«Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»

Пасха в произведениях русских художников

1.jpg
«Сошествие во ад».
Мастерская Дионисия. 1502 г.

Совсем неслучайно в восточно-христианском искусстве икона Пасхи – «Сошествие во ад». Здесь и Спаситель (во многих изводах – в золотых или белых, то есть сияющих Божественным светом одеждах) в сиянии славы, попирающий врата ада, и спасаемые Им из ада люди во главе с Адамом и Евой… Собственно изображение в иконе Воскресения Христова, когда Спаситель после момента Воскресения стоит на гробе (парит над ним, выходит из него), – более позднее и пришло из западноевропейского искусства. Раньше византийские и древнерусские художники не изображали неизобразимое. Сам таинственный и великий момент, когда вот только Спаситель был мертв и вот Он воскрес, не поддается нашему человеческому разуму. Сюжетов, посвященных явлению Христа по Воскресении, отображенных церковным искусством, предостаточно, в том числе и «Явление Спасителя Марии Магдалине», и «Христос в Эммаусе», и «Уверение Фомы»... Это было здесь, на земле, этому были свидетели. А что случилось там, во гробе, никто не видел. Никто не может предположить, КАК произошло Воскресение, поэтому его и не изображали.

Потом уже, в более позднее время, на одной иконе могли совмещаться два варианта: «Сошествие во ад» и «Воскресение Христово», поэтому в храмовых росписях или мозаиках варьируются два варианта.

В храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге есть композиции и иконы как внутри храма, так и на его фасаде: внутри – «Воскресение Христово» («Сошествие во ад») В. В Беляева, на фасаде – мозаика «Воскресение Христово. Сошествие во ад» по эскизу В. М. Васнецова и композиция «Воскресение Христова» по эскизу М. В. Нестерова, где показан чудесный момент Воскресения.

2.jpg
М. Нестеров. «Пасха»

Если брать работы художников, создаваемых не для церковного пространства, то здесь русские художники тоже чаще касаются того, что было уже непосредственно после Воскресения Христова.

Наполненной настоящей пасхальной радостью представляется работа Василия Поленова «Возвестила радость плачущим» (1899). Вот ведь удивительное дело – отношение к вере художника, написавшего много прекрасных работ на евангельские сюжеты, участвовавшего в создании нескольких храмов, было очень непростым. Вполне в духе времени он не принимал Божественную природу Спасителя и в итоге честно отказался расписывать Владимирский собор в Киеве. Но, будучи сильным художником, развивающим свой большой дар (а верующие знают, Кто награждает людей даром творчества), Поленов, минуя собственные убеждения, во многих своих работах оказывался необычайно правдив. И не только в смысле точности пейзажей, которые он видел в реальности. Речь о другой правде. И потому можно сказать, что картина «Возвестила радость плачущим» о том, как пасхальная радость врывается в сердце каждого человека, освещает и наполняет его, а также изменяет и делает осмысленным все вокруг.

3.jpg
В. Поленов. «Возвестила радость плачущим»

Про пасхальную радость и картина «Вестники Воскресения» Николая Ге (1867), ко многим работам которого можно применить сказанное о Поленове.

Конечно, в русском искусстве много работ посвящено и собственно празднованию Пасхи. Причем у художников XIX века это может быть и просто бытописание, когда внимательно смотришь на детали быта, одежды, разнообразие характеров, запечатленные тем или иным художником, но при этом значимость праздника ощущается, передается, как, например, в картине «Молебен на Пасху» Владимира Маковского (1887–1888). Реалии быта – у Иллариона Прянишников в работе «Пасха» (1885), в картинах «Праздничный день» Константина Юона (1903), «Приготовление к Пасхе» Сергея Милорадовича (1910), «Пасхальная заутреня в Малороссии» Николая Пимоненко (1891).

4.jpg
В. Маковский. «Молебен на Пасху»

Появляется ряд работ остросоциальных, с очевидной антиклерикальной направленностью. В них вроде бы правда, которая на самом деле таковой не воспринимается, поскольку акцентирование внимание на «пороках общества» пытается подменить собой настоящую правду – пасхальную. Как, например, в картинах «Крестный ход на Пасху» Василия Перова (1861) или «Пасхальное угощение» Фирса Журавлева (1901).

5.jpg
Б. Кустодиев. «Канун Пасхи»

Настоящая правда звучит, в том числе, в картине Бориса Кустодиева «Канун Пасхи» (1916). Картина, как почти все работы мастера, яркая, пусть и ночная, наполненная ощущением радости. Но есть в ней и то, чего нет в каких- то других произведениях мастера, – ощущение чуда. Это ощущение возникает в том числе и благодаря контрасту холодных и теплых цветов: на фоне ночного неба буквально пылает светом православный храм. Огоньки свечей, которые держат люди, становятся как бы частью общего свечения, прорвавшего ночную тьму, выражающего всеобщее ликование.

Пасхальные натюрморты – это тоже способ передать радость праздника через бытовые реалии. На самом деле это тоже важно. Например, «Пасхальный натюрморт» Станислава Жуковского (1915). Здесь общее праздничное настроение создают атрибуты пасхальной трапезы, яркая посуда, цветущие гиацинты.

«Натюрморт на зеленом фоне» К. Петрова-Водкина написан уже в 1924 году, когда религия – под запретом. Кажется, в названии работы нет ничего пасхального. Но сама картина говорит, что это не просто натюрморт. На зеленом фоне – стакан с водой, красное (точнее, розовое) и белое яйца, яблоко. К. Петров-Водкин, глубокий художник, не мог просто так вдруг поместить в работу такой знаковый атрибут, как крашеное яйцо. А еще он отлично знал искусство иконописи и применял в своем творчестве его художественные законы, и подбор цвета здесь тоже совсем не случаен: зеленый – в иконописи часто цвет жизни, красный – жертвенности и царственности.

6.jpg
К. Петров-Водкин. «Натюрморт на зеленом фоне»

Аркадий Пластов во второй половине 1920-х пишет «Пасхальный стол» – праздничный, яркий натюрморт, где и кулич, и творожная пасха – все это украшено бумажными цветами. Однако речь здесь не только о кулинарных изысках, не случайно на переднем плане – фигурка барашка, явно напоминающая о Жертвенном Агнце. Интересно, что в 1953 году он пишет «Куличи» – работу, в которой показан момент освящения куличей, то есть фрагмент той самой церковной жизни, о которой говорить было не принято. Но для верующего художника эта церковная жизнь была неотделимой частью его собственной жизни, и потому в этой работе, в этом живописном этюде, он показывает не экзотику, а то, что важно для него, – реалии мира, в котором он живет.

7.jpg
А. Пластов. «Куличи»

Но параллельно шла жизнь, в которой не было настоящего понимания Пасхи, и это очень хорошо передается на картине Юрия Царева «Пасха» (1986): крашеные яйца, кулич, конфеты на могиле вместе со стаканом водки, прикрытым куском хлеба, – все это демонстрация того, что в советского время смысл праздника был доступен не всем, отсюда – традиция посещения кладбища на Пасху. Однако светлые косынки женщин, светлые рубашки женщины и мальчика на переднем плане намекают нам, что смерть все-таки побеждена, даже если люди не понимают этого.

Передать пасхальную радость, радость возрождения к жизни, художники пытались и через рассказ о Вербном воскресенье, понятно, что не с евангельско-исторической точки зрения. Верба трактуется как символ весны, пробуждения. В картине Николая Чернышева «Верба распустилась» (1926) – вроде внешнее противопоставление: хорошо одетые девочки-пионерки и в платке, в немодной одежде девочка, продающая вербу. Но на самом деле эта картина – про жизнь, про весну, которая побеждает зиму. Аналогия, думаю, понятна.

В ХХI веке художники касаются пасхальной темы, осмысляя, как отражается свет праздника в реалиях земной жизни, а также переносят на холст свое особое личное, внутреннее отношение к нему.

В картине «Пасха» Павла Рыженко историко-реалистические детали: пейзаж, монах-фронтовик, за плечами которого победа в Великой Отечественной войне, – перерастают в символическое понимание Пасхи как огромного события, изменившего человеческую историю, давшего жизнь каменистой и, казалось бы, уже безжизненной почве…

8.jpg
П. Рыженко. «Пасха»

В работе Сергея Смирнова «К Светлому дню» (2012) зритель ощущает тепло согретой весенним солнцем стены дома, жмурится от яркого солнечного света. Сияет золотом небольшой купол, который скоро будет водружен наверх. Удивительно, но этот новый блестящий купол совсем не выглядит контрастом к весенней слякоти под ногами, старому дому, потому что солнечный свет, все освещающий и согревающий, очевидно показывает, что грядущая Пасха – это же для всех нас, всех-всех. День, когда изменилась история человечества. А небо, оказывается, близко, как этот купол, который скоро будет вознесен руками рабочих туда, вверх.

9.jpg
С. Смирнов. «К Светлому дню»

Светом и теплом наполнена работа Николая Третьякова «На Светлой неделе в деревне» (2014). Здесь переживания спокойной светлой радости дается через изображение интерьера и образ девочки. Вообще детских образов много в работах, посвященных теме Пасхи, потому что дети могут по-настоящему, непосредственно, без сложных рефлексий, сердцем воспринимать пасхальную радость.

Здесь можно назвать картину «Пасха. Коля» (2024) Альберта Солтанова, «Воскресение Твое, Христе…» Елены Степуры (2003), глядя на которую, вспоминаешь работу Николая Богданова-Бельского «В церкви» (1932): у Елены такой же мягкий, теплый свет, дети со свечками в красивых праздничных одеждах, ощущение невероятной важности происходящего. Елена, создавая свою уникальную работу, транслирует идею преемственности, непрерываемой связи как, в частности, искусства, так и глобально – жизни Церкви.

10.jpg
Е. Степура. «Воскресение Твое, Христе…»

У Елены Степуры вообще очень проникновенная и выразительная серия пасхальных работ. В картине «Великая Суббота» (2003) – приоткрытые врата церкви, тишина, все замерло в ожидании: живописная передача строчек «Да молчит всякая плоть человеча...». Причем темные врата занимают значительную часть художественного пространства, и это очень выразительная деталь, но уже сияет золотом иконостас, и Пасха скоро случится…

В картине Дмитрия Петрова «Пасха» (2023) много света, радости, семейный праздник вписывается в общее ликование мира, часть которого видна там, за большим окном. Весь строй работы созвучен словам святителя Иоанна Златоуста: «Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»

11.jpg
Д. Петров. «Пасха»

На Светлой неделе в деревне. Николай Третьяков .jpg
Н. Третьяков. «На Светлой неделе в деревне»     
Оксана Головко 23 апреля 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить