«Возьму смиренною любовью»

Новомученики и исповедники Церкви Русской о том, как полюбить обидчиков.

Страстотерпица Александра Федоровна Романова:

«Любите врагов ваших и молитесь за творящих вам напасть и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Когда мы научимся это делать, мы приблизимся к Богу. Христианская любовь должна раскрываться в святом служении, в заботе по отношению к другим, в доброте, в готовности помочь.

1.jpg

*

Мы должны учиться быть терпеливыми, кроткими, вежливо отвечать на резкие несправедливые слова и оскорбления. Мы должны учиться прощать своих обидчиков. Должны учиться быть бескорыстными. Самое трудное, что человек должен преодолеть – это самого себя.

*

Добром за добро воздаст любой, но христианин должен быть добрым даже к тем, кто обманывает, предает, вредит.

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:

Любовь – величайшая добродетель. Как приятна она… Что делает любовь в семье, любовь на службе, любовь в обществе… любовь в Церкви Христовой? Всюду она соединяет, все умиротворяет, сглаживает, дает силы, терпенье. Любовь больше веры и надежды. Она «никогда не перестает». Она Богу приятна; она – ключ, которым открывается дверь Царствия Небесного.

Но если Богу угодна любовь вообще, то любовь ко врагам – в особенности. Христос не знает врагов и благотворит всем: за всех Он пострадал и то же делать завещал нам. Тот, кто делает добро врагу своему и любит его, своим должником делает Самого Господа. Твое добро на земле остается неоплаченным, заплатит за него Сам Христос, сказавший: «Любите врагов ваших».

Что есть любовь ко врагам? Это есть такое к ним отношение, которое выражается в следующем: мы не делаем зла врагам, не мстим им за сделанное нам зло. Не питаем к ним недобрых чувств. Не имеем в отношении их злых желаний. Не осуждаем их, не осмеиваем их недостатков. Не злорадствуем их беде или горю. Делаем им добро.

2.jpg

Хочешь знать, есть ли у тебя любовь к врагам, проверь себя. Если ты спокойно встречаешь своего обидчика, поклонишься ему, несмотря на то, что он гневается на тебя; имея над ним власть, не причинишь ему зла и даже не покажешь ему своей над ним силы; если ты без злости можешь думать о своем враге, искренно молиться о нем, защищать его пред другими, – значит, ты познал великую, святую любовь.

Не имеешь сих чувств, – молись Богу о даровании их. Что нужно делать, дабы приобрести такую любовь? Она приобретается:

– Смирением. Кто воистину считает себя великим грешником, не заслуживающим ни уважения, ни любви, ни даже самой жизни, тот не станет обижаться ни на кого, ибо все он принимает как воздаяние за грехи.

– Молитвой. Любовь – дар Божий. Человек должен трудиться над собой, дабы удержать и развить в себе любовь, но подается она Богом; Он – ее источник и Податель. Молись Христу о ниспослании в сердце твое любви. Жалейся в молитве Богу на диавола, когда он обкрадывает твою душу, и проси защиты.

– Пониманием того, что на самом деле один у нас есть враг – диавол, который искушает и толкает нас на единственное зло – грех. После диавола врагом нашим можем быть мы сами, если соизволяем на грех. 

*

Те же люди, которые делают нам так называемое зло, при разумном нашем отношении к их делам могут стать невольно для них самих нашими благодетелями, помогая нам спастись. Они отняли от тебя богатства, но этим они развязали твои руки, связанные богатством, освободили ум от ненужных забот, очистили сердце от пристрастия к ним… Лишили доброй славы. Этим же самым они способствуют тебе смириться и трудиться не для почестей и похвалы, а бескорыстно. Подвергают насмешкам, гонениям, посадили в темницу. Не желая того, они приготовили тебе венец исповедничества и награду мучеников… Умей только пользоваться искушениями, и они вознесут тебя от земли и приблизят к небу…

3.jpg

*

Люби врага – возлюбит и тебя Господь. Ведь и ты часто бываешь непослушен и даже врагом Творцу… Прости же согрешившему против тебя брату его малое согрешение. Сим заслужишь прощения великих своих грехов.

Священномученик Михаил Чельцов:

Среди ближних наших – родных, сограждан, соотечественников – мы прежде всего и более всего можем иметь и врагов себе. По слову Спасителя, «враги человеку – домашние его» (Мф. 10: 36). С ними мы постоянно сталкиваемся, им наносим ущерб, от них терпим неприятности, и к любви к ним особенно усиленно призывает нас Спаситель.

И если мы победим врагов из среды ближних наших, мы не найдем в сердце своем гнева и к дальним; и если разовьем, разогреем любовь к своим согражданам и соотечественникам, то для нас, естественно, не будет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного; если мы разделения победим среди своих ближних, то не найдем для себя возможным прилагать и развивать их и к иноплеменникам нашим. Любовь ко всем – это ветвистое дерево, ствол которого корнями любви упирается внутрь сердца каждого и первые ростки которого непременно проявляются еще в семье и среди общества ближних.

4.jpg

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский:

Блаженны кpоткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5: 5).

Тебе, дорогой Друг, как служителю Божию, не раз приходилось теперь слышать всякие насмешки над собою. Hельзя пpойти по улице без того, чтобы не оскоpбили тебя. Как же pеагиpовать на эти издевательства? Единственное человеческое чувство подсказывает, что на оскоpбления следовало бы ответить оскоpблением, на бpань – бpанью. Hо можем ли мы сие сделать, будучи учениками нашего Спасителя, Который заповедует нам: «Кто ударит тебя в пpавую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39), а также: «Любите врагов ваших, благославляйте пpоклинающих вас, благотвоpите ненавидящих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Нет, насмешки будем встречать со смирением, поношения – нести теpпеливо, без злобы и вpажды к обидчикам, но со скоpбью об окаменении сеpдец их. Так и поступают истинные ученики Христовы.

*

Кто покоpно несет поpугания, тот в душе будет иметь особую духовную сладость. Когда мне пришлось несколько раз идти пешком под конвоем или ехать в аpестанском вагоне, – в душе моей не было тоски и озлобления, а напротив – мирное настроение.

Один молодой батюшка pассказал мне: «Я шел к вечеpне по шумным улицам большого города, и вот ко мне пристали два молодых человека, которые всю доpогу открыто меня pугали. Я не отвечал им ни слова. И когда около церкви они отстали от меня и я зашел в храм, на душе моей стало невыразимо легко и pадостно». Hесомненно, дорогой друг, что во всех таких случаях сам Господь бывает с нами, соучастниками тех оскоpблений, какие и Он, безгpешный, нес от людей на земле.

Всякий раз, когда смеются надо мною и хочется по-человечески чем-либо ответить на эти обиды, вспоминаются мне слова пpоpоческие о страждущем Спасителе: «Плещи мои вдах на pаны и ланиты мои на заушения, лица же моего не отвpатих от студа заплеваний» (Ис. 50: 6).

5.jpg

Озлобленного человека не изменишь инако, как только смирением и любовью. Помнишь поступок святителя Тихона Задонского? В одном доме зашла речь о религии в присутствии святителя Тихона. Hекий молодой человек с апломбом и гоpдо говорил против веры. Святитель кpотко, но вместе сильно возpажал ему. Побежденный молодой человек вне себя от самолюбия ударил святителя в щеку. Тогда святой Тихон упал в ноги своему обидчику и сказал ему: «Прости меня, что я довел тебя до того, что ты поднял руку на епископа». Это смирение святителя так подействовало на гоpдеца, что он залился тут же слезами, сам упал на колени пред святителем, пpося пpощения, и стал потом глубоко верующим христианином.

*

Припомни, дорогой друг, слова стаpца Зосимы у Ф. М. Достоевского: «Пред иною мыслию встанешь в недоумение, особенно видя грех людей, и спpосишь себя: взять ли силою или смиренною любовью? Всегда pешай: возьму смиренною любовью. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сил сильнейшая, подобно которой и нет ничего. Hа всякий день и час, на всякую минуту ходи около себя и смотри за собою, чтоб образ твой был благолепен» («Братья Каpамазовы»).

Преподобный Никон (Беляев), исповедник:

В Евангелии сказано: «Молитесь за врагов ваших». И действительно, враги наши, желая нам досадить и сделать что-либо злое, делают это исключительно по своему нерасположению к нам, но по большей части своим злом пресекают еще большее зло, которое грозило нам.

6.jpg

Например, один человек, узнав про другого, что тот хочет жениться на хорошей девушке, написал ложное письмо этой девушке, в котором всячески очернил его, и этим расстроил партию. Проходит несколько лет, и этот человек, который хотел жениться, ушел в монастырь Богу служить.

А если бы он женился, то, будучи связан, не мог бы этого сделать. Вот и спрашивается, что клеветой принесено: вред или польза? Конечно, польза: клеветник оказался этому человеку благодетелем.

Мученица Татиана Гримблит:

Обличение

Я хотела б от сердца врага полюбить,
Оглянусь – и не вижу врага,
Всей душою хотела бы злобу простить,
Да никто мне не делает зла.
За себя никого я нигде не виню,
Но могу ли за брата простить
Иль того, кто святыню родную мою
И любимый народ оскорбит?
Берегись, мое сердце, и в корне глуши –
Ты берешься прощать и судить.
Или в этом ты видишь смиренье души,
Иль дана тебе власть обвинить?
Не смотри высоко, кротко путь совершай,
Осуди прежде страсти твои.
Перед Господом душу всегда очищай,
Непорочною совесть храни.
Кто общественный врач, рассуждать не желай –
Помудрее тебя разберут.
Со смиреньем молитву сердечную дай,
Пусть с любовью все дни протекут.
Тебе зла не хотят, не имеешь врагов,
Так и ты добротою плати,
Воспитай в своем сердце смиренье, любовь,
И душою всем благо дари.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить