Универсальная борьба со злом в русской религиозной мысли

Проблема добра и зла была очень животрепещущей в истории русской религиозной мысли. Категории «добро» и «зло» – это не просто категории христианской этики, оценивающие то или иное человеческое действие, но и центральные оси мировоззрения, через которые выстраивается система ценностных координат. 

В русской религиозной философии обнаруживается мистическая диалектика добра и зла, таинственно протекающая в духовных глубинах личности. «Дело в том, – отмечал Семен Франк, – что та иррациональная, неисповедимая, ни в какие нормы добра и разума не вмещающаяся глубина человеческого духа, которая есть источник всего злого, хаотического, слепого и бунтарского в человеке, есть вместе с тем область, в которой одной только может произойти встреча человека с Богом и через которую человек приобщается к благоразумным силам добра, любви и духовного просветления. Ибо эта глубина – само существо человеческой личности – в последней своей основе есть то таинственное начало, которое называет чудом свободы. Через это начало ведет единственный путь человека к Богу – другого пути, более рационального и безопасного, менее проблематичного, здесь быть не может. Это есть поистине узкий путь, со всех сторон окруженный безднами греха, безумия и зла». Есть еще одна проблема – проблема различения доброго и злого начала. Н.О. Лосский отмечал, что человек может легко ошибиться и не заметить зла, замаскированного примесью к нему добра, или не оценить добра, которое в земном бытии не бывает свободно от недостатков. 

Понятия добра и зла раскрывают всю противоречивость человеческого бытия – от недостатка способности их четкого определения до выбора методов борьбы со злом и развития доброго начала как в обществе, так и в самом себе. В целом в русской религиозной мысли выделяют три вида зла: физическое, социальное и моральное. 

Понятия добра и зла раскрывают всю противоречивость человеческого бытия

Физическое зло представляет собой губительные природные явления (землетрясения, цунами, наводнения и пр.). Социальное зло представляет собой деструктивное влияние на внешний и внутренний мир человека: экономические кризисы, войны, революции, пропаганда аморальных ценностей. Главным видом зла, согласно русской религиозной мысли, является зло моральное, которое коренится в человеческой сущности и может мотивировать определенные поступки. Моральное зло представляет собой разрушительное использование специфических способностей человеческой личности (прежде всего, сознания и воли), направленное на уничтожение или расшатывание духовных основ человека и социума. Моральное зло является источником социального зла. «Основное зло есть зло нравственное: оно состоит в нарушении деятелем ранга ценностей̆, именно в себялюбии, эгоизме, т. е. в большей любви к себе, чем к Богу и другим существам, тогда как правильное соотношение ценностей требует больше любви к Богу, чем к себе, и любви ко всем существам такой же, как к себе. Существенная черта ложного пути поведения есть отпадение от Бога в той или иной степени, а вместе с тем и обособление от всех тварных существ, тоже более или менее глубокое», – утверждает Н.О. Лосский. 

Признание существования зла в мире не означает мирное с ним сосуществование. Со злом необходимо бороться. С точки зрения Н.А. Бердяева, зло может быть преодолено только имманентно, т. е. изнутри. Физической ликвидацией «злых» зло не истребить, их необходимо просвещать, так как зло можно победить только внутри человеческой личности. Вместе с тем должны быть положены ограничительные меры против проявления зла, истребляющего жизнь и нарушающего гармонию в обществе. Н.А. Бердяев предлагает начать борьбу со злом с видения зла в самом себе. Эта самая трудная, по его мнению, задача, так как люди склонны видеть зло вовне, в других, а не в себе. В работе «Философия свободного духа» русский мыслитель отмечает, что первой ступенью борьбы со злом необходимо признать познание зла на теоретическом уровне. Практически нельзя отвечать злом на зло, а истинно духовная направленность борьбы со злом состоит «в вере в силу добра более, чем в силу зла». В.С. Соловьев подтверждает этот традиционный взгляд: «Во всем, что существует, мы должны признавать возможность добра и способствовать тому, чтобы добро стало действительностью». 

Зло можно победить только внутри человеческой личности

Для В.С. Соловьева один из главных вопросов, который он пытается решить – стоит ли жить, если в мире господствует зло, и в чем в таком случае заключается смысл жизни человека? Сам человек, по мнению В. С. Соловьева, нейтрален как в отношении зла, так и в отношении добра, но зло несвободно, оно подчинено свободному волеизъявлению человека, а также подчинено добру и побеждается добром. В конечном итоге проблема зла решается через оправдание добра и допущением доброго свободного выбора. 

Зло несвободно, оно подчинено свободному волеизъявлению человека, а также подчинено добру и побеждается добром

По мнению В.С. Соловьева, жизненная задача человека определяется онтологическим признаком добра, т. е. тем, что добро существует, оно прекрасно и несет в себе созидательный потенциал. Моральный смысл этой цели состоит в служении добру чистому, многомерному и всемогущему. Чтобы это служение соответствовало предмету и духовному достоинству человека, оно должно быть добровольно прошедшим через человеческое сознание. Человек В.С. Соловьева отличается от других живых существ чувством стыда. Именно стыд формирует нравственное восприятие человеком видимой природы. Чувство стыда выступает как средство, способное подчинить хаотичную, бессознательную жизнь человека жизни созерцательной. Наряду со стыдом большую роль в познании и делании добра играет чувство жалости и благоговения перед высшим. Именно эти три чувства отвращают человека от зла. В делании добра необходимо исходить не только из христианских заповедей, но и руководствоваться христианской антропологией. Человек есть триединство духа, души и тела. Совершая акт доброй воли по отношению к другим людям, человек всегда должен задумываться о том, какую пользу или вред его поступок может принести их физическому существованию, душевной организации и духовному состоянию. 

Наряду со стыдом большую роль в познании и делании добра играет чувство жалости и благоговения перед высшим

Среди философов и писателей конца XIX–начала XX века обсуждались возможности разных способов преодоления социального и морального зла: путь духовного совершенствования человека и непротивления злу насилием; путь сопротивления злу силой, оправдывающий необходимость правового регулирования преступлений и вплоть до жестких карательных мер. Первый путь обосновывался писателем Л.Н. Толстым и составлял главное содержание его нравственной концепции о несопротивлении злу. Русский классик верил в объективный закон добра, которому духовно подчинено все человеческое сообщество.  

Толстовская концепция отрицала любые насильственные методы в борьбе с любыми проявлениями зла, даже когда речь шла о защите родины и близких. Абсолютный индивидуализм, как и абсолютный коллективизм непонятен Л.Н. Толстому. В основе его мировоззрения лежало не личное или социальное начало, а христианское, идея божественной первоосновы мира. Смысл жизни, по его определению, заключается в том, «чтобы установить царство Божие на земле, т. е. заменить насильственное, жестокое, ненавистническое сожительство людей любовным и братским». 

Русская религиозная мысль не могла не ответить на толстовский вызов. В.В. Розанов писал, что «Толстой хотел энервировать человека, вынуть из него все страстные эмоции. Он именно хочет в нас погасить ту искру, которую затеплил Спаситель. Разве Иоанн не был бездеятелен? Разве Петр не был пылок? И Он избрал их, то есть Он нашел, что свойство живой деятельности и пылкости человеческого сердца особенно отвечают, как восприимчивая почва семени, которое Он пришел бросить в человека». И.А. Ильин указывал на то, что «Л.Н. Толстой и его школа совершенно не замечают всей сложности этого явления. Они говорят и пишут только о насилии и, выбрав этот неудачный термин, обеспечивают себе пристрастное и ослепленное отношение ко всей проблеме в целом». 

Для И.А. Ильина одолеть зло значит рассеять его. Когда явно проявление злой человеческой воли, направленное против духовной свободы, то сопротивление необходимо и свято. Критикуя взгляды Л.Н. Толстого и его учеников, И.А. Ильин исходил из того, что они не понимают природы зла. С его точки зрения, зло нельзя понимать абстрактно, ибо оно не пустое слово, оно реально присутствует в жизни людей. Зло начинается там, где начинается человек, его внутренний мир. Природа добра и зла внутренне субъективна. Во внешнем, материальном мире добра и зла просто нет. Добро есть, прежде всего, добрая воля, а зло – злая воля. О действенном сопротивлении злу И.А. Ильин пишет: «Физическое воздействие на другого человека против его воли духовно показуется в жизни каждый раз, как внутреннее самоуправление изменяет ему и нет духовно-душевных средств для того, чтобы предотвратить непоправимые ошибки или проявления злой страсти. Прав тот, кто оттолкнет от пропасти зазевавшегося путника; кто вырвет пузырек с ядом у ожесточившегося самоубийцы; кто вовремя ударит по руке прицеливающегося революционера; кто в последнюю минуту собьет с ног поджигателя, кто выгонит из храма кощунствующих бесстыдников; кто бросится с оружием на толпу солдат, насилующих девочку; кто свяжет невменяемого и укротит одержимого злодея. Злобу ли он проявит в этом? Нет – осуждение, возмущение, гнев и подлинную волю к недопущению к объективации зла». Допуская человеческую активность и подвижничество в сражениях со злом, И.А. Ильин имел в виду отпор внешним агрессорам и внутренним экстремистам, посягающим на устои общества: «Тело злодея есть его орудие, его орган. Его тело есть территория его злобы, и эта духовно опустошенная территория отнюдь не экстерриториальна для чужого духа. Благоговейный трепет перед телом злодея, не трепещущего перед лицом Божиим, противоестественен: это моральный предрассудок, духовное малодушие, безволие, сентиментальное суеверие». 

В целом можно заключить, что русская религиозная философия предлагает начинать борьбу со злом, во-первых, признанием самого факта существования зла как в мире, так и в человеческой личности, во-вторых, стремлением к преображению души и выбором, прежде всего, духовных средств в противостоянии со злом. Но если очевидно, что их использование не приведет к желаемой цели, а последствия злой воли могут быть ужасающими, то избрание силовых методов воздействия не является чем-то предосудительным.

Владислав Ершов 22 сентября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Елена   29 сентября 2021, 12:09
Грамотно изложен материал статьи, с интересом читается. Заключительная часть словами И.А Ильина про благоговейный трепет перед телом злодея является концептом выше написанного!
Полина   29 сентября 2021, 12:09
После прочтения данной статьи начинаешь вспоминать и осмысливать совершенные поступки с точки зрения морали, задавать себе вопросы. Тема значимая, читать весьма интересно, все чётко разложено по полочкам, отсутствует лишняя информация, предназначенная лишь для объема. Благодарю за столь познавательную статью!
Лариса   29 сентября 2021, 12:09
Прекрасная и нужная статья,особенно в наше не простое время!Есть над чем задуматься.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить