В преддверии Великого поста

Дорогие отцы, братья и сестры! Слово, которое я хотел бы сказать для вас в преддверии Великого поста, касается, в первую очередь, исповедания грехов перед священником, получившим от Бога власть прощать грехи человеческие. После Своего Воскресения Спаситель наш Иисус Христос явился Своим святым ученикам и апостолам. Как повествует Евангелие от Иоанна, Он «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 22–23). Таким образом, апостолы получили власть прощать грехи верующих и передали ее через хиротонию епископам и священникам в непрерывной преемственности вплоть до наших дней.

1 (5).JPG
Митрополит Серафим (Жоантэ)

Таинство Исповеди совершалось от начала существования Церкви. В первые века христианства Исповедь представляла собой открытое, публичное действие. Каждый верующий исповедовал свои грехи перед всей общиной, а епископ или священник произносил над ним разрешительную молитву. В дальнейшем Исповедь стала совершаться священником, который по церковным канонам обязан хранить услышанное на Исповеди в тайне. Таинство Исповеди называют вторым Крещением, и это великая милость Божия к нам, грешникам. Мы неоднократно нарушаем данное при Крещении обещание отречься от лукавого и сочетаться Христу. В таинстве Крещения священник спрашивает человека, отрекается ли тот от лукавого и от всех дел его. И человек или его крестный (если крещается ребенок) отвечает: «Отрекаюсь!» Сразу следует вопрос: «Сочетаешься ли со Христом?». И человек отвечает: «Сочетаюсь». Троекратное погружение в воду при Крещении мистически показывает нашу смерть и воскресение со Христом. Это таинство и делает нас членами Церкви, то есть христианами. И мы изо дня в день, на протяжении всей жизни должны стремиться исполнить данные при Крещении обещания. Ибо христианская жизнь есть постоянное осуществление этих обетов. Но, увы, мы их нарушаем. 

Святой апостол Павел называет христиан, к которым он обращается в своих Посланиях, «святыми». Через Крещение мы получаем благодать Божию и силы в дальнейшем жить святой жизнью. Все христиане становятся святыми благодаря таинству Крещения. К сожалению, образ жизни большинства христиан не соответствует святости, так как в нашей повседневной жизни все мы грешим словом, делом или помышлением и чувствами, душевными и телесными. Но Бог не желает смерти грешнику: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33: 11). Бог знает немощь человеческой природы. Он знает, что человека мучают страсти, и его ум легко направляется на злое, поэтому Бог предписывает грешникам средство ко спасению – каяться до самой их смерти. 

Через Крещение мы получаем благодать Божию и силы в дальнейшем жить святой жизнью

Каждый раз, когда мы исповедуем грех, Милосердный Отец ждет этого. Он желает простить нас. В таинстве Покаяния мы должны обещать Богу не повторять греха, борясь с ним не на жизнь, а на смерть. На Исповедь мы должны приходить с глубоким осознанием своего недостоинства пред Ним, с искренним и чистосердечным раскаянием в совершенных нами грехах, с обещаем Богу, что не повторим их. Таковы следующие условия получения прощения от Бога: искреннее исповедание грехов, раскаяние в них и желание их не повторять. Исповедующий священник может дать вам епитимию (определенные молитвы, дополнительный пост, милостыню и т. д.) и затем произносит разрешительную молитву: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Епитимию, полученную на Исповеди, следует понимать не как наказание за совершенные грехи, а как средство исцеления от греха и его последствий. 

2 (5).JPG
Святой апостол Павел

Особо тяжкими грехами являются блуд, сожительство, абортивное вмешательство любого рода, противоестественные грехи, ненависть к ближним и другие. В этом случае священник может ужесточить епитимию, направленную на покаяние человека. Такая епитимия может заключаться в сугубой молитве с поклонами, в ежедневном чтении Псалтири и Нового Завета, канона ко Пресвятой Богородице, в более строгом посте, в более щедрой милостыне. В случае подобных тяжких грехов священник также может отказать человеку во Святом Причастии на некоторое время, пока тот не покажет своей жизнью, что исцелился от них. Если мы причащаемся без глубокого покаяния, мы причащаемся в осуждение. Святой апостол Павел говорит в этом контексте: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 29). 

Грех – самое болезненное переживание человека, поскольку он разрушает гармонию, которую Бог вложил в Свое творение. Бог запечатлел Свои законы в природе, в том числе и в человеческой природе, чтобы во всем и повсюду царила гармония. Звезды во Вселенной полностью подчиняются Божественным законам, записанным в их природе: «Да восхвалят имя Господне: яко той рече, и быша: той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет» (Пс. 148: 5–6). Вот почему в космосе существует гармония. Если бы мириады небесных тел, каждое из которых движется в чудесном танце вокруг своей оси и вокруг больших осей, не подчинялись бы законам Божиим, во Вселенной царил бы великий хаос. И только человек нарушает законы Божии, поэтому в его жизни и в жизни человечества нет гармонии, но присутствует хаос.

3 (7).JPG
Апостол Иоанн

Любой грех, совершенный словом, делом или помышлением, противоестественен, то есть против естества природы, и оказывает негативное воздействие на наше здоровье телесное и душевное. Апостол Иоанн говорит: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4), поэтому грех есть восстание против законов Божиих. 

Существуют естественные законы природы и законы, данные людям, – десять заповедей Божиих. Когда мы нарушаем заповеди Божии, это оборачивается против нас самих всевозможными страданиями. Бог не наказывает нас за грех, потому что Он есть любовь. Наоборот, Бог страдает вместе с нами и ждет, когда мы вернемся к Нему с покаянием, ибо Он желает спасти нас от греха и болезней. Часто люди обращаются к Богу особенно тогда, когда их постигают страдания или болезни. В таком состоянии мы осознаем свою глубокую беспомощность, и в нас пробуждается сознание нашей греховности. Тогда мы начинаем взывать о помощи Божией. И она не замедлит прийти, если мы со слезами и раскаянием исповедуем свои грехи. Но не будем ждать бедственных времен, чтобы обратиться к Богу!

Возлюбленные, вскоре начнется Великий пост. Он готовит нас к Воскресению Христову. Но мы вряд ли сможем радоваться «празднику праздников», которым является Пасха Господня, если не подготовим себя к нему постом, молитвой и покаянием. В Святом Евангелии Спаситель просит нас простить грехи ближним, чтобы и Он простил нам наши грехи: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37). Он увещевает нас поститься с радостным лицом, не хвалясь своим постом: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6: 16). Он также просит нас собирать сокровища не на земле, но на небесах: «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6: 20). Ибо после смерти мы не возьмем с собой ничего, кроме добрых дел: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14: 13). 

4 (3).JPG

Давайте простим от всего сердца тех, кто обидел нас, как завещал нам Спаситель. Давайте постараемся с радостью поститься грядущим Великим постом. Давайте не будем цепляться за материальное, но преодолеем свое сребролюбие раздачей милостыни нуждающимся. Ибо Бог будет судить нас именно по тому добру, которое мы сделали нашим собратьям, находящимся в нужде и беде: «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Да благословит всех вас Бог и Спаситель наш Иисус Христос на грядущее великопостное поприще. Аминь.

Перевела с немецкого Александра Калиновская 
Сайт Mitropolia-ro.de

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить