Защитник русской цивилизации

В год 800-летия святого благоверного князя Александра Невского в издательстве Сретенского монастыря вышла книга Александра Ананичева «Святой Александр Невский». Эта иллюстрированная книга большого формата представляет собой художественный пересказ жития святого для детей. В начале июля в Витебской областной библиотеке состоялась презентация книги, которую провел протоиерей Николай Прусаков. В онлайн-формате участие во встрече приняли директор издательства Сретенского монастыря иеродиакон Платон (Кудласевич) и редактор книги «Святой Александр Невский» Мария Винарова, а также профессор, доктор филологических наук, теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси, преподаватель Сретенской духовной академии Александр Ужанков. В речи Александра Николаевича раскрывается не только важный историко-культурный контекст событий из жизни святого, но рассматривается и значение фигуры Александра Невского для современной России.

О князе Александре Невском можно говорить очень долго и много, но я обращу внимание на самое главное. Если мы посмотрим на древнерусский, домонгольский период развития Руси, то окажется, что самое большое количество святых, как ни странно, было не из монахов, не из святителей, а как раз из князей. Сразу же возникает вопрос: «А чем для Руси, для древнерусского князя является его власть?». Мы из Библии знаем, что всякая душа да подчиняется существующим властям (Рим. 13: 1), и на Руси воспринимали княжескую власть естественной, Богом данной, а княжеское служение воспринималось как служение Богу. Что стоит за словами «княжеское служение»? Это защита Отечества, защита веры и защита народа – три основных краеугольных камня. Если мы посмотрим на духовные подвиги наших древнерусских князей, того же Владимира Мономаха, на которого ориентировался Александр Невский, на самого Александра Невского, Дмитрия Донского, то увидим, что они поступали именно так. 

Князь Александр Невский
Замечу, что Александр Невский не потерпел ни одного поражения: вот что значит Божия помощь, и что значит, когда человек трудился во славу своего отечества с верой и надеждой на Господа и Его заступничество. 

Акцентирую внимание на некоторых исторических моментах, поскольку будущее определяется прошлым: если взять одну точку в прошлом и точку в настоящем, провести прямую, то как раз эта прямая и будет будущим. От того, на что мы ориентируемся в прошлом, зависит, оказывается, наше будущее. 

Александр Невский – как раз один из таких ориентиров. В 1054 году произошла схизма, то есть окончательное разделение христианской Церкви на Западную Католическую и Восточную Православную. Поскольку русские приняли веру из Константинополя и были приверженцами именно этого направления христианства, то мы и остались правоверными, православными. Но Запад всегда стремился установить свою гегемонию. В 1202 году, как мы знаем, крестоносцы захватили Константинополь. Это известный четвертый крестовый поход, когда крестоносцы должны были оказаться в Палестине, но оказались в Константинополе. И вот как этот цивилизованный Запад, как его до сих пор называют многие исследователи, вел себя в Константинополе: «С утра пораньше 17 апреля, с восходом солнца, вошли в Святую Софию, ободрали двери и порубили, и амвон,  окованный серебром, и столпов серебряных двенадцать, и четыре кивотных, и  двенадцать крестов, которые над алтарем были, и жертвенник один ободрали. Служебное Евангелие и кресты честные, и бесценные иконы, все ободрали», и так далее. Так, один из участников похода – маршал из Шампани – свидетельствовал, что пилигримы, как они себя называли, в Константинополе взяли столько добычи, кто сколько хотел, и каждый взял дом, который хотел. При этом тактично умалчивается, куда же делись греки, владельцы этих богатств и этих домов? Никита Хониат замечает, что сарацины, то есть мусульмане, гораздо терпимее относились к православным, нежели «слуги Креста», как себя называли крестоносцы.

Испанец Роберт де Клари, один из участников этого крестового похода, замечает, что в Константинополе были сосредоточены 2/3 земных богатств. Вот почему Запад в одночасье, в XIII веке, стал очень богатым: потому что все богатства были вывезены из Византии, и тот экономический взрыв, какой произошел на Западе в XIII-XIV веке, произошел благодаря византийским богатствам. Но это внешняя сторона. А что же касается внутренней? Самое главное – это то, как Папа Римский относился к этому походу и почему Рим захотел завоевать Константинополь.

На месте Византийской империи была установлена Великая Латинская империя и Западная Европа подчинялась Папе, а теперь ему подчинялась и Византия. Единственное православное независимое государство на тот момент – это Древняя Русь со столицей сначала в Киеве, еще до нашествия монголо-татар, а затем, когда Киев пал, – во Владимире, в котором как раз княжил Александр Невский. 

Единственное православное независимое государство на тот момент – это Древняя Русь

В булле – папском послании от 24 ноября 1232 года – Папа Григорий IX обратился к ливонским рыцарям-меченосцам с призывом начать активную деятельность в Финляндии, чтобы «защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских». 

В очередном послании от 27 февраля 1233 года русские прямо называются врагами. Координатором совместных действий был назначен апостольский легат Вильгельм Моденский. И в булле от 3 декабря 1237 года Папа Григорий IX обращается уже к шведскому архиепископу с призывом организовать крестовый поход в Финляндию против тавастов и их близких соседей – русичей. 

В 1228 году отец Александра Невского Ярослав Всеволодович крестил те народы, которые проживали на Кольском полуострове, но Папа Римский не признавал этого Крещения и считал, что там нужно насаждать новую христианскую веру – католицизм. Потому готовились крестовые походы, и сейчас это уже довольно хорошо известно по папским буллам, и в том числе против самого главного врага в данном случае – Руси. 

Папский легат Вильгельм Моденский по распоряжению Папы стал активно формировать антирусскую коалицию. Хочу обратить внимание на следующее – при его участии 7 июня 1238 года в резиденции датского короля Вальдемара II состоялась его встреча с магистром уже объединенного Тевтонского ордена в Ливонии Германом фон Балком. Тогда был составлен договор по Эстонии, согласно которому треть завоеванных земель отдавалась Ордену, а остальное – датскому королю. Обсуждался и вопрос о совместном наступлении на Русь трех главных участников коалиции. С одной стороны, датских крестоносцев, располагавшихся в той самой Эстонии, тевтонцев и Ливонии, с другой – крестоносцев, обосновавшихся в Финляндии, с третьей – шведских рыцарей. И по сути это единственный раз в мировой средневековой истории, когда произошло объединение трех сил западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане организовались в единую коалицию, если хотите – это прообраз НАТО. 

Когда некоторые европейские исследователи говорят о кризисе средневековья Руси, имея в виду, что Александр Невский противостоял западной цивилизации, они пытаются умалить и достоинство Александра Невского, и значение двух великих битв: битвы в устье Невы и битвы на Чудском озере. Эти сражения представляются (например, профессором Оксфорда, специалистом по истории средневековой Руси и русской литературе Джоном Феннелом) как незначительные столкновения на границах Руси. Но если мы внимательно посмотрим на расположение шведских войск, которые высадились в июле 1240 года в устье Невы, то увидим, что они перекрыли путь новгородским и псковским купцам в Западную Европу. Тот, кто контролирует водные пути, тот, естественно, контролирует и торговлю. Тот же Джон Феннел замечает, что шведы были пассивны, а вот Александр Невский, не дождавшись даже подкрепления от своего отца Ярослава Всеволодовича и поставив во главе войска брата Андрея, разбил шведов. И Феннел, и его апологеты у нас здесь, не буду называть их фамилии, полагают, что битва была незначительная, и Александр действительно как-то повел себя странным образом. Дескать, шведы ничего не делали, приехали сюда на уикенд, наверное, шашлык пожарить, а Александр Невский взял и их разбил. Но нужно смотреть на последствия. Буквально через две недели в том же самом месте высадились немцы. По-видимому, у Александра Невского была прекрасная разведка, и он понимал, что когда шведы объединятся с немцами, то противостоять уже объединенным крестоносцам с той новгородской дружиной, которая у него была, даже с помощью из Владимира от отца, будет сложно. Каждый крестоносец возглавлял отряд от 15–20 до 100 человек, и поэтому, когда говорят, что в Тевтонском ордене было не более 150 рыцарей, то умножайте еще как минимум на 100 – это профессиональные воины, готовые завоевывать землю,  что, собственно, и случилось. 

А новгородцы как отблагодарили? Они просто изгнали Александра Невского из Новгорода, и за два года немцы захватили Псков, еще несколько  крепостей, построили крепость Копорье и приблизились к Новгороду на 30 верст. Тогда новгородцы задумались и пригласили Александра Невского. Знаменитая битва на Чудском озере, когда Александр Невский разбил уже объединенные войска, была типичным крестовым походом на Русь. В Северо-Западной Руси было максимум шесть епископов Папы Римского, и трое из них участвовали именно в этом походе и в битве на Чудском озере. Если во главе такого большого воинства стоят три епископа, совершенно очевидно, что это крестовый поход. Сейчас уже некоторые исследователи, например, Джон Линд из Университета Южной Дании, Центра исследований Средневековья и Возрождения, тоже считают, что, скорее всего, нужно рассматривать этот поход немецких рыцарей в свете тех булл конца 30-х годов, которые папа рассылал с призывом крестового похода против Руси и православных. Так что действительно Александр Невский в данном случае не просто оберегает Западные границы от тевтонцев. 

Знаменитая битва на Чудском озере была типичным крестовым походом на Русь

Любопытно, что при обсуждении в 1238 году условий этого похода прописывалось, что значительная часть (70%) всей добычи должна была достаться крестоносцам, и всего лишь 30% должны были отойти Риму. Совершенно очевидно, что это очередной грабительский поход. Крестоносцы этим и отличались, они ведь землю не пахали, добыча их была в том, что они отнимут у коренного населения. И получалось так, что действительно Александр Невский выбирал между Востоком и Западом. 

Папа, когда понял, что оружием невозможно покорить Александра Невского, направил ему два письма. А князя в то время не было на Руси, он поехал уже в дальнюю Монголию, Каракорум. В первом письме  папа римский предлагал Александру принять верховенство Рима. Аргументом выступало то, что мать-Византия уже приняла унию, и нелогично, если дщерь, то есть Русь, останется в лоне православия, потому что не может одна рука жить самостоятельно, не подчиняясь телу. На что, по-видимому, митрополит Кирилл, который окормлял Александра Невского, ответил: мы хорошо знаем учение, изложенное в Библии,  и знаем учение Семи Вселенских соборов, восьмой Собор не признаем и веру от вас не примем. Лаконично и очень четко всё было сказано. 

Но вот сейчас муссируется одно письмо Папы Римского, в котором он говорил, что якобы отец Александра, Ярослав Всеволодович, будучи в Каракоруме, изъявил желание принять католицизм. Действительно, в 1246 году в Каракоруме, когда там находился Ярослав Всеволодович, находился и папский легат Иоанн де Плано Карпини. Он очень скупо сообщает, что у него действительно были беседы с Ярославом Всеволодовичем, но тот неожиданно скончался, – как мы знаем, он был отравлен. Причем ему-то как раз и вменяли в вину то, что он имел общение с католиками. Но вот не обошлось ли тут без участия того же самого Плано Карпини? Но Папа уже выдает желаемое за действительное и говорит, что если бы не ранняя смерть Ярослава Всеволодовича, то он бы непременно принял католицизм. Хочу подчеркнуть, у нас нет никаких данных, что Ярослав Всеволодович такое желание где-то кому-то высказывал. Совершенно очевидно, что это, как мы сейчас говорим, идет гибридная война, и она, собственно, не прекращалась со Средних веков. 

Александр Николаевич Ужанков
Но почему Александр Невский из двух зол выбирает меньшее? Почему противостоит Западу? Как говорил историк Георгий Вернадский: «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута, возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром, племя Александрово построило Московскую державу». И Георгий Вернадский заметил, что лучше отдать в рабство – то, что сделал Александр Невский – тело, нежели душу, потому что крестоносцы и Папа, естественно, хотели  подчинить православную Церковь Западу. 

Что касается Востока. Почему Александр Невский добровольно поехал в Орду? Оговоримся, что первым поехал в Орду Ярослав Всеволодович к Батыю за ярлыком на великое княжение и показал подвиг смирения. Здесь мы можем сопоставить результаты двух правлений: Даниила Галицкого и Александра Невского. Они в одно и то же время правили, даже состояли в родственных отношениях, брат Александра Андрей Ярославович был женат на дочери Даниила Галицкого, и Даниил Галицкий тоже прекрасно знал, что делается в Византии, поскольку его мать Анна была Византийской принцессой. Связь с Византией у нас была довольно тесная. Александр Невский был данником, то есть собирал дань и отправлял в Орду. Сам пять раз ездил в Орду, чтобы вымолить своих людей. Что это значит? Это значит, что он не отдавал своих людей для участия в походах монголо-татар. Он предпочитал заплатить, но сохранить жизнь своих подданных. И в пятый раз, когда он поехал, он, собственно, «положил душу за други своя» (см.: Ин. 15: 13). 

Возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром

Даниил Галицкий был у Батыя мирником, то есть, по сути, союзником, поэтому, когда войска шли или на поляков, или на венгров, то Даниил Галицкий вынужден был давать свои отряды для участия в этих походах. Сам он, правда, не ходил, ходил его родной брат Василько, но это и не меняет дело. То есть галичане по сути дела – это русские православные, которые участвовали в походах монголо-татар, но на соседние страны. Можно сказать, что венгры и поляки досаждали Даниилу Галицкому, и, тем не менее, Даниил Галицкий готов был усидеть на двух стульях, то есть быть и мирником у Батыя, и быть союзником Папы Римского, потому что Папа обещал ему дать войска против монголов, но так и не дал. Он предложил принять корону, и Даниил Галицкий сделал это в городе Дрохичине, в котором в 1238 году, то есть еще до Невской битвы, разбил крестоносцев. Но вот в 1254 году он принимает папскую корону, но так и не получает помощи от Запада. Вместо этого Папа присылает своих епископов с тем, чтобы  те установили унию на западных землях. А монголы, в свою очередь, потребовали у Даниила Галицкого, чтобы он разрушил крепостные стены всех своих городов. И получилось так, что Даниил Галицкий собственными руками уничтожил всю ту мощь, которая была в Галицко-Волынском княжестве, которое, напомню, сопоставимо с современной Францией. Можно посмотреть на границы тогдашнего государства и констатировать, что Даниил Галицкий являлся одним из самых могущественных князей. Но вот попытка угодить одним и другим привела к тому, что Украина (кстати, это слово упоминается впервые именно в Галицко-Волынской летописи в 1187 году) становится окраиной Речи Посполитой, а со временем и растворяется в этом крупном государстве.

Что же касается Александра Невского, то за его правление и правление его сына, то есть  за 28 лет, не было ни одного нашествия монголо-татар ни на новгородские, ни затем на  владимиро-суздальские земли. Его брат Андрей попытался было противостоять Орде, но за это поплатился. Андрей был назначен Великим князем Владимирским раньше, чем Александр, но это политика уже самой Золотой Орды. Так вот политика Александра Невского привела к тому, что он сохранил своих людей. И за эти 28 лет выросло полтора поколения. И князь закладывает, по сути дела (действительно, Георгий Вернадский в данном случае абсолютно прав), основы будущего Московского царства. По сути дела, Александр Невский защищает русскую цивилизацию. 

Я бы хотел обратить внимание на наши корни. Я занимаюсь историей Древней Руси, также древнерусской словесностью, и хотел бы заметить, что я знаю только одну синонимичную пару Древней Руси – русский и православный. Это одно и то же. То есть русский – это тот, кто принадлежит православию, поэтому и Белоруссия, и Малороссия, и Великороссия – везде есть в основе это «русия» – то есть православие. Все мы православные, и это самое главное. В христианстве нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного (Кол. 3: 11). В  православии мы называли себя крестьянами либо хрестьянами, то есть от креста или Христа. Нет ни одной страны в мире, в которой бы народ так себя отождествлял с верой. Приведу пример. Когда в 1453 году турки-сельджуки захватили Константинополь, один из участников этого события, Нестор Искандер, описывая его, говорит, что турки город захватили, но службу русскую не переменили и русский звон не отменили, а Русь на службу ходит. Это и есть этот рефрен «за землю Русскую, за веру православную», который будет позднее в Куликовском цикле, и он только подчеркивает понимание того, что русский – значит православный. Тогда получается, что русская цивилизация – это православная цивилизация. Она основывается на четырех столпах: это вера православная, язык, прежде всего церковнославянский, сакральный язык. Замечу, что нет ни одного языка мира, который бы имел ту самую сакральную значимость по своему происхождению. В предисловии к житию Александра Невского как раз и говорится, что  русская земля – это та территория, которая находится между поляками, чехами и немцами – то есть католиками на западе – и мордвой, черемисами и так далее на Востоке, а именно между языческими народами. И автор летописи замечает, а автор – это митрополит Кирилл, соратник Александра Невского, что эта земля была дана Богом русскому народу в вере православной. Вот русская земля – это православная земля, русский мир – это православный мир.

Русская земля – это православная земля, русский мир – это православный мир

Вернемся к русской цивилизации. Она также основывается на самобытной истории и культуре – тоже самобытной, православной. Следует заметить, что было в Европе три христианских цивилизации: первая – греческая, она начинается с античности, затем Константинополь становится вторым Римом, и когда он пал, то прекратилось существование этой христианской цивилизации. Следующая цивилизация – латинская, опять же античность, начинается с язычества, затем в Риме становится христианство государственной религией. Но постепенно мы видим, как эта Римско-латинская католическая цивилизация приходит в упадок. Начиная со средневековья, с эпохи Возрождения, когда возрождается античная эстетика, затем, когда меняются ценности, общехристианские ценности превращаются в общечеловеческие ценности, а теперь мы видим, как гибнет эта цивилизация. А западные историки и исследователи умышленно не хотят обращать внимание на русскую цивилизацию, которая начинается с принятия христианства в 988 году. Эта цивилизация насчитывала девять столетий  – до XX века, когда был поставлен эксперимент: коммунистическая идея была перенесена на нашу русскую почву. И к чему это привело? И вот теперь, после того самого Собора, который прославил более 2000 новомучеников российских, начинается возрождение этой третьей духовной христианской православной цивилизации. 

Александр Невский, как мы видим, защищал русскую цивилизацию от внешних врагов как с запада, так и с востока, сохранил веру, сохранил землю и заложил основу для формирования первого православного Московского государства. 

Аудиозапись презентации. (MP3 файл. Продолжительность 42:29 мин. Размер 29.1 Mb).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить