«Вернуть долг – священная обязанность»

Беседа с протоиереем Андреем Ткачевым

В молитве Господней мы просим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

А что такое долг и долги? В первую очередь долгами перед Богом в точном значении слова именуются наши обязанности перед Ним, связанные с исполнением Его воли. И уклонение человека от исполнения Божией воли есть уклонение от своих прямых обязанностей. Отсюда и неисполненный долг.

Но у слова «долг» есть и иное значение. Это деньги или какая-то вещь, которую мы берем у родных или у друзей, у банка, и которую нужно непременно отдать. Случается, что долги отдавать мы не хотим, не стремимся и не можем.

Клирик храма Василия Великого в селе Зайцево Московской области, проповедник, публицист протоиерей Андрей Ткачев считает, что возврат долга – это священная обязанность.

– Отец Андрей, откуда у людей берутся долги? И что о долгах говорится в Евангелии?

– По Евангелию долги – аналог грехов. Это вполне соответствует и материальным долгам, в частности кредитам. Мы же о них говорим, насколько я понимаю?

– Да, именно в этом контексте. Поговорим о том, как Бог смотрит на человека, который не отдает денежные долги.

– В советское время о службе в армии говорили как о долге молодого человека перед Родиной. Или до революции Причащение перед смертью называлось именно так – выполнить долг. Человек умирает, и чтобы выполнить долг, звали священника на последнее Причастие. Это воспринималось как необходимость. Долгом называется также и смерть. Ты должен умереть и заплатить долг за грехи свои. Поэтому слово «долг» очень многозначное.

Что касается возврата денежных долгов, то на это нужно смотреть как на священную обязанность. У человека должно быть религиозное сознание. У нас, например, нет такого понимания. Легко брать, но потом тяжело отдавать, потому что берем чужие деньги, а отдавать нужно свои. Здесь есть момент осмотрительности в том, чтобы брать. Потому что брать без нужды – это грех. Есть ведь много вариантов, когда люди берут взаймы, и далеко не все варианты, когда это необходимо. Одно дело брать кредит на лечение или ипотеку на строительство жилья для семьи, а другое дело брать на тщеславие, на ненужное. Например, брать взаймы на зарубежный отдых, на какое-нибудь двухнедельное удовольствие. Здесь тоже мы имеем дело с воспитанием человека – с воспитанием, в общем-то, религиозным.

– Почему именно религиозным?

– Потому что религия учит человека пользоваться тем, что есть, не завидовать тому, у которого есть больше. А реклама распаляет в человеке сразу несколько греховных позиций. Она показывает то, что можно иметь, и говорит, где взять деньги, чтобы это иметь. Распаленное желание, например, поменять машину на лучшую, хотя та, что есть сейчас, хорошая и на ней еще можно долго ездить. Но распаленное желание ищет возможности воспользоваться лучшим. А религиозное сознание учит нас благодарности за то, что есть, учит умеренности в желаниях. Вот мы уже назвали две необходимые вещи, отсутствие которых запутывает нас в долговые цепи. Если ты не умеешь пользоваться тем, что есть, и страстно желаешь большего, но не хлеба, не крыши над головой, не образования, а каких-то тщеславных вещей, вроде нового айфона, а средств, заработанных на это, нет, ты тогда религиозный невежа. Ты попадешь в долговую зависимость. Если ты умеешь брать, но не любишь отдавать и не относишься к возврату долга как, повторюсь, к священной обязанности, ты будешь вилять, петлять, до тебя будут дозваниваться коллекторы, всю жизнь будешь жить на валидоле, но отдавать не будешь.

Библия говорит, что отдавать лучше, чем брать. В Ветхом Завете, когда Господь давал различные обетования Своему народу, Он говорил, что признаком благословения является следующее: ты будешь давать в долг, а брать в долг не будешь. Ты будешь достаточен настолько, что тебе не нужно будет занимать на что-то. Но при этом ты сможешь дать кому-то. Если ты можешь дать и тебе не требуется брать, значит, ты, по Ветхому Завету, правильно живешь. Бог благословил тебя всем, что тебе нужно, и ты даже имеешь избытки, которые можешь кому-то кредитовать. Дальше уже требуется, чтобы ты не душил должника, не снимал с него шкуру, чтобы терпел и миловал человека, который почему-то не может тебе отдать долг. Вот к этому нужно стремиться: чтобы не брать в долг, но быть способным дать в долг. Это уже библейская тема.

Если ты можешь дать и тебе не требуется брать, значит, ты, по Ветхому Завету, правильно живешь

– Отец Андрей, вам приходилось видеть людей, которые боролись с собой, чтобы вернуть долги? И как только это происходило, жизнь их как-то менялась?

– Я видел такие случаи многократно в своей пастырской, не скажу великой и успешной, но обычной деятельности. Происходит следующее. Если человек имеет долг и не отдает его, то он похож на дырявое ведро, в которое сколько ни залей воды, она не будет в нем держаться. Человек при этом не понимает, почему он не может богатеть, почему он не может вырулить на твердую почву. Потому что до тех пор, пока ты не отдашь долг, ты не наполнишься. Когда человек имеет за спиной 500 000 долга, он должен часть доходов откладывать и отдавать в счет долга. А когда он отдаст, происходит затыкание этой проклятой дырки. Отсюда и начинается благословение и зарабатывание. До этого времени зарабатывания не будет. До этого времени человек будет юлить, убегать, хитрить, искать дешевого заработка, ставить на тотализатор, искать возможности украсть, обмануть, убежать от заимодавца. Это будет проклятая жизнь. Неотданный долг навсегда лишает человека права разбогатеть или просто быть самодостаточным и успешным. Это очень важная вещь.

– Человек может биться, но не достичь успеха в своей сфере из-за не отданного долга. А сам человек может и не догадываться о причине неудачи. Так это работает?

– Конечно, здесь вопрос касается отношений человека с Богом. Бог не дает благословения тебе на профессиональный успех, на какой-то прорыв в чем-то, потому что на тебе висит долг. И ты должен переориентировать свое сознание на то, что ты обязан отдавать. Пока не отдашь, нет благословения на тебе. По сути, ты являешься вором. Брал – отдай. Трудись! Лезь из кожи, иначе не бери! Должен быть некий страх брать. Надо сто раз подумать: а нужно ли брать? Нужно ли влезать в эту кабалу?

Пока не отдашь долг, нет благословения на тебе

Есть ситуации, когда тебе совершенно необходима большая сумма денег, когда невозможно не взять кредит или не взять в долг у человека. Но многие случаи, когда берут в долг, связаны с тщеславием, с грехом, с желанием быстро заработать. Человек почему-то думает, что он обязательно выиграет в рулетку, в карты или в тотализатор. А чтобы выиграть, ему нужен какой-то первоначальный взнос, и он берет в долг. И эти деньги пускает в какой-то фальшивый оборот. Желает отыграться и берет еще раз в долг, и еще, запутывается в эту диавольскую сеть. Таких ситуаций полным-полно, к сожалению. Они связаны с игроманией, с желанием быстрой наживы.

Часто берут в долг, чтобы получить быстрый результат, к которому человек еще не готов. Это вопросы сугубо психологические, но связанные, повторюсь, с религиозным воспитанием или с его отсутствием. Поэтому в мире так много несчастных людей. Поэтому так много обмана в мире бизнеса. Поэтому бизнес ассоциируется с тотальной властью обмана, с недоверием. Здесь все могло бы быть прозрачнее и проще, нормальнее. Но, к сожалению, мы находимся в диком религиозном состоянии. И сплошь и рядом совершаем ошибки.

– Отец Андрей, диагноз поставлен. Как начать путь к выздоровлению?

– Нужно обратиться к Господу Богу с очень простой просьбой: «Господи, помоги мне отдать долги!» И нужно смирить себя, то есть поставить себе возврат долга условием «выхода на свободу». Ты не можешь, например, купить себе новое пальто, пока у тебя есть долги. Ты в тюрьме, пока ты в долгах, ты несвободный человек. И ты живешь в страхе, боишься телефонных звонков. Это тоже известная ситуация.

Если человек имеет долги, но обедает в ресторане, значит, у него нет мозгов или совести. Или другая ситуация: у него долги, но он едет отдыхать, тратить деньги вместо того, чтобы сказать: мы сейчас не можем никуда ехать, поедем на ближайшую речку, а долг отдадим – это святое, это обязанность.

Обидно, если ты брал на ерунду, а ерунда не сработала. Извините, мы должны быть наказаны за свою глупость. Если ты брал большие деньги на ненужные вещи и потом не можешь их отдать, ты платишь за свою глупость, и нужно признавать свои ошибки: «Я взял деньги, не подумал, но отдавать нужно». А сколько таких случаев, когда люди берут кредиты, микрозаймы, потом вешают эти займы на свои семьи! И кто-то из родных выплачивает эти дурацкие долги и живет в страхе. Таких больных людей, которые терроризируют своих родственников, немало. Родственники по любви выплачивают чужие долги, а те паразиты тут же берут новые. Это болезнь ума. Если человек не хочет душой исцелиться, ему невозможно помочь. Я даже думаю, что ему нельзя помогать.

– Почему нельзя помогать?

– Потому что он беспрестанно будет повторять свой грех, а последствия греха будет вешать на окружающих.

– А что тогда делать? Он сам должен до конца испить эту чашу?

– Да. У нас нет долговых тюрем, но пусть он сам пьет горькую чашу своих ошибок. А то ведь старики родители отдают свои пенсии на выплату долга своего дурного сына. Здесь нужна жесткость по отношению к этому больному человеку. Если человек умом не исцелен, то ему невозможно помочь. Это работает в любой ситуации. Необходимо лечить сознание и душу. И тогда исцеленный человек сможет сам разобраться со своими ошибками.

Необходимо лечить сознание и душу. А исцеленный человек сможет разобраться со своими ошибками

– Как быть, когда человек, который давал в долг, умер, когда найти заимодавца нельзя, а долг вернуть хочется? Можно ли перед Богом очистить совесть в таких ситуациях?

– Да, безусловно. Бывают ситуации, когда человек способен вернуть долг, но не помнит, у кого взял, либо тех, кому он должен, нет уже в живых. В этом случае нужно искать тех, кто нуждается в помощи, чтобы реально им помочь. Если ты реально помогаешь нуждающимся людям, то, думаю, что это рабочая схема.

С протоиереем Андреем Ткачевым
беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Алла   20 марта 2022, 22:03
Aлександр, надо пытаться отдавать по крохам, по частям. Человек, у которого Вы брали в долг, будет видеть Ваше желание отдать.

Алина   29 сентября 2021, 12:09
Полезная информация, благодорю вас!
Александр   4 августа 2021, 17:08
Как же быть если хочешь отдать долг, а нечем отдавать, с доходами тоже не получается пока, временные трудности? Уже и Бога просили о помощи. Главное знаем как заработать, но на запуск проекта тоже нужны деньги. ВОПРОС: КАК ВЕРНУТЬ ДОЛГ, ЕСЛИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛЬНОЙ?
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить