У подножия Животворящего Креста

Распечатать

Подвижники XX века о Кресте Господнем и пути следования за Христом. 

Схиархимандрит Пантелеймон (Агриков):

Некоторые думают, что Кресту дана сила потому, что на нем распялся Христос, а сам Крест – дерево, или железо, или серебро – остается таким же. Но так думать о Кресте нельзя. Крест есть живое пренебесное существо! Оно не кусок дерева, не металл, как мы его видим своими глазами, а пренебесное живое существо, исполненное могучей Божественной силы. Потому мы и кадим его фимиамом, возжигаем пред ним лампады, поклоняемся ему и, главное, называем его на «ты», ибо он имеет лицо, как существо разумное и духовное.

1.jpg

Блажен человек, который при жизни своей возлюбит Крест Христов, возлюбит не только тот Крест, на котором страдал Христос, но и крест своей жизни – болезни, лишения, гонения, страдания, одинокую безутешную старость, – и за все это он благодарит Бога. 

*

«Крест аще и древо видимо есть существом, но Божественною одеяно есть силою» (Октоих).

Крест – живой. Он есть пренебесное существо, обладающее могучей силой. Он – хранитель Вселенной, красота Церкви, радость Ангелов и смерть для демонов… Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 

Архимандрит Кирилл (Павлов):

Крест Христов говорит нам о бесконечной любви к грешному роду человеческому Отца Небесного, Который не пощадил Сына Своего Единородного, но за нас предал Его, и о крайнем, изумительном самоотвержении Сына Божия. И нам ли не воздавать Ему за то взаимной любовью и исполнением Его заповедей! Крест Христов напоминает нам о Горнем нашем Отечестве, вход куда в течение тысячелетий был закрыт, но, наконец, с явлением Креста Господня, отверзся; напоминает нам о тех вечных благах, которые уготованы там для всех любящих Бога еще от сложения мира. О край родной, край сердцу вожделенный! 

«Что же воздадим мы Господеви о всех, яже воздаде нам» (Пс. 115: 3)? «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). С Креста простирает Он к нам Свои пречистые распятые руки и кротко призывает нас: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23: 26). Для нашего счастья сделано все. От нас зависит откликнуться на этот нежный призыв: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 56: 8). Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! 

1.jpg

Дорогие братия и сестры, совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в распятого Господа. Распятый на Кресте Иисус Христос – наш Спаситель и Бог, Крест – это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому. 

*

До Христова пришествия бес имел силу, потому что у людей не было оружия противиться ему, а теперь есть Крест Христов; только положи на себя крестное знамение – и он тотчас убежит от тебя. Он связан крестною силою, а если связан, то как может тебе повредить? Если же вредит, ты сам свяжи его, то есть положи на себе знамение Креста Господня – и он будет связан. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем – и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем – и он удалится от тебя. Понуждает твой язык разглагольствовать? Крестом прогони. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради свой слух Крестом Христовым. Это советует нам и святой Иоанн Дамаскин, который говорит: «Крест дан нам в знамение на челе, так же как Израилю было дано обрезание. Крестом отличаемся мы, верные, от неверных, крестом знаменуемся, крест есть щит, оружие и одоление на диавола; это печать, чтобы не мог прикоснуться к нам погубитель». 

Преподобный Алексий (Соловьев) Зосимовский:

Всевышний всякому дает крест сообразно со склонностями человеческого сердца. 

Ученики Христовы никогда не думали, что Христос даст им счастье в смысле земного благополучия. Они были счастливы лишь духовным общением со Сладчайшим своим Учителем. Ведь Иисус явился в мир для того, чтобы Своей жизнью утвердить Своих последователей в мысли, что земная жизнь есть непрестанный подвиг. Христос мог избежать Своего страдания, однако Он Сам добровольно пошел на крест. Бог любит особенно тех, кто добровольно идет на страдания Христа ради. 

1.jpg

Архимандрит Таврион (Батозский):

Когда человек придет в сознание, он будет крепко любить Господа! Когда человек падший, жуткий, страшный, безнадежный грешник придет в сознание, он будет благоговейно стремиться к Господу: «Господи, только крестные Твои страдания могут меня спасти». 

Отдашь тот долг, ту вину, которую я заслужил грехами своими? А сколько на грешниках долгов! Жутко! Он может покаяться. Как же так покаяться?! Так сколько ты сгубил душ, сколько ты жуткостей для людей наделал? Уж не говоря о том, сколько сам себе принес зла, погибели, и другим! Ты хочешь покаяться, и в этом покаянии тебе есть прощение! Кто же это за тебя должен покаяться? Вот за тебя-то и покаялся на Кресте Сын Божий. Нелегки были мои и ваши грехи, когда Господь перед крестом молился в Гефсиманском саду: «Боже Мой, Боже Мой! Если можно, пусть мимо пройдет эта чаша». Тогда Он молился, чтобы была отнята эта чаша. Но ответа не было, и тогда Он сказал: «Не Моя, но Твоя воля да будет». Господь как знал, когда готовился. Он знал каждого из нас, и поэтому со Своей стороны Он все даровал, чтобы человек почувствовал Его величайшие достоинства, почувствовал, как любит его Отец Небесный, какая по отношению к нему оказана любовь!

*

Спаситель сказал: «Тогда, когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе». Что это? Пустые слова Спасителя? Это историческое бытие всего человечества. Это взаимоотношения Бога, отдавшего Себя на крест, и человека. Его крестное испытание имеет такую силу, что Он говорит: «Всех привлеку к Себе». 

То говорит Сын Божий! Он пришел взыскать и спасти погибшее. Кого? Тебя, человек! Так вот и смотри! Христос Спаситель распят на Кресте ради тебя. И поэтому Он сказал: «Тогда, когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе». Всех! Нет у Него неверующих! Всех Он привлечет. Нет у Него грешников, всех Он привлечет!

Слава Богу! Какое утешение для всех нас! Всех Христос привлекает. Для того Он и пошел на крест. Он имеет на это величайшее Божественное право, потому что Он не просто прощает человека, а за человека отдал Свою жизнь. 

1.jpg

Протоиерей Валентин Амфитеатров:

Успокойся, кающийся грешник, у подножия Животворящего Креста. На нем изображено дарование оправдания всем христианам, уповающим на Господа. Приступим же, братья, к Животворящему Кресту с верой и любовью! В нем наша отрада. 

*

Господь наш, распятый, с распростертыми руками, взывает: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Это призыв к последованию своему Господу.

Взгляните на самое положение на Кресте Спасителя. Оно спокойное. Во время Его распятия всё было в страшной тревоге: земля колебалась, небо омрачилось, горы раздались. Он с Креста, как Царь с престола, делал распоряжения и в раю, и на земле, и в самом аду: рай обещал покаявшемуся разбойнику, на земле устроил судьбу плачущей Своей Матери, в аду проповедовал покаяние не успевшим исправиться грешникам.

Отчего же в Спасителе такое чудное спокойствие среди тяжких страданий? От всецелой преданности Его воле Бога Отца: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). Господь показал этот образец, чтобы и мы искали спокойствия в совершенной преданности Его воле. А потому требует от нас самоотвержения, говоря: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф. 16: 24). 

Архимандрит Серафим (Тяпочкин):

На Голгофе среди крестных страданий и мучений сомкнул Христос Свои очи, закрыл уста, возвещающие всему миру любовь и всепрощение.

От убогих вифлеемских яслей до позорной страшной Голгофы Христос нес на Своих пречистых раменах Крест. И этот Крест он завещал всем Своим последователям: «Аще кто хощет по Мне идти…» (Мф. 16: 24). Путь следования за Христом – путь Креста и самоотвержения, и другого пути нет. Не радость, не веселие завещал Божественный Учитель Своим ученикам, а в лице их и нам, но скорби и печали, из которых состоит жизнь. 

1.jpg

Протоиерей Николай Гурьянов:

У Креста

О, приди, мой усталый, измученный брат;
Здесь, под сенью Креста, нет для сердца преград,
Отдохни наболевшей душою.
Ты устал, изнемог на житейском пути;
Крест твой жмет рамена, сердце ноет в груди,
И подавлен ты злобой людскою.
Не печалься, родной, пусть душа холодна,
У подножья Креста много сил и тепла,
Много ласки, любви, всепрощенья.
О, приди же скорей, здесь святая любовь
Угнетенных судьбой, удрученных зовет
И готова всем дать облегченье.
Пусть безмолвствует ум – ты с любовью приди
И подножие ног у Христа обыми,
Бремя скорби пред Ним полагая.
Не без сердца ведь ты, не без взора, мой друг,
Чтоб не видеть Христа – Его Царственный Лик –
Слез источник пред Ним проливая.
Весь предайся Ему, Его воля сильна
Облегчить крест земной, бремя взять у тебя,
Укрепить твое сердце больное.
О, ужели Глава под терновым венцом
С этим царственным, Кровью облитым лицом,
Не смягчит тебя силой своею?
Неужели те язвы израненных рук
Не откроют тебе всю жестокость тех мук,
Как страдал Он, за нас умирая?
Неужели пронзенное сердце Христа
Не научит страдать и терпеть до конца,
В Его волю себя полагая?
Посмотри, Он Божественных уст не открыл,
Потому, что так свято, так крепко любил,
Себя в волю Отца покоряя.
О, приди, мой усталый, измученный брат;
Здесь, под сенью Креста, нет для сердца преград,
Отдохни наболевшей душою.

Подготовила Александра Калиновская

26 сентября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить