Все мы призваны быть ловцами человеков

Все мы призваны быть ловцами человеков. Проповедь иеромонаха Игнатия (Шестакова) на Божественной литургии
11 октября 2020 г. (Продолжительность 0:14:05 мин, размер 14 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый день Церковь Божия несет нам евангельское благовестие. Евангелие – это бездонный кладезь духовных благ. Всю жизнь мы познаём эту истину, и нет конца и края той благодати, которую мы можем почерпнуть всякий раз, когда читаем Божественное слово. Всякий раз, когда берем в руки и читаем то, что уже несколько десятков раз прочитали и, казалось, осознали, мы видим что-то новое: в этом великая тайна, такая же тайна, как тайна Богопознания. Человек познаёт Бога всю свою жизнь, и в Царствии Небесном он будет наслаждаться этим Богопознанием вечно.

Евангелие словно окно Божественной благодати, и мы вдыхаем из него свежий воздух, который исцеляет нашу душу, придает нам силы, освежает ум, освежает зрение наше. Мы оздоравливаемся, обновляемся каждый раз, когда приступаем к страницам Священного Писания.

В сегодняшнее воскресение Церковь приготовила нам историю о чудесном лове рыб. Господь проповедовал в Галилее, и вокруг Него толпился народ: очень много людей хотело поговорить с Ним, услышать учение из Его уст. Их было так много, что Ему было тяжело говорить с ними со всеми. Оказавшись на берегу Генисаретского озера, Он увидел рыбаков – будущих апостолов. Будучи профессиональными рыбаками, они всю ночь занимались своим ремеслом, ремеслом, которому посвятили всю свою жизнь, как, например, святой апостол Петр, который был уже человеком немолодым, испытанным, зрелым… Так вот, эти люди всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали, и Господь увидел, как они сети свои перебирали. Он, войдя в лодку Петра, отплыл от берега так, чтобы все Его видели и слышали, и проповедовал, сидя в лодке. А потом, когда закончил эту проповедь, сказал Петру: «Закинь сеть свою». Петр, рыбак, профессионал своего дела, разбирающийся во всем этом и тем более уже трудившийся накануне всю ночь, говорит Христу: «Мы всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали, но я по слову Твоему поступлю так, как Ты говоришь». Он сам свидетельствовал о том, по своим житейским знаниям, что Христос просит сделать нечто, казалось бы, совершенно бессмысленное, – но он проявил смирение и послушание.

Они забросили сеть и рыбы достали столько, что сеть стала прорываться, им пришлось позвать своих товарищей – скорее всего это были Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, их друзья, тоже будущие апостолы, и другие рыбаки, имен которых мы не знаем. Они стали доставать эту рыбу, и ее было столько, что их лодки чуть не утонули, – такой богатый улов. Возможно, такого улова у них не было никогда, даже в самые счастливые и благоприятные дни. И вот Петр, видя это чудо, склонился перед Христом и в страхе и ужасе сказал Ему: «Выйди от меня, Господи, я человек грешный», – он понял, что перед ним стоит не просто человек и не просто учитель, что это Сын Божий. И он, как человек верующий, знающий предание, человек, сердце которого было открыто к Богу, понимал, что близость Божества для человека грешного – это страшно, это опасно, и он просит Христа отойти от него, потому что признаёт свою греховность.

Но Господь ему отвечает: «Не бойся, Петр, отныне ты будешь ловцом человеков». И тогда эти рыбаки вытащили лодки на берег с таким вот богатым уловом, который был для них великим богатством, – может быть, они даже могли за счет этого улова целый год прожить. Они все это бросили – и улов, и лодки свои на берегу – и последовали за Христом, стали Его учениками.

В этой, казалось бы, простой истории столько уроков для нас. Во-первых, урок смирения, который нам показывает апостол Петр, а апостол Петр для нас еще и пример потому, что все мы без исключения ученики Христовы, призванные к апостольскому служению. Не просто молиться Богу и просить Его помочь как-то в наших делах, просить о нашем здоровье, о нашей семейной жизни, но мы призваны служить Богу, мы призваны быть ловцами человеков – каждый согласно своему таланту и умению. Это не значит, что надо взобраться тут же на трибуну и всех учить жить, как делают некоторые, и получается очень глупо и не приносит никакого плода. Тем не менее все мы призваны быть апостолами, все мы призваны своей личной жизнью показать, что такое быть христианином, что такое принимать внутрь себя Бога; показать, как меняется человек, как он внутренним светом духовным светится и дела его приносят добрый плод, мир, любовь, согласие, силу какую дают.

Все мы призваны своей личной жизнью показать, что такое быть христианином, – но это невозможно без смирения

Но это невозможно без смирения, которое проявил апостол Петр. А мы ведь говорим часто священникам: «Зачем это? Зачем то? Да я сам все знаю. Я сам все понимаю». Вообще человек сейчас очень гордый, и когда ему говорят что-то полезное для него, первая реакция у большинства людей – это сопротивление.

Но вот какая странная ситуация. Апостол Петр был старше Христа, и намного. Христос для него был молодым человеком, но он послушал Его, Учителя Божественного, отверг свое знание о рыболовстве и поступил, как его учил Христос, и за это имел такой плод богатый.

А другой урок такой: в нас всегда должна быть готовность оставить все ради Христа. Эти апостолы все свое имущество и все свои занятия оставили и последовали за Ним. Какая была у них решимость следовать за Христом и служить Ему! Та решимость, которой не хватает нам всем – гордым и самодовольным, самовлюбленным христианам. Почему в России монастырей уже сейчас так много и так мало монахов? Почему так много людей зрелого возраста, которые не берут на себя никакую ответственность? Они ходят одни мимо других, и годами ничего не происходит. Потому что мы боимся и очень любим себя. Нам жалко себя, и поэтому плод, который мы принесем Богу, будет намного меньше, чем тот, которого ждал Господь, чем тот, который предполагался согласно тем талантам и возможностям, той свободе, в которой мы живем.

Такой свободы в Церкви не было никогда, и такой свободы выбора не было – и так мало людей отзывается на призыв Бога, но каждый человек этот призыв слышит и знает. У каждого человека наступает в жизни тот момент, когда он либо через своих ближних, либо каким-то сверхъестественным образом получает сигнал и понимает, кем ему надо быть и на что он способен благодаря тем талантам, которые дает Господь. Но нам жалко себя, поэтому у нас так много монастырей восстановлено, а там живет по 10 человек. Поэтому у нас много храмов, но они часто не заполнены людьми. Нам жалко себя, и мы не верим Христу.

Мы Его не слушаем, мы не слушаем Церковь, не слушаем Божественную истину, не поступаем, как апостол Петр, потому что мы «умнее всех на свете», мы привязаны к нашей материальной – у кого-то большой, у кого-то маленькой – составляющей нашей жизни.

А все это происходит еще и потому, что мы слишком редко читаем Божественное Евангелие. Не должно и дня пройти, чтобы мы не прочитали хотя бы главу или несколько строк. Очень полезно наизусть что-то учить, например Нагорную проповедь – 5–7 главы Евангелия от Матфея: там все написано, как жить, как поступать. Всего три главы, но у нас не находится на это времени, поэтому мы не исцеляемся, не получаем это лекарство. Мы не становимся теми людьми, которые щедро дают и у которых есть щедрые всходы. Мне не являемся теми доброхотными давателями, которых любит Бог, как говорит сегодня апостол Павел (ср.: 2 Кор. 9: 7), потому что это доброхотное желание кому-то что-то доброе дать может выражаться не только нашим стремлением материально или физически кому-то помочь, но и помочь словом, поучаствовать в этом служении слова, которое было дано безвестным, малограмотным рыбакам. Дано благодаря их смирению и их решимости, их смелости, благодаря тому, что они услышали слова Христа, а Он говорит: «Не бойся».

Не должно и дня пройти, чтобы мы не прочитали хотя бы главу или несколько строк Евангелия

И мы все должны не бояться ни за себя, ни за наше будущее, мы должны бояться только одного – что останемся глухими к призыву Христа и потеряем Его.

Так будем умножать наше знание, будем читать Евангелие, будем проповедовать его своей жизнью в смирении и в духовной смелости исповедовать Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить