Люди станут бедными, потому что
не будут любить деревья.
Пророчество св. Космы Этолийского
Преподобный Амфилохий (Макрис)
|
«Природный мир являет собой тайное Евангелие, провозвещающее особым образом спасительные истины». Эти слова одного из современников старца Амфилохия могут стать прекрасным толкованием отрывка Нагорной проповеди Спасителя:
Посмотрите на полевые лилии, как они растут (Мф. 6: 28).
Божественный Учитель наглядным образом, наставляя Своих учеников, обращает их внимание на чудесное величие цветущей природы, ибо она лучше самого искусного оратора провозглашает мудрость, благость и величие Бога. Это напоминает нам также слова апостола Павла, согласно которым невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны
(Рим. 1: 20).
То есть человек, видя множество творений и постигая царящий в них порядок и гармонию, поднимается через это осмысление к идее Бога Творца и видит очами разума величие силы Его и бесконечную Его мудрость.
Человек, видя множество творений и постигая царящий в них порядок и гармонию, поднимается через это осмысление к идее Бога Творца
Богоявленный Василий Великий, поистине «прояснивший природу сущего» в беседах «Шестоднева», говоря о деле творения в третий день, то есть о появлении растительности на земле, замечает: «Хочу, чтобы чудо творения произвело на тебя столь большое впечатление, что где бы ты ни оказался и какой бы вид растений ни изучал, всегда живо припоминал бы Того, Который все это создал».
В рамках вышесказанного мы можем понять любовь старца Амфилохия к деревьям и зелени в целом, а также его заботу о сохранении сосен на засушливом Патмосе.
«Кто растит дерево, растит надежду, растит мир, растит любовь и получит благословение от Господа», – часто говорил он. От исповедующихся ему он требовал, как свидетельство покаяния, посадить дерево.
Одна сестра рассказывает:
«Он очень любил зелень. Вот как говорил:
– Знаете, у Бога была и еще одна заповедь, не записанная в Писании; эта заповедь – любить деревья.
Как-то он сидел под сосной и вдруг говорит мне:
– Слышишь? Сосна говорит со мной, дает мне отдых.
А вокруг кафизмы “Христос” он выращивал оливки, чтобы однажды сестры смогли с них жить».
Одна сестра возвращалась с прививания деревьев и подошла к старцу за благословением, а тот радостно сказал ей:
– Наше милое дитя трудится и устает ради деревьев и растений и всегда с готовностью бегает туда-сюда. Ты не представляешь, как мне радостно это твое занятие (любовь к деревьям), не представляешь! Они молятся за тебя, когда ты о них заботишься; молятся, потому что у тебя от этого труда нет никакой личной выгоды, ты делаешь это только на благо сестер. И я, как бы ни устал, только выхожу и вижу деревья – не представляешь, как легко мне сразу становится. Вот тебе мои слова. А вот благословение. И знай, эти слова идут прямо из моего сердца.
Кто растит дерево, растит надежду, растит мир, растит любовь и получит благословение от Господа
В другой раз он спросил ее:
– Ну, как сегодня наша растительность, чем ты занималась?
Она рассказала ему, какую работу проделала в тот день, а затем добавила:
– Геронда, с теми растениями все хорошо, но вот этот цветок, который пытаюсь вскормить вот здесь, – и она показала на сердце, – вот этот цветок терпения, мне кажется, плохо растет. Попросите Бога, чтобы Он его вскормил.
А старец ответил:
– Не беспокойся. Вырастет и он. Вырастет. Я разговариваю с Христом и об этом твоем цветке, не бойся. Ты слышала, что говорит апостол. Он говорит: Бог питает и растит добро внутри нас, когда у нас правильный настрой. Так-то, дитя мое.
Вот этими словами он всегда заканчивает свои беседы.
Когда старец был жив и летом обычно жил в кафизме “Христос”, ему очень нравилось сидеть в тени сосны. Он разговаривал с деревом такими словами:
– Чадо мое, дитя мое, как твои дела?
И сам отвечал:
– У меня все хорошо.
В тот год, когда почил старец, засохла и эта сосна.
Люди в миру мыслят о земном (Флп. 3: 19), «они сняли боготканый плащ» благодати, который получили через святое Крещение, они опустошают землю и губят окружающую их природу.
А люди Божии, чье жительство – на небесах (Флп. 3: 20), облаченные во Христа в спасительном ковчеге Церкви и вернувшиеся к древней красоте и первоначальному достоинству, украшают природу и заботятся об окружающей их среде.
Советы старцев в конкретных сферах жизни, таких как экология и окружающая среда, важны для нас всех. Благодаря чистоте сердца и бесстрастию человек восстанавливает мирную связь с остальной природой, свойственную ему до грехопадения. Ценен совет из подвижнического опыта отцов-исихастов о том, что экология должна найти верное направление и путем деятельного диалога перейти на уровень богословской экологии.
Из книги
Игнатия (Триантиса), митрополита Берато-Влёро-Канинского. Старец с Патмоса Амфилохий (Макрис; 1889–1970). Жизнь. Заветы. Свидетельства / Пер. с новогреч. Изд-во Сретенского монастыря, 2018.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.