«В благополучии мы более подвергаемся опасности забыть Бога»

Духовные советы от святителя Филарета Московского 

Ежедневная молитва святителя

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.

Отче! Даждь рабу Твоему – чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою, сердце мое отверсто.

Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! – и сотвори со мною по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.

Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись.

Святитель Филарет Московский.jpg
Святитель Филарет Московский

Как читать Священное Писание?

Новый Завет читать полезно бы по порядку, по одной главе в день или по две, когда время позволяет. Хорошо бы и Псалтирь читать по порядку, по кафизме. В ней найдутся молитвы, наставления, утешения на разные случаи и состояния духа.

Впрочем, лучше не число молитв и чтений умножать, а стараться немногое читаемое читать неспешно, углублять внимание и, так сказать, давать себе время в покое вкушать дух и силу того, что читаем.

Для чего попускаются искушения?

Вещь, кажущаяся золотою, может быть или из чистого золота, или из нечистого, или вовсе не из золота. В огне золото становится чище, примесь отделяется, поддельное вещество обличается. Так добродетель человека может быть чистая и твердая, о Бозе соделанная и в силе Божией неизменная, или нечистая по причине применения помыслов тщеславия, своекорыстия и самоугодия, или, наконец, вовсе лицемерная. В огне искушения чистота ее возвышается, и нечистота отделяется, лицемерие обличается.

Вспомни Бога

Может ли сын забыть отца? Даже не оскорбительно ли для сына, когда предполагается, что он может забыть отца? Человек Богу не безмерно ли больше обязан, нежели между человеками сын отцу? Отец дал сыну жизнь, но не свою, а полученную от Бога Творца. Отец воспитал сына, ввел в общество, обеспечил его благосостояние, но это все не иначе, как по благословению и под покровительством Бога Промыслителя. Сын действует умом не отца, но своим, волею не отца, но своею, силою не отца, но своею. Но человек не может ни действовать, особенно действовать праведно, ни мыслить, особенно мыслить доброе, ни жить, особенно жить блаженно, без Бога, Который носит все словом силы Своей.

Можно ли человеку забыть Бога?.. Не проводим ли мы многих часов и целых дней, погруженные в дела земных обязанностей? Встречая затруднения в делах не мучим ли мы себя иногда очень долго бесплодною печалью или досадою и безуспешным изысканием средств помочь себе, не пользуясь близким и верным средством – тем, чтобы вспомнить Бога и просить Его помощи и предаться Его воле? Имея успехи в делах, пользуясь безопасностью, изобилием, приятным положением в обществе, не переходим ли мы от суетливой мирской деятельности к нравственной дремоте, хвалим свое искусство, до безмерности расширяем свои виды, преувеличиваем свои надежды – и не умеем очнуться, чтобы вспомнить Бога, узреть над собою Его благодеющую руку и воздать Ему хвалу и благодарение?

О Боже праведный! Если бы за наше долгое, многократное о Тебе забвение Ты воздал только мгновением Твоего забвения о нас, мы низринулись бы ниже преисподней, ибо и сущие там не чужды Твоего памятования, так как не чужды Твоего провидения. Но Ты, Долготерпеливе, не забываешь забывающего Тебя человека.

Вспомни Бога – в благополучии человек более подвергается опасности забыть Бога.

Бог вездесущ

До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верой и молитвой.

Не оправдывай себя

Не говори, что слезный путь не твой путь: это правый путь для всякого грешника и, следовательно, для всякого человека на земле, потому что все согрешили (Рим. 3: 23).

Не говори, что трудно тебе ввести покаянную жизнь в обыкновенный необходимый образ твоей жизни: сия трудность не в существе вещей, но в твоей невнимательности, в твоем нестарании поставить духовное делание выше дел мира и плоти.

Имейте мысль смиренную

Имейте мысль смиренную и никого не осуждающую, кроме себя: и Господь дарует вам мир и утешение.

И враги – врачи

Если Вы заметили пример матерей, которым долго виноватыми кажутся врачи умерших детей, то выводите из сего полезное заключение, как расположен человек огорченный винить других, как легко погрешает в сем обвинении и как было бы лучше отложить неверные и бесполезные обвинения человеческие, чтобы решительно смириться под крепкую руку Божию.

Человек ошибается, полагая, что врачи – враги; а справедливее судил бы, если бы думал, что и враги – врачи.

Не прилагай сердца твоего

Слышишь ли слово в похвалу себе? Остерегись. Похвала нередко скрывает в себе лесть, может удалить от тебя смирение и поселить в тебе самонадеяние и небрежение о дальнейшем усовершении себя и своих дел.

Услышав похвалу, помысли, каков ты должен быть, вспомни свои недостатки и старайся иметь достохвальные мысли, намерения и дела, а не ловить исчезающий звук похвалы.

Слышишь ли слово, тебя оскорбляющее или унижающее? Остерегись, чтобы не воспламениться гневом, который не творит правды Божией (Иак. 1: 20). Скажи лучше себе: вот случай поучить себя терпению и смирению, – и отвечай оскорбляющему и унижающему или молчанием, или, если необходимо, кротким словом правды.

Слышишь ли слово порицающее и осуждающее ближнего? Остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить