«Всякий сетуй на грехи свои»

Новомученики и исповедники Церкви Русской о грехах и о борьбе с ними.

Епископ Серпуховский Арсений (Жадановский):

Ты хорошо знаешь, как тяжел грех, какая скверна в нем, имей же к нему брезгливость, ненависть, отвращение. Ведь ты от внешней грязи и нечистоты отвращаешься, не терпишь ее, как же ты не бежишь нравственной грязи, которая во сто раз отвратительнее всякой внешней скверны? Нет, довольно тебе поддаваться обольщениям греха, беги, ненавидь, презирай его! Ведь с врагом-человеком ты порываешь связь, прекращаешь всякое общение, прекрати же общение и с грехом – этим врагом твоей души, твоего спасения.

1 - 2023-03-30T233140.214.jpg

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский:

«У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7).

Для христианина вся жизнь земная есть борьба с грехом, именно борьба, а не подчинение греху. С помощью Божией благодати ученик Христов побеждает грех. А если случится ему поскользнуться в этой работе – по преданию или самонадеянности, – он спешит к таинству Покаяния и в нем очищается от грехов своих… А у безбожника нет борьбы с грехом; невер отдается в полное подчинение греху, он – раб греха… В безбожии именно рабство духовное, а в христианской вере – свобода духовная.

*

«И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана и не хотят обратиться» (Иер. 8: 4–5).

Впасть в грех свойственно каждому человеку, потому что все мы – слабые, немощные существа, притом часто являемся жертвой обмана, и зло кажется нам привлекательным. Но, упавши, нужно встать. А кто продолжает оставаться в грехе, упорно отгоняет всякую помощь нравственную, тот гордо, злобно настроен. Кто же оплакивает свой грех, кается в нем и решается вести добрую христианскую жизнь – такой человек великодушен и способен на высокие подвиги.

2 - 2023-03-30T233143.082.jpg

*

«Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои» (Плач. 3: 39).

Ни о чем не нужно нам скорбеть, а лишь о своих грехах. Ни бедность, ни позор, ни безобразие внешнее – ничто это не имеет в себе чего-либо плохого. А лишь грехи наши – зло. Посему не нужно никак унывать во всех внешних наших несчастиях, а бояться лишь греха, то есть нарушения заповедей Божьих. А если согрешил, спеши покаяться перед Богом в таинстве Покаяния церковного, с твердым решением больше не грешить. И будет покой и радость у тебя на душе!

3 - 2023-03-30T233145.843.jpg

Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей:

О, христианин! Кто бы ты ни был; молод или стар, стоит ли пред тобой соблазн чувственности или соблазн гордости, зависти, мстительности или корыстолюбия – стань тогда во весь духовный рост твой, в полноту христианского ведения, в полноту христианского мужества и скажи всякому искусителю: «Да, я боюсь греха! Прочь от него, прочь от дьявола! Отойди от меня, сатана, ибо написано: "Господу Богу твоему поклонись и Ему единому служи"!» И только явится такая мысль и решимость, сокрушит Господь сатану под ногами нашими вскоре (см.: Рим. 16: 20).

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский:

Нам кажется иногда, что мы живы, а на самом деле душа наша мертва от грехов, потому что грехи умерщвляют дух Божий в нас. Вот почему нам всем нужно взывать: «Иисусе воскресший, воскреси души наша!»

*

Возлюбленные мои! Черви, терзающие душу нашу, – это страсти и грехи наши, бесконечно много этих червей на душе нашей, потому что много, много у нас грехов: и словом, и делом, и мыслию – всем мы согрешаем. Как псалмопевец говорит: «Беззакония моя превзыдоша главу мою» (Пс. 37: 5), – вот какое множество у нас грехов! Но главных грехов святые отцы считают восемь, остальные же грехи только языки этих восьми змей, только ядовитые зубы их. Я назову вам сначала этих змей, а потом покажу и детенышей их.

Первая змея – чревообъядение, больно кусает эта змея. Вторая страшная, отвратительная змея развернулась на всю нашу землю русскую и больно, больно кусает нас: любодеяние – вот вторая змея. Третью змею отцы святые называют сребролюбием. Четвертая – гнев. Пятая – печаль. Шестая – уныние. Седьмая змея страшная, от которой не освобожден почти никто, – это тщеславие. Восьмая змея самая страшная из всех – гордость. Вот эти восемь змей, которые нападают на душу, отравляя ее своим ядом. Рассмотрим теперь поподробнее этих змей и их зубы и языки.

Первая змея – чревообъядение. Это прежде всего всякого рода излишества в пище и питье, объедение, пьянство, лакомство. У этой змеи много языков и зубов, часто очень тонких и малозаметных. Всякого рода заботы о плоти, самоуслаждение – вот языки этой ядовитой змеи. Но самый главный из них – себялюбие, когда человек думает и заботится слишком много о себе, о своем покое.

Змея вторая – любодеяние. О зубах ее и говорить, по словам апостола, «срамно есть», но по долгу архипастыря я назову и покажу вам эти страшные зубы: один из них – блуд, нарушение целомудрия; второй – прелюбодеяние. Этот зуб разрывает хитон супружества, когда муж нарушает верность жене или обратно – тогда знайте, что это действие зуба второй змеи. Но у нее еще есть зубы – пороки противоестественные, о них мы и говорить не будем, потому что срамно есть. Отвратительны все эти змеиные зубы. К тем, которые отдаются в их власть, апостол обращается со словами: «Разве вы не знаете, что вы Христовы есть и тело ваше храм Божий есть?» (см.: 1 Кор. 6: 19). Кто отдает себя во власть второй змеи, тот разрушает и оскверняет этот храм. У второй змеи есть и более тонкие зубы, о них сказал Христос: «Всякий, кто взглянет на женщину с вожделением, уже прелюбодействует вместе с ней» (см.: Мф. 5: 28). Вот как строго относится к чистоте Христос, и труднее нет борьбы, как с этими злыми детенышами страшной змеи. В этой борьбе нужно просить небесной помощи у Пречистой Девы Марии, Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, чистейшей светлостей солнечных.

4 (84).jpg

Третья змея – сребролюбие, любовь к деньгам, страсть к наживе. У человека, одержимого этой страстью, уже не остается в душе места для Христа, ему некогда подумать о спасении, потому что он всегда в смятении, в тревоге, как бы не упустить какого-нибудь сокровища. У этой змеи есть один очень острый зуб, который теперь очень часто кусает: многопопечительность. Да что я буду делать в будущем году? Да как я проживу? Как придется жить под старость? Не думают люди, что Господь прежде прошения знает наши нужды.

С третьею змеею тесно связана четвертая – гнев. Много зубов у этой змеи. Первый из них – раздражительность. Не согласятся с нами – и мы гневаемся, кричим, укоряем, дальше раздражение усиливается, заставляет нас браниться, часто злыми, отвратительными словами; мы забываем тогда, что за всякое слово гнилое воздадим ответ в день Суда. Бывает и хуже: мы не только браним своего брата, но и ударяем его, а еще дальше и убиваем или словом, или взглядом. Да, други мои, и взглядом можно убить человека. Тяжко, когда в душу вонзается зуб этой змеи, мрачно делается на душе, холод охватывает ее, радость оставляет душу человека в гневе.

Пятая змея – печаль. Есть печаль по Боге, та печаль, которая заставляет сокрушаться и плакать о грехах – печаль святых угодников Божиих, но есть и другая печаль – печаль о благах мира сего. Два острых зуба имеет эта змея – ропот и тоску. «Всем людям живется хорошо, только мне тяжело», – вот и ропот, и печаль. Да разве ты знаешь, почему так живешь? Еще страшнее зубы тоски, которая доводит до отчаяния в милости и силе Господа. Отчаяние – грех Иуды Искариота.

Уныние – шестая змея, ее можно назвать параличом души. При параличе тела отдельные члены его теряют способность действия: глаза не смотрят, уши не слышат, ноги не ходят, руки не действуют, словом, почти прекращается жизнь. То же бывает при параличе души. Вся жизненная сила ее оскудевает: молитва не ладится, работать над собою не хочется, душа как бы впадает в тяжелый сон.

Могущественна седьмая змея, многочисленны ее детеныши, тонки, удивительно тонки ее зубы. Тщеславие – имя ее. Почти нет человека на земле, который мог бы сказать о себе: «Я не тщеславен, потому что знаю, что я хуже всех». Тщеславие – тщетная, напрасная слава. Тщеславится человек умом, талантами, красотою лица, богатством одежды и обстановки, умом, знанием, ученостью. Ужаснее всего, что даже великие подвижники от этого зуба страдали, потому что можно превозноситься и подвигами.

Восьмая змея – гордость. Самого сатаны грех этот. Гордость ведет к многим грехам, страшнейший из них – безбожие, за которым наступает смерть души. Мы рассмотрели восемь змей души нашей. Грехи эти смертные, потому что душа, ими одержимая, умирает медленной смертью.

5 (45).jpg

Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский:

Всякая скорбь и теснота искупают наши грехи.

Когда по небрежности долго не бываем на исповеди, усугубляем грехи.

Не унывайте, родная моя. Верю: безмерное множество грехов наших потонет в бездне Божия милосердия. Уныние может стать страшнее, гибельнее самого греха. 

Суд Божий – не суды людские. Если здесь выискивают все, за что можно было бы зацепиться, чтобы обвинить, – там будут (если не грешно так выразиться) выискивать все, за что можно было бы зацепиться, чтобы оправдать. И один платочек, омоченный слезами, на весах правосудия Божия перетянет все наши грехи, как было с оным разбойником.

*

При всех наших недостатках у нас с Вами все же остается одна такая зацепка, на которую я крепко уповаю, – это то, что многократно повторяется в чине иноческого погребения: «Твой есмь аз… Твоя есмь аз». Мы Твои, Господи… За Имя Твое спаси нас.

*

Много у нас грехов, но милость Божия безмерна. Я теперь со дерзновением читаю на 3 часе слова 16-го псалма: «Услыши, Боже, правду мою…» Ту правду мою, что, и согрешая, я не отступаю от Тебя, не обращаюсь к Богу чуждему. «За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки…» Дерзновенно уповайте и Вы на милость Божию. Надо всегда и во всем держаться золотой средины. Грешнику, всегда памятуя о грехах, надо вместе с тем никогда, ни на минуту не забывать о Божием милосердии.

*

У всех нас много грехов, все мы плохо готовимся к исходу, всем нам подобает взывать с сокрушением: «Трепещу страшнаго дне суднаго»… Только на этом не следует останавливаться, чтобы не прийти в уныние. Надо и дальше продолжать: «Но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». А милость Божия безмерна. Она покроет все грехи и грешащих, но от Господа не отрекающихся и искренно от глубины своего, хотя и греховного, сердца взывающих: «Твой есмь аз, Твоя есмь аз, спаси мя»

*

Не унывайте и Вы, родная моя! Христианам, по слову Христову, подобает многими скорбями идти. Сокрушаться о грехах должно, но надо беречься, чтобы сокрушение не перешло в уныние.

*

Не полезно даже копаться в своих прежних грехах, особенно в тех, которые мы исповедали уже отцу духовному и от которых получили чрез него разрешение. «Грех мой предо мной есть выну», – всегда. Всегда должно памятовать о своих грехах и не мнить себя, как сектанты: «Я оправдан, я святой, я спасен». Православные всегда знают и помнят, что они грешные, но вместе с тем они с твердой верой всегда исповедуют: «Твой есмь аз, Твоя есмь аз… из Твоего стада… спаси мя».

Не надо терять надежды. Много милости у Бога, без границ Его любовь. В неизмеримом океане Божия милосердия потонут моря наших грехов.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить