Вырвись из сетей суеты!

Вырвись из сетей суеты! Проповедь иеромонаха Кирилла (Попова) на Божественной литургии
01 ноября 2020 г. (Продолжительность 0:08:17 мин, размер 3.8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры!

Современный прогресс цивилизации достиг небывалых высот во всех областях науки, и думается, что в будущем нас ожидает еще больше новых открытий. Но, несмотря на это, мы наблюдаем за тем, что духовная культура общества ослабевает и чем глубже человек погружается в исследование мира и законов природы, тем больше он полагается на силу своего разума и умаляет могущество Бога. Научная эволюция в основном направлена лишь на удовлетворение земных потребностей общества, на попытку сделать жизнь человека комфортной и спокойной.

Находясь в таких условиях, мы медленно начинаем деградировать, расслабляться, самоуничтожаться; посмотрите на современного человека: он перестает трудиться и физически, и умственно – не нужно готовить пищу, потому что одним нажатием кнопки доставят любое блюдо; не нужно трудиться руками, потому что искусственный интеллект (робот) все сделает за тебя; не нужно умственно напрягаться, ведь зачем тратить свое время над штудированием книг или ведением конспектов, когда одним кликом мышки можно раздобыть нужную информацию. Чем дольше живет человек, он делает все возможное для того, чтобы облегчить свое существование. И в этой спешке за земным благополучием он незаметным образом погружается в суету, забывая о своей душе. Диавол отвлекает наш ум житейскими заботами, чтобы мы реже вспоминали о Боге.

Духовный рост человека невозможен без победы над суетой. Часто приходится слышать, как измученный человек находит себе тысячу оправданий в оставлении или сокращении молитвенного правила. А ведь это не просто оставление молитвы – это ощутимая потеря связи с Богом. Очевидно, что кто живет без молитвы, тот надеется только на свои силы и не нуждается в Божией помощи.

«Господь удаляется от человека, живущего в суете», – писал святитель Тихон Задонский. Суета сравняла человека по уму с неразумным животным, потому что он стал жить исключительно ради пищи и удовольствий. Люди увлекаются суетой из-за того, что забывают о главном – о Вечности.

Господь удаляется от человека, живущего в суете

На это помраченное духовное состояние человека указывает Господь в сегодняшней евангельской притче о сеятеле. Всем нам знакома эта притча, слушая ее, мы мысленно спрашиваем себя: а какому же зерну подобны мы?

Первое зернышко, упавшее при дороге, раскрывает перед нами такой тип людей, которые слышат слово Божие, но, выйдя из храма, быстро забывают о нем и не следуют тому, о чем учит Господь. Если во время чтения Священного Писания нас не трогает слово Спасителя, если оно не прожигает наше сердце, то мы напрасно растратили свое время, ведь недостаточно просто читать Евангелие, важно его исполнять. Каждому из нас нужно научиться жить по Евангелию. Отец Кирилл (Павлов) говорил, что, если человек не читает ежедневно Евангелия, значит, он не христианин. Христианство – это не хобби или увлечение, это сама Жизнь. Поэтому христианин остается христианином в любом месте: на работе, дома, в школе – нельзя быть христианином только в храме. Иногда мы телом пребываем на богослужении, а умом решаем свои житейские вопросы, и это тоже – суетность. Душа, увлеченная суетой, не слышит слова Божия, для нее земная жизнь дороже всего на свете, и диавол такие души прельщает красотой мира.

Старец Кирилл (Павлов) говорил: если человек не читает ежедневно Евангелия, значит, он не христианин

Второе зернышко, упавшее на камень, раскрывает перед нами такой тип людей, которые следуют за Христом, но восходить на Голгофу с Ним не готовы, не желают с Ним страдать. Когда в их жизни все спокойно, они благодарят Бога, но как только случится скорбь, они сразу готовы отречься от Него. Искушение – это экзамен на проверку зрелости нашей веры. Если мы благодарим Бога и за хорошее, и за плохое, при этом не ропщем, тогда мы не будем уподоблены этому зернышку. Смиренномудрие – это и есть принятие с миром того, что посылает тебе Господь в качестве испытания.

Третье зернышко, упавшее в сорняк, характеризует человека-гедониста. Это такой тип людей, которые желают взять от жизни все, а высшим благом и смыслом для них является удовольствие. А заповеди Христовы, которые предполагают аскетический подвиг, пост, молитву, ущемление плоти, мешают такому человеку исполнять свои прихоти.

Четвертое зернышко, упавшее на добрую почву, раскрывает перед нами человека совершенного, целостного, имеющего внутренний стержень и постоянство. Это образ смиренного человека, который во всем полагается на Бога. Только смиренный способен вместить в себя слово Божие, удержать его в себе и взрастить.

Многозаботливость и мирская суета оковали своими цепями весь мир. Современный человек опутан земными сетями, связан по рукам и ногам бесчисленными пристрастиями. Заботы этого суетного века закрыли собой Бога. Как же нам избежать суеты?

Святые отцы учат нас, что обманчивая любовь к этому миру угашается размышлением и памятованием о смерти, страшном суде и вечной участи. Апостол Иаков дает прекрасный образ кратковременности нашей жизни: что такое жизнь ваша? – спрашивает он и сам же отвечает: – пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4: 14). Нужно вырвать свою душу из плена этой ужасной гонки, вспомнить о смысле своего бытия и выстроить свою жизнь так, чтобы на первом месте всегда был Бог, а все остальное на своем. Аминь.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить