Все зло – из-за отсутствия веры

Воспоминания о старце Паисии Святогорце. Часть 1

Своими воспоминаниями о старце Паисии Святогорце, встречах с ним, поучениях и словах геронды делится митрополит Арголидский Нектарий (Андонопулос).

1. Преподобный Паисий Святогорец.jpg
Преподобный Паисий Святогорец
Старца Паисия спросили:

– Геронда, когда нам молиться?! У нас работа, учеба, уроки… У нас нет времени для молитв. А вечером мы уставшие, обессиленные, и нам трудно молиться.

– Будьте немного смелее, оставьте в себе немного сил для молитвы, не тратьте все силы на мирскую суету. Дайте Богу плод, а не кожуру. Это мы нуждаемся в Боге, а не Он в нас. Господь хочет, чтобы люди молились. Он может вмешиваться в нашу жизнь, но не хочет давать диаволу такого же права. Не то чтобы Он был озабочен этим, но так проявляется благородство Божие.

– Отче, а что нужно говорить во время молитвы? – спросил господин С.

– Господи, помилуй.

– Только это?

– Да, включая и это.

Господин С. настаивал:

– Но, отче, я хочу сказать Богу только о том, что меня беспокоит.

– Господь знает, в чем ты нуждаешься. Ему не надо об этом говорить.

Господин С. упорствовал. Старец прервал его и с улыбкой сказал:

– Благословенный, скажи: «Господи, помилуй», – эти слова содержат в себе все необходимые «витамины»!

Теперь будет больше возможностей для освещения текущих событий из жизни обители

– А что делать, когда к нам приходят помыслы?

– Помысел – это телеграмма от диавола, которая приходит извне. Его нет в нас. А что мы должны делать? Прогнать от себя помыслы, а не держать их в себе. Не надо вступать в разговор с диаволом, потому что, если даже соберутся вместе все адвокаты со всего мира, они не смогут справиться с диаволом.

Ты можешь заставить диавола молиться и делать добро. Как? Когда он будет тебе внушать разные помыслы, ты молись. Когда он снова придет к тебе, то ты скажи ему: «Диавол, хорошо, что ты напомнил мне о Христе!» Тогда лукавый проговорит: «Вместо того, чтобы причинять человеку зло, я делаю ему добро». И он отойдет от тебя.

Если ты чувствуешь Божию милость как необходимость, тогда молитва станет для тебя видом отдыха, смирением, а не принуждением. Молитва – это соприкосновение, общение, а не требование. Ее цель – соприкосновение с Богом. Независимо от того, спишь ты или бодрствуешь, продолжай молиться.

Совершенство не одинаково для всех. Вспомните притчу о талантах. Для одного отличный успех – это десять талантов, для другого – два таланта. И тот, кто приобрел десять талантов и «сделал» из них девять, хуже того, кто приобрел два и «сделал» из них четыре таланта.

***

Все зло – из-за отсутствия веры. Когда человек не верит в Бога, он хочет в удовольствиях проводить свою жизнь. Оттого и совершает много грехов.

Самое главное – думать о другом человеке, считать себя последним из людей и не любоваться собой. Это основа духовной жизни.

Божия благодать приходит не к каждому. Она приходит только к тем, кто подвизается с самоотречением, жертвенно, с усердием, со смирением. Христос вставил вилку в розетку, но наши духовные провода заржавели, и Божия благодать не может пройти по ним. Давайте очистим провода от ржавчины, то есть отсечем свои страсти, будем подвизаться, чтобы приобрести добродетели, и тогда придет и Божия благодать.

Когда кто-то начинает вести духовную жизнь, тогда Господь из любви к нему позволяет ему узнать свою греховность. Но Господь также подает такому человеку многие дары и благодеяния, чтобы он не отчаивался, особенно если это чувствительная душа.

***

Авва Исаак говорит о глубочайшем смысле жизни. Многие из тех, кто попал в психиатрические лечебницы, даже и христиане, оказались там, потому что они не поняли глубокого смысла жизни. Те, кто читал труды аввы Исаака, могут исцелиться. Некоторые заболели, потому что потерпели неудачу в учебе, на профессиональном поприще и так далее. Но это не лишает тебя рая. Если бы не было других святоотеческих текстов и были бы только тексты аввы Исаака, то мне было бы достаточно их и я не читал бы других трудов.

2. Старец Паисий принимает гостя в своей келлии.jpg
Старец Паисий принимает гостя в своей келлии
Старец не только в теории хорошо знал труды аввы Исаака, но и на практике проживал их. Я вспомнил отрывок из одного текста аввы Исаака: «Что есть сердце милующее?.. Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого страдания умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу».

Я слышал, что старец не мог видеть и малого «ущерба» природе. Один монах рассказывал мне, что сердце старца буквально разрывалось от боли при виде убитого муравья.

Сердце старца буквально разрывалось от боли даже при виде мертвого муравья
Как-то и мы стали свидетелями трогательной сцены. Старец Паисий разговаривал с нами, вдруг он вскочил и отбежал метра на три-четыре. Что он там увидел? Старец увидел, как несколько муравьев поймали большую осу и тащили ее в свой муравейник. Он взял сухую ветку и с ее помощью попытался отогнать муравьев от осы. Но не преуспел в этом. Тогда старец наклонился, взял всех их в руки и принялся сильно дуть на них. Но и это не дало нужного результата. Затем, молясь, старец Паисий пошел к колодцу, достал из него ведро с водой, бросил эту компанию в ведро и тотчас же вылил воду на землю, чтобы… они не утонули. Так оса была спасена, и старец, радостный, вернулся к нам.

Тут подошел один богослов средних лет. Он подсел к нам и, будучи человеком не слишком учтивым, принялся рассуждать о разных вещах. Мы рассердились и хотели сказать ему, что приехали послушать старца, а не его. А старец Паисий оставался невозмутимым. Он, смиренно склонив голову, слушал его. Богослов, наверное, почувствовал наше недовольство и замолчал. Вскоре он ушел. Геронда очень по-доброму отозвался об этом человеке:

– Он очень хороший богослов и верующий человек. Многие ко мне приезжают. Мне не по душе любопытные, те, у кого нет духовных интересов. Вчера, в Страстную пятницу, приехали ко мне двое и ждали два часа. Я не открыл им. В Страстную пятницу, чадо мое, мы «распинаемся» на кресте.

Он разрешил мое недоумение. Старец Паисий вообще не приходил на богослужения в Страстную пятницу, и своим скудным умом я не мог себе этого объяснить. Но у старца было другое устроение. И только он и Бог знают, как он проживает этот день. «В этот день мы плачем», – очень часто говорил он.

Теперь будет больше возможностей для освещения текущих событий из жизни обители

***

– Сейчас, когда вы молоды, вы должны бороться со страстями: когда состаритесь, не сможете победить их. Позавчера я чистил молодую картошку. Кожура очень легко отделялась от картофелин. А несколько дней назад у меня был старый картофель, и я с трудом почистил его. Не говорю уж о том, что половина картофелин была подгнившей. Подвизайтесь сейчас, пока вы молоды. Когда состаритесь, вам будет мешать даже ветер, задувающий через замочную скважину!

***

Заговорили о браке. Старец Паисий сказал:

– Не смотрите на внешнюю красоту женщины или на ее богатство, но смотрите, добрая ли она и есть ли у нее страх Божий. Страх Божий – это не ужас, а благоговение, уважение, которое ребенок испытывает к своему отцу. Однажды ко мне пришел некий благочестивый человек, который хотел развестись с женой. Было у них уже двое детей. Его жизнь с ней была ему невыносима. Он ходил ко многим духовникам в Афинах, и все они советовали ему быть терпеливым и говорили, что этим он стяжает венцы от Бога. Я спросил его: «Почему ты женился на этой девушке?» И он ответил мне: «Из-за ее красоты». Таков был его критерий выбора супруги. Тогда я сказал ему: «И какую же награду ты ожидаешь получить? Ты получишь суд и осуждение от Бога. Иди, помолись, покайся и попроси прощения у Бога».

Он так и сделал. И всё в их жизни изменилось. Сейчас они живут счастливо.

Духовники совершенно справедливо призывают людей жениться молодыми. Дети «задыхаются» от учебы и отчаиваются. Старайтесь жениться молодыми. Знаете ли вы, что когда мужчине 30 лет, то 30 человек заставляют его жениться. Когда ему 40 лет, то 60 человек заставляют его жениться!

3. Преподобный Паисий Святогорец.jpg
Преподобный Паисий Святогорец
Старец спросил меня о семинарии. Я рассказал ему немного об этом учебном заведении и его учащихся, высказал некоторые мысли и размышления о том, как оно работает. Он сказал, что окончившие школы для священников (семинарии) должны пойти в монастырь на три года, чтобы читать духовные книги, молиться, жить с монахами, а уже после проповедовать, используя духовный опыт, накопленный в святой обители. Сегодняшние проповедники поверхностны и поверхностно проповедуют. Богословие стало наукой для мозгов. Как юрист и филолог преподают свою науку, так и богослов ее преподает. Вот почему мир не меняется. Проповедь стала передачей знаний, поэтому люди остаются жестокими. Говорят, у людей есть потребности. Пусть имеют их. Пусть будет не так много священников, но чтобы они были достойными. Лучше, чтобы в селе раз в месяц служил иерей, но иерей достойный. Селом, в котором нет священника, управляет Бог, а селом, в котором служит плохой иерей, управляет диавол.

И неженатые должны оставаться в монастырях, а не жить в обычных квартирах. Кто-то может принять малую схиму, жить в монастыре и с благословением старца работать в миру. Но заниматься одним делом. Сегодня священники имеют по четыре-пять обязанностей и, ничего не делая, с разных мест получают по три-четыре зарплаты.

***

– Когда я был маленьким, я жил в Конице и читал жития святых. Однажды я тяжело заболел, и мне надо было пить молоко, но, поскольку был пост, я не хотел его пить, и родные силой пытались заставить меня это сделать. Они думали, что книги, которые я читал, побудили меня так поступать. Они принялись рвать мои книги и выгонять меня из дома. Я выходил из дома, шел в лес и там тайно читал жития святых. Книги прятал в дуплах деревьев и на следующий день снова приходил туда и продолжал читать. Мои друзья издевались надо мной и обзывали меня: отец Исаия, батюшка Акакий, отче Аввакум…

Здесь, около Капсалы (на Афоне), и в других местах живут святые и простодушные старцы. Чуть ниже по тропинке живут два румынских старца. Один из них прикован к постели, а другой ухаживает за ним. И обоим трудно. Но Господь не оставляет их. Однажды к ним спустился ангел и сказал им: «У тебя есть любовь, а у тебя (он обратился к больному) – терпение».

Когда им что-то дают, они стараются расплатиться за принесенное. Если, например, принесешь им килограмм апельсинов, они скажут тебе: «О, брат, ты принес нам килограмм апельсинов. Они стоят 15 драхм. Поэтому мы сделаем для тебя пятнадцать четок» – то есть пятнадцать раз помолятся о тебе по четкам. Вам следует познакомиться с ними.

(Окончание следует.)

    

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Православен свят

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить