Золотое правило христианской этики

В это воскресенье чтение Евангелия от Луки включает небольшую часть того, что называется проповедью Иисуса на «месте равне» (Лк. 6: 17) и является параллелью к Нагорной проповеди, изложенной в Евангелии от Матфея.

По словам евангелиста Луки, Иисус взошел на гору помолиться и всю ночь молился там Отцу. Затем Он позвал Своих учеников, выбрал из них двенадцать и назвал их апостолами. Затем Он спустился с ними к ровному месту, где находилось великое множество людей, пришедших послушать Его и исцелиться от своих болезней. Иисус избрал Своих учеников на горе, но Он не остался там с ними наедине, а спустился к толпе, которая жаждала Его учения и чудес. Затем мы читаем, что «Он, возведя очи Свои на учеников Своих» (Лк. 6: 20), начал учить народ заповедям блаженства. Восемь заповедей блаженства, которые содержатся в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Луки сокращены до четырех.

Блаженства представляют собой новые положения, полностью отличные от учения книжников. Иисус не фокусируется на Моисеевом законе, а, скорее, дает новые правила, основанные на любви и милосердии. Иисус провозгласил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17), то есть дать полноту духовного совершенства. 

Евангелие от Луки – это по преимуществу Евангелие милосердия. В нем святой Лука пишет о благовестии Иисуса, что Бог милосерден (например, через притчи о блудном сыне и добром самарянине) и что Царство Божие начинается с милосердия (например, через освобождение плененных, прозрение слепых и предоставление свободы измученным (см.: Лк. 4: 18–19).

Евангелие от Луки – это по преимуществу Евангелие милосердия

В сегодняшнем евангельском отрывке Иисус говорит о любви к нашим врагам (Лк. 6: 27), а затем объясняет, как нам воплотить любовь к врагам через действия. Что мне нужно делать для моего ближнего и для врага? 

Во времена Ветхого Завета правоверный иудей обычно молился против своего врага. В псалме молящийся обращается к Богу: «Воскресни Господи, предвари я, и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое, от враг руки Твоея» (Пс. 16: 13). Законодатели и книжники говорили о любви к ближнему, а некоторые из них пошли дальше, советуя: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою» (Притч. 25: 21). Товит дал своему сыну следующую заповедь: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4: 15). Греческие философы знали это правило с давних пор. Философия стоиков говорит о человеческой солидарности, основанной на постулате: «Не делайте другому того, чего не хотели бы, чтобы сделали вам».

Во всем вышесказанном мы видим, что это правило обычно отражалось в пассивных коннотациях. Христос его освящает и объясняет в побудительной, активной форме: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Лк. 6: 31). Его предшественники представляют правило, согласно которому мы не должны причинять зло другим, но Иисус просит нас проявить инициативу и действовать по-доброму не только по отношению к нашему ближнему, но и к нашему врагу. В этом мы видим огромную разницу между тем, что предписывали древние, и тем, что советовал Иисус: мы не только воздерживаемся от греха и злобы, но и делаем добро.

Один из святых отцов говорит: «Суд над нами будет не за зло, которого мы не делали, а за добро, которое мы могли сделать и не сделали». Ученик Христа не удовлетворен тем, что не делает зла, он должен творить добро. То, насколько мы любим себя, должно стать мерой нашей любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39).

Суд над нами будет не за зло, которого мы не делали, а за добро, которое мы могли сделать и не сделали

Евангелист Лука пишет о любви, доброте и щедрости, и передает слова Христа: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?» (Лк. 6: 32–34). 

Милосердие, доброта и щедрость не должны основываться на взаимности: «Я люблю тебя, только если ты любишь меня, и я даю тебе взаймы, только если ты даешь мне взаймы». Здесь Господь Иисус Христос говорит о проявлении нашей собственной инициативы в благотворительности и доброте. Христианин проявляет инициативу, не ожидая награды, «не ожидая ничего», по выражению евангелиста Луки. Любовь христианина – это активная любовь: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18).

Любой человек может проявлять сострадание к другим только через чувства, но христианин проявляет его также делом и действием. И такое отношение больше, чем просто сочувствие, поскольку человек может посочувствовать нищему и пройти мимо него, но по-настоящему щедрый и милосердный человек сочувствует нищему, помогая ему.

Нужно творить добро всем, не делая различий, и независимо от того, любит нас его получатель или нет. Христианин должен подражать Богу, Который творит добро каждому и открыто, и тайно. Милосердие и дела любви без ожидания чего-либо взамен – это проявление сыновства по отношению к Богу, это и означает стать «сынами Всевышнего». 

Иисус заканчивает сегодняшний отрывок словами: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). В Евангелии от Матфея параллельный отрывок заканчивается словами: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Эти слова вдохновлены ветхозаветной книгой Левит: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев. 2: 19). Евангелист Матфей рассказал нам о совершенстве, а евангелист Лука – о милости, которая дорога его сердцу. По его словам, милосердие – это то, в чем мы должны подражать Богу. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить