалика, а когда опускал, Амалик побеждал Израиля. И священники Аарон и Ор, увидев, что Моисей уже не в силах столько времени держать руки воздетыми вверх в виде креста, чтобы Амалик не победил, подложили Моисею под ноги каменную плиту, чтобы он сел повыше, и Аарон поддерживал одну его руку, а Ор другую, и так они держали его в виде Святого Креста, пока народ Израиля совершенно не победил Амалика (см.: Исх. 17: 8–13).

Итак, все это – древние символы креста. А что такое Крест Христов? Если говорить просто, то это два древа, сложенные поперек. А если взглянуть на великую тайну, сокрытую в нем, и тайну спасения рода человеческого, заложенную в нем, то мы увидим нечто другое. Крест Христов – это прежде всего Алтарь. Почему? Потому что на нем Себя принес в жертву Спаситель мира, Иисус Христос, Который Своей бесценной и святейшей Кровью освятил его и нас искупил. Вот что говорит апостол Павел в своем Послании к Евреям: «[Христос] однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9: 12–14).

Крест – это оружие, которым Спаситель мира победил диавола

Что такое Крест еще? Крест – это оружие, которым Спаситель мира, Бог, победил диавола. И говорят враги Креста, будто мы должны почитать только Христа, но не крест, потому что, говорят они, крест – это орудие, с помощью которого был умерщвлен Христос. Проклято мнение это. Писание показывает нам, что Давид отсек голову Голиафу. Но чем? Мечом, и меч этот народ считал священным, и его хранили во Святая святых, в священной скинии, завернутым в облачение, рядом с ефодом, потому что Давид победил им Голиафа (см.: 1 Цар. 21: 8–9). И это победоносное оружие Христово, которым побеждены были сатана и силы тьмы, тоже подобает хранить в почетном месте, со всей святостью. Почему? Потому что Крест был мощным оружием Христа, которым Он победил невидимого Голиафа, сатану (см.: 1 Кор. 1: 18).

Что такое еще Крест Христов? Крест Христов – это печать Бога Живого. Где мы находим это? Посмотрите в Ветхом Писании и увидите там пророка Иезекииля, который говорит, что сошел гнев Божий на Иерусалим за беззакония и зло народа. И Иезекииль увидел видение и ангела Божия, призывавшего громким голосом:

– Бегите по улицам Иерусалима и запечатлейте рабов Бога Живого на челе буквой Тау, – то есть «Т», которая имеет крестообразную форму, – и когда придет меч Господень, Бог пощадит всех запечатленных на челах их.

И было так, что пришел меч Господень на всех, от юноши до старца, и только назнаменованные на челе ангелом Господним были пощажены от смертельной опасности и меча (см.: Иез. 9: 4–6). 

Но все это было в Ветхом Законе. У нас же имеются другие, более сильные, свидетельства в Законе Новом. Божественный Иоанн Евангелист, показав великие откровения о конце света, о тайне воплощения Бога Слова, говорит: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2–3). 

Крест – это мотив, и причина, и средство, с помощью которого вознесся Господь наш Иисус Христос превыше всякого имени

А что такое Крест Христов еще? Мы видели, что он Алтарь, что он оружие и печать Бога Живого. Чем же еще является Крест Христов? Он виновник вознесения и превознесения Иисуса Христа. Крест – это мотив, и причина, и средство, с помощью которого вознесся Господь наш Иисус Христос превыше всякого имени. В Послании к Филиппийцам апостол говорит, что Своей любовью к нам Сын Божий умертвил Себя, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2: 8–10). 

Вы видите, братия, сколько чести придает Христу Крест? Бог Отец превознес Бога Слово, потому что Он претерпел смерть, к тому же смерть позорную, смерть крестную, и воздвиг Его превыше всякой власти, и начальств, и господств.

Что такое Крест Христов еще? Крест Христов – это знамя и, если хотите, знак. Он герб и знамение Христа, которое воссияет перед концом света не только на земле, но и на облаках небесных, как говорит евангелист: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24: 30).

Итак, вот какое великое дело и какая великая тайна совершилась посредством Креста: соделалось спасение рода человеческого. Ибо Исаия пророк сказал: «Поднимите знамя для народов!» (Ис. 62: 10). Посмотрите на знамя, идущее впереди Иисуса Христа – на Святой Крест, воздвигающий все народы к Тому, Кто страдает, к Тому, Кто пребывает вовек на небе и на земле (см.: Мф. 24: 30).

Господь Бог, и Его Пречистая и Пресвятая Матерь, и Животворящий Крест Христов да помогут нам, грешным, с радостью и любовью нести крест на груди нашей, в руках наших и во всех делах наших и поклоняться материальному кресту с благоговением и любовью, ибо это знак и знамя нашего Господа. Аминь.

(Окончание следует.)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Источник: Cleopa Sihastria

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить