Всегда и везде обнаруживай любовь

Всемилующий Бог не оправдает
Того, чье сердце милости не знает.
*
Тем, что хотим от Бога получить,
Сначала нужно ближних наделить.
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский об отношении к ближним.

Люди любят общество; птицы любят общество; животные – общество, рыбы – общество. Что же я-то? Ближний должен быть святынею для меня, неприкосновенною для моей злобы, ненависти или зависти, корысти или нечистых пожеланий моего сердца.

1, превью (5).jpg

Читай как бы написанным на челе каждого: святыня и любовь Господня. Приятным долгом поставляй каждого любить, как себя. Когда в сердце твое западет скупость и злоба, вспомни тогда о бесконечной благости к нам Божией и о щедротах Его, и хоть в малом пределе покажи и ты от всего сердца благость свою и щедроты свои. Когда приглашаешь кого-либо к себе, приглашай всегда от всего сердца, ласково. Твой долг – быть искренно ласковым ко всем.

*

Внимайте: отдавая ваше серебро в руки меньшей братии Христовой, вы отдаете его Самому Христу, Который запишет вас за то в Книге жизни и представит вашу милостыню на Страшном Суде пред лице всех. Итак, пользуйтесь временем и случаями! Придет и время, когда захотели бы оказать милость меньшей братии Христовой, но это будет невозможно: купля прекратится, и вы явитесь в срамной наготе души своей пред лицом бесчисленного множества христиан, одетых в одеяние брачное.

*

Этот друг много мне добра делает. Как бы мне чем-либо не оскорбить его, чем бы мне воздать ему?

*

Пред всеми людьми будь также как можно смиреннее: никого не почитай малым и ничтожным, хотя бы по мнению народа он был самый последний в обществе. Ко всем будь ласков, кроток, почтителен. Смиряй себя пред всеми, и пред всеми вознесет тебя Господь.

*

Замечай: во всех видах нерасположения к людям действует диавольская злоба. А ты всячески крепись в любви ко всякому человеку без всякого разбору.

*

При встрече со всяким человеком, который к тебе придет, или к которому ты придешь, или с которым случайно где-либо встретишься, да будет первая мысль твоя – мысль о том, что он брат твой или сестра во Христе твоя, и первое чувство твое – чувство сердечного к нему или к ней уважения; да не будет око твое лукаво при взгляде на ближнего твоего, не приспособляй его мысленно к своим самолюбивым взглядам; да не меряет оно его с головы до ног, да не смотрит лукаво ни на его звание и положение в свете, ни на его богатство или бедность.

Равно да не взирает лукавыми, пожирающими взглядами на красоту и симметрию всех членов или на особенную красоту некоторых из них, да отдается всегда прежде всего и больше всего уважение достоинству человека, его душе бессмертной, созданной по образу и подобию Божию, искупленной пречистою Кровию Сына Божия.

*

Ты так часто нуждаешься в милости Божией, чтобы Бог прощал тебе грехи, и по молитве всегда незаслуженно получаешь эту милость. Люби же делать больше милостей и другим, хотя бы они и не заслуживали. Этого требует твоя польза, твое вечное благо. Это – прямой долг твой во всю жизнь твою.

2-1.jpg
gallery.ru

*

Достойно и праведно любить Бога Духа больше всего, а потом соответствующую Ему духовную природу человека, по образу Его сотворенную, как самого себя, как свою душу. И все вещественные блага ставить ни во что, когда оказывается нужным послужить брату, принесть ему жертву любви. Потому целию и верхом моих желаний и стремлений в отношении к брату должны быть любовь и щедрость.

*

Человек – Божие достояние, драгоценное, высокое, неприкосновенное для нашего самолюбия и вообще для наших страстей. Неизменная любовь и добрая ласка ко всякому человеку и доброхотное пожертвование для него всем должны отличать наши к нему отношения; служение человеку – служение Богу.

*

Иной думает о себе, а иной и говорит о себе, что он любит ближнего, а когда дело коснется помощи ближнему, например нужно в долг денег дать, или нищему подать, или странника позвать к себе в дом, накормить-напоить, утешить и упокоить его, так и сердце назад поворачивается от ближнего, не мил становится. А часто и на взгляд противен, и сердце говорит только: «Проходи себе, проходи, любезный, мне до тебя дела нет; ты мне не сват и не брат». Такой-то знакомый или родственник больной лежит, навестить, побеседовать не хочется. В беду, напасть кто впал, как-то сердце его чуждается. В счастьи был друг, а в несчастьи – нет. Вот вам и любовь к ближнему, как к себе самому.

*

Люби ближнего, как себя. Что́ значит любить ближнего, т. е. всякого человека, как себя самого? Значит почитать другого так, как желаешь, чтобы почитали тебя, не считать никого чужим, а своим, своим братом, своим членом, а христианина – и членом Христовым. Его благо, его спасение считать своим благом, своим спасением, радоваться его благополучию, как своему, скорбеть о его несчастии, как о своем; стараться о избавлении его от беды, напасти, бедности, греха так, как я постарался бы о своем избавлении.

*

Любить ближнего, как себя, значит всегда доброжелательствовать, снисходить к его недостаткам, слабостям, покрывать его грехи любовию, как желаем, чтобы снисходили к нашим недостаткам.

*

Любить ближнeго, как себя, значит еще любить всякого без лицеприятия, не смотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знатный или простой, здоровый или больной; полезен нам или нет, приятель или враг, потому что все равно Божии, все по образу Божию, все – чада Божии.

3 - 2023-08-10T001405.740.jpg
Великие княжны Мария и Анастасия Романовы в госпитале

*

Весьма часто мгла духа злобы окружает наше сердце и не дает нам мирно говорить с нашими ближними, которые раз или несколько раз обидели или высказали свое к нам недоброжелательство. Надо молить усердно Господа, чтобы Он Сам разогнал эту мглу злобы и исполнил сердце наше благости и любви, даже и к врагам нашим, ибо они в ослеплении страстей – гордости, зависти, любостяжания, злобы – не ведают иногда сами, что творят. Надо помнить, что в том христианская вера состоит, чтобы любить врагов.

*

Чтобы любить, как себя, ближнего, надо пренебрегать деньгами, не прельщаться лакомствами, нарядами, отличиями, чинами, похвалами или мнением людским.

*

Сам зная свою греховность, свои страсти, свою злобу, алчность, нечистоту, свою немощь, не могу ненавидеть подобных мне людей, имеющих те же слабости и пороки: ибо я должен любить ближнего, как себя, а себя люблю, хотя и знаю за собою бесчисленные грехи; наконец, должен потому любить, что мы – одно тело. Надо любить и врагов: ведь их диавол учит и подстрекает враждовать.

*

Чтобы тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего по Евангелию, обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою или не дают должного, принятого в общежитии почтения или когда подчиненные погрешают против службы и бывают неисправны. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неисправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь.

*

Любить ближнего, как себя, сочувствовать ему в радости и печали, питать, одевать его, если он нуждается в пище и одеянии, дышать с ним, так сказать, одним воздухом – считай таким же обыкновенным делом, как питать и греть себя, и не думай как о добродетели о делах любви к ближнему, чтобы не возгордиться ими.

*

Мудрость – любить врагов и не мстить им ни словом, ни мыслию, ни делом. Ты ненавидишь врага? Ты глуп. Почему? Потому что, когда враг тебя гонит, ты еще сам себя внутренне гонишь, ибо скажи, не гонение ли, не самое ли жестокое гонение – мучить себя ненавистью к врагу? Люби врага, и ты будешь премудр. О, если бы ты знал, какое торжество, какое блаженство – любить врага и делать ему добро!

*

Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами? Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш – Бог любви. В церкви везде символы любви: кресты, крестные знамения, святые, угодившие любовью к Богу и ближним, и Сама воплощенная Любовь. На небе и на земле везде любовь. Она покоит и услаждает сердце, тогда как вражда убивает душу и тело. И ты всегда и везде обнаруживай любовь! Еще ли ты будешь не любить, когда везде ты слышишь проповедь о любви, когда только человекоубийца диавол есть вражда вечная!

*

Когда видишь в ближнем недостатки и страсти, молись о нем; молись о каждом, даже о враге своем. Молись о всех согрешающих и не дерзай никого презирать за грех его или мстить ему, ибо этим увеличились бы только язвы согрешающих.

4 (100).jpg
Праведный Иоанн Кронштадтский

*

Не поддавайся мрачным, злобным на ближнего расположениям сердца, но овладевай ими и искореняй их силою веры, при свете здравого разума, и будешь благодушен. «Аз незлобою моею ходих» (Пс. 25: 1). Такие расположения часто появляются в глубине сердца. Кто не научился овладевать ими, тот будет часто мрачен, задумчив, тяжел себе и другим. Когда они приходят, принуждай себя к душевному расположению, веселости, невинным шуткам: и, как дым, они рассеются. Опыт.

*

Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нем Господь, Который чрез него часто выражает волю Свою.

5 (51).jpg

Не жалей для брата ничего, как для Господа, тем более что ты не знаешь, в ком Господь приходит посетить тебя; ко всем будь нелицеприятен, для всех добр, искренен, радушен. Помни, что и чрез неверных Господь иногда говорит или располагает их сердца к нам, как это случилось в Египте с темничным стражем, коего сердце Господь расположил к Иосифу.

*

Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить