Воскресение Христово как обновление природы и праздник света

1 (47).jpg
Иерей Антоний Русакевич

Христос воскресе! С этим радостным и светлым приветствием будут обращаться православные христиане в течение 40 дней после праздника Воскресения Христова. Помним, что за желанием разделить с близкими радость и веселие от Пасхи Господней, как «торжества из торжеств», кроется еще и глубинное понимание тех изменений, которые произошли в мире в момент Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. При описании события Воскресения Христова древнехристианским богословием используется множество возвышенных и сакраментальных образов, понятий, метафор. В этом пасхальном обращении хочу сфокусироваться на том, как произошло обновление Божьего творения после Воскресения из мертвых нашего Спасителя.

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит залогом не только воскресения всех людей, но и началом всеобщего восстановления природы, испорченной грехом. И этому будущему преображению природы способствует прижизненная деятельность христианина, который через свою святость оказывает определенное духовное воздействие на видимый мир.

Окружающий мир пришел в расстройство вследствие греха человека. Природа покорилась силе греха и тления не добровольно, а «по воле покорившего ее человека, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (см.: Рим. 8: 20–21). Она ждет обновления самого человека – своего царя и повелителя, – чтобы вместе с ним возвратить себе нетление. Подчинившись суете, вся тварь «стенает и мучается» (Рим. 8: 22), потому что «стала служить множеству пришлых потребностей человека, между которыми много ненужных, пустых, суетных, страстных, греховных».

2 (42).jpg

В нынешнем веке, еще подвластном греху, восстановление окружающей природы совершается частично. В момент же всеобщего воскресения нынешнее состояние природы окончательно изменится и будет соответствовать состоянию восстановленного и обновленного человеческого естества. Этого момента ждет вся природа, потому что тогда начнется и ее собственное обновление (см.: Рим. 8: 19, 21).

Воздыхает природа по причине непрестанной работы, под тяжестью которой она состоит. «И солнце, и луна не без труда пробегают положенные им пространства, – говорит святитель Феофан Затворник, – и дух животных не без стеснений исполняет свои службы: ибо видим, как неохотно идут они на труд. Все это ожидает покоя, чтобы избавиться от рабского служения».

С воскресением человечества природа совершенно освободится от тления

С воскресением и прославлением человечества природа совершенно освободится от тления, вот почему Церковь смотрит на Воскресение Христово как на обновление жизни, как на праздник, ощущаемый и всей природой. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное» (Пасхальный канон).

«Ныне радость на земле, – говорит святой Иоанн Златоуст, – ныне радость на небе. И если при обращении одного грешника бывает радость на земле и на небе (см.: Лк. 15: 10), то тем более будет радость на небе, когда вся вселенная исторгнута из рук диавола. Ныне ликуют ангелы, ныне радуются архангелы, ныне херувимы и серафимы празднуют с нами настоящий праздник; они не стыдятся подобных им рабов, но сорадуются нашим благам.

И что я говорю о подобных нам рабам? Сам Владыка их и наш не стыдится праздновать вместе с нами. "Очень желал, – говорит Он, – Я есть с вами сию пасху" (см.: Лк. 22: 15). А если Он возжелал праздновать вместе с нами Пасху, то, очевидно, праздновать и Воскресение. Итак, когда радуются ангелы и архангелы и Владыка всех Небесных Сил празднует вместе с нами, то какой еще может оставаться повод к печали?»

3 (36).jpg

«Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в нем же утверждается» (Пасхальный канон). Воскресение Христово – праздник света. Воскрес Христос – и все наполнилось светом: разве можно свет солнца, луны и всех небесных светил сравнить с Тем, Кто о себе сказал: «Я свет миру» (Ин. 8: 12); земля уже не покрыта тьмой и сенью греха и смерти; преисподняя – и туда, «в преисподние места земли» (Еф. 4: 9), сошел Он проповедовать воскресение сущим во власти ада и привести их к Своему Свету.

Воскресение Христово – это торжество всей твари. «Вся тварь, – восклицает святой Афанасий Великий, – торжественно совершает празднество, и всякое дыхание, по словам Псалмопевца, хвалит Господа (см.: Пс. 150: 6) ради низложения врагов и нашего избавления… О, какое празднество! Сколь великая радость на небесах! Как радуются и ликуют все (Небесные) Силы, когда в наших собраниях раздается глас радости и священные бдения».

Через Воскресение Христа изменился самый вид всего, что существует. «Я не знаю ада, – говорит митрополит Филарет, – я не знаю, что небо и что земля, Ад ли это, заключивший рабов проклятия, который теперь отдает сынов свободы? Земля ли это, где Божество сияет пренебесною славою? Небо ли это, где поселяются земнородные и царствует человечество? Непостижимое прехождение от совершенного истощения к полноте совершенства, от глубочайшего бедствия к высочайшему блаженству, от смерти к бессмертию, из ада в небо, из человека в Бога! Великая Пасха».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить