«Вратами смирения»

«Вифлеем» в переводе с еврейского – «дом хлеба», у арабов – «дом плоти», первоначально он назывался «Ефрафа», что означает «плодородие». Все три названия близки понятию обилия и богатства. Ефрафа стал для нас домом Божественной благодати, стал местом воплощения Бога Слова, Вечного Источника Жизни, Хлеба Небесного.

Изображение из iOS (1).jpg
Фото: avatars.mds.yandex.net

Вифлеем часто упоминается в Священном Писании. В книгах Ветхого Завета и особенно в Евангелии, потому что именно здесь воссияла благодатная Звезда и раздался гимн ангелов: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение (Лк. 2: 14).

Однажды я была в паломничестве на Святой Земле – Вифлеем оставил в памяти сердца неизгладимое впечатление.

Подъезжая к нему, мы увидели небольшой, раскинувшийся на высоких холмах светлый город, окруженный испепеленными солнцем желто-серыми долинами. Где-то у горизонта виднелись едва различимые дикие скалы Мертвого моря, а справа – бледно-розовые цепи гор Иудейских. Как многие города Палестины, Вифлеем поднимается вверх по горным кручам, и вот уже мы шагаем к вершине главного восточного холма. Туда, где в памятную Святую ночь произошло Рождение Истинного Бога, сделавшее маленький непримечательный иудейский городок колыбелью Вселенского христианства.

В городе до сих пор сохраняется целая сеть подземных пещер, одна из которых – Вертеп Христов

Серокаменный, снаружи похожий на крепость, самый главный из многочисленных одноименных, раскинутых по всей Земле, храм Рождества Христова оказался не столь огромен, как представлялось, но прекрасен в своей божественной простоте. Как известно, Спаситель родился в пещере, ибо в гостиницах Вифлеема, куда пришли Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария, не было мест. В городе до сих пор сохраняется целая сеть подземных пещер, одна из которых и является Вертепом Рождества Христова.

Трепетно берегли первые христиане эту святыню, и память о ней передавалась из поколения в поколение. Здесь даже выстроили храм, который разрушил в 130 году император Адриан, построив вместо Божьего дома капище сирийско-финикийского идола Адониса, чем невольно увековечил священное место.

Изображение из iOS (2).jpg
Фото: I.pinimg.com

Царица Елена по этой примете легко обрела пещеру Рождества. По повелению Августы в 327–333 гг. Вертеп был очищен, благоукрашен, и над ним вновь соорудили небольшой храм. Два столетия спустя знаменитый император, святой Юстиниан, воздвиг здесь новую базилику – единственный храм в Палестине, сохранившийся с эпохи IV–VI вв.

Завоеватели персы в VII веке разрушили все храмы Палестины, но в храме Рождества на одной из мозаик они с изумлением увидели своих соотечественников… На этой иконе была изображена сцена поклонения восточных волхвов, пришедших с дарами к Младенцу Христу. Из уважения к своим волхвам персы не тронули храм. Эта история – устное предание, которое записали на Иерусалимском церковном соборе в 836 году.

Сейчас Вифлеемский храм окружен тремя монастырями: с юго-востока – греческая обитель, с севера – католическая с церковью святой Екатерины и с юга – армянская.

Войдем, помолившись и преклонив голову, «Вратами смирения» под святые своды Рождественского храма. Некогда кочевники имели привычку не входить, а въезжать в храм на ослах и лошадях. Сохранилось предание, что один богатый мамлюкский бей влетел в храм на полном скаку, но тут из колонны, стоящей в храме, вдруг вылетел неизвестно откуда взявшийся рой пчел и стал жалить безумца, пока не выгнал его вон. После этого вход в храм сделали узким и низким, даже туристам невозможно войти в святыню, не поклонившись.

Мы уже в притворе, где некогда стояли оглашенные. Теперь входим в великолепный святой храм Рождества. Сколько о нем слышала, сколько рассматривала фотографий, но лучше хоть один раз в жизни увидеть его собственными глазами.

Изображение из iOS (3).jpg
Фото: foma.ru

Смерчи былых нашествий, бедствий, завоеваний и битв, прокатившиеся за последние полторы тысячи лет по Святой Земле, едва коснулись вифлеемской базилики.

Храм имеет форму креста. Хотя здесь мало окон и находятся они сверху, но всё равно в нем много света и воздуха. Его огромный, величественный центральный неф (придел), разделенный сорока четырьмя колоннами на пять частей, похож на палубу мощного светлого корабля. Большинство колонн в своей верхней части имеют росписи, почти невидимые. Поверим на слово автору XV века, утверждавшему, что невозможно ими налюбоваться. Мы подошли к колонне с пятью отверстиями, расположенными в виде креста, и вложили, по установившейся традиции, в них свои пальцы. Именно отсюда, как говорит предание, некогда вылетели чудесные защитницы веры христианской…

Господь являет человечеству доказательства Своего бытия, давая ему шанс на спасение

А когда шли ко входу в пещеру Христова Рождества, то у самого верха одной из колонн увидели чудный образ Спасителя. Рядом кто-то сказал, что Господь открыл глаза, я не успела сообразить, как вдруг с изумлением увидела на экране своей камеры, что опущенные очи образа Спаса Нерукотворного открылись… Сначала подумала: «Он так написан, что создается такое своеобразное впечатление…» Но уже в Москве в путеводителе, купленном в Горнем, прочла: «Ныне в храме Рождества Господь являет нам зримое чудо. В субботу 6 (19) октября 1996 года, в день апостола Фомы, начались чудотворения от святого образа Спасителя, находящегося на одной из мраморных колонн. Лик на иконе открывает и закрывает очи, по временам из них истекают слезы, от образа исходит сияние и благоухание. Господь являет человечеству, как неверующему Фоме, явные доказательства Своего бытия, давая ему, быть может, последний шанс на спасение».

Изображение из iOS (4).jpg
Фото: foma.ru

Здесь хочется привести свидетельство византийского историка, составившего, на основании сохранившихся преданий и не дошедших до нас документов, близкое к истине описание облика Христа Спасителя: «Он был высок и весьма прекрасен. Рост Его составлял полных семь пядей, волосы Его были светло-коричневого цвета, но не слишком густые и слегка завивающиеся в мягкие локоны. Брови Его были темны и выгнуты, и глаза Его как бы изливали из себя нежный золотой свет. Они были весьма прекрасны. Нос у Него был выдающий; борода приятная, но не очень длинная. Волосы головы Он, напротив, носил весьма длинные, потому что ножницы никогда не касались их... Он немного был согбен, но тело Его было хорошо сложено. Цвет кожи походил на цвет созревшей пшеницы, а Его лицо, подобно лицу Его Матери, было скорее овальное, чем круглое, с небольшим оттенком румянца; но через него проглядывали достоинство, разумность души, кротость и никогда не нарушаемое спокойствие духа. Вообще Он очень походил на Свою Божественную и Непорочную Матерь».

У самого входа в святой Вертеп находится чудесная, единственная в мире икона, на которой Пречистая Дева Мария улыбается. Сквозь года и тысячелетия – Радость появления на свет Богомладенца, Спасителя мира.

Спустившись с южной, «православной», стороны, сразу же в арочной нише мы увидели под православным алтарем отмеченное серебряной звездой, окруженное латинской надписью: «Hic de Virgine Maria Iesus Christus natus est» – «Здесь от Девы Марии родился Христос», – пресветлое место Рождества. Такое знакомое по множеству фотографий, но впервые увиденное, сокровенное, тихое и великое свидетельство чуда Богорождения.

Изображение из iOS (5).jpg
Фото: pravilife.org

Мы запели Рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума: В нем бо звездам служащие Звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе». Вдруг святой Вертеп преобразился и засиял, напомнив о самом любимом в жизни детском празднике Рождества, Нового года, московского снега. И не верилось, что это не во сне.

Звезда указывает путь к приделу яслей. Точнее, это престол, посвященный трем волхвам, но главное здесь – святые ясли, покрытые мрамором. В Западной Церкви считается, что ясли были глиняные или деревянные, то есть те, что находятся в Риме над престолом в храме Санта Мария Маджоре. Но всё-таки подлинные ясли остались в святом Вертепе и представляют собой попросту выдолбленное в углублении скалы корытце, как это и теперь делают палестинские пастухи в пещерах – загонах для скота. Всё претерпел Господь ради нашего спасения!

Из южной стороны храма Рождества по круглой лестнице поднялись во внутренний дворик греческого монастыря и пришли в Пещеру вифлеемских младенцев.

Вниз ведет крутая лестница. В каменной пещере за решетчатым окном – черепа и кости, не только младенцев, но и взрослых. Это святые останки мучеников, перебитых в Вифлееме в нашествие персов в 614 году. Сразу вспомнилась фотография, сделанная здесь моей подругой несколько лет назад. На снимке эта черная решетка, огораживающая мощи, была темно-красной, словно раскаленной. Не берусь толковать это проявление инобытия, безусловно одно: место сие свято есть. С древних времен оно служило для погребения христиан. В стенах длинной, расположенной напротив входа пещеры были выдолблены ниши, в которых помещались оссуарии. А на самой глубине – маленькая подземная церковь, возможно, одна из древнейших в Палестине, с полукруглым каменным престолом, над которым находится такая же полукруглая икона Рождества Христова.

Изображение из iOS (6).jpg

Рядом в монастыре святой Екатерины, принадлежащем Западной Церкви, каждое католическое Рождество проводится пышное торжественное богослужение, транслирующееся по всему миру.

Православный же Патриарх совершает Литургию в ночь на 7 января по гражданскому календарю вместе с сонмом духовенства. Служба идет на трех языках – греческом, арабском и русском. Наша Духовная миссия в Иерусалиме тоже участвует в богослужении. Накануне торжества город украшается и готовится к этой встрече. Утром 6 января Патриарх отправляется в Вифлеем, отдыхая по дороге в монастыре святого Илии Пророка, одиноко стоящем над долиной на полпути из Иерусалима в Вифлеем. Остановка эта символизирует отдых волхвов, которые точно тем же путем отправились от Ирода к Младенцу. «На Рождественской службе всегда присутствует множество народа, в основном местные арабы-христиане, по-восточному бурно выражающие свою радость, подобно их далеким предкам-пастухам, в простоте сердца пришедшим поклониться Спасителю мира».

Патриарх отправляется в Вифлеем, отдыхая по дороге в монастыре святого Илии Пророка, что символизирует отдых волхвов

Рассказ о Рождестве Христовом невозможен без воспоминания о другом, следующем за Рождеством, величайшем христианском празднике Богоявления.

Так получилось, что в Иордане мы омылись во время путешествия по Тиверии, а не при переправе в том месте, где крестился Господь. Светящиеся живые воды небольшой реки среди шелеста тростника, так всё просто, что не верилось. На берегу, куда мы сначала пришли, умывалась выдра. Она, даже не посмотрев в нашу сторону, важно продолжала свое занятие и только через несколько минут, потягиваясь и зевая, стала уходить. Неужели всё так незатейливо, ведь это Иордан!

Изображение из iOS (7).jpg
Фото: 360tv.ru

Мы перешли на другое место, которое сразу напомнило берег Истры, что напротив Новоиерусалимского монастыря. В том, что Истра похожа на Иордан, убедилась уже не с чужих слов. И хотя на берегу сидели какие-то люди, мы стали облачаться в белые длинные одежды. Торжественно пропев: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...», вошли в быстрые волны святой реки. Путешествующий с нами отец Геннадий с молитвой, аккуратно, но энергично троекратно погрузил всех с головой в воду. А ведь я и мечтать не смела о том, что когда-нибудь искупаюсь в Иордане.

Скоро появились любопытные местные жители, кто-то даже приплыл на катамаране, чтобы посмотреть на нас. Вряд ли они понимали, что происходит, и тем более вспомнили о случившемся тогда, во глубине веков…

Две тысячи лет назад ранним утром, когда первые отблески приближающегося солнца легли на молчаливые холмы Вифавары, а легкий ветерок покрыл рябью застывшие воды Иордана, двое простых, с виду ничем не примечательных рыбарей заметили Человека, идущего со стороны пустыни Иудейской.

Их учитель Иоанн, которого народ назвал Крестителем, увидев Его, благоговейно воскликнул: «Се, Агнец Божий!» (Ин. 1: 29). Ученики поняли, что накануне именно об этом Человеке Иоанн торжественно свидетельствовал перед фарисеями, как о пришедшем Мессии: Посреди вас стоит Некто, Его же вы не весте (Ин. 1: 26). Прозрев прямое указание Мессии, два ученика Крестителя сразу уверовали – и пошли за Христом. Это были первые из апостолов.

Изображение из iOS (8).jpg
Фото: materinstvo.ru

А за двенадцать веков до явления в мир Спасителя этим же путем вступил Израиль, предводимый Иисусом Навином, в землю Обетованную. В том месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2: 4–15). А в новые времена здесь ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

Сейчас это священное место у переправы является пограничной зоной, и к Иордану православные допускаются только раз в год, на праздник Крещения Господня. Тогда безлюдная Иорданская долина оживляется, приезжает Патриарх и служит водосвятный молебен прямо на берегу вечной реки – совершается чудо.

Наступает мгновение, когда воды реки начинают бурлить и поворачивают вспять. Великое чудо и знамение, описанное в Библии, видит множество людей. Как только после молитвы серебряные кресты с обоих берегов Иордана забрасываются в его спокойные воды, на глади реки появляется водоворот – и на несколько минут течение меняется. Над Иудейской пустыней разносятся возгласы радости и благодарения множества паломников. Трудно поверить своим глазам: как две тысячи лет назад, после того как Иисус Христос вошел в эти воды, Иордан снова изменяет свое течение.

Светлана Рыбакова 17 января 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Нина   23 января 2022, 02:01
Как всегда замечательно!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить