Молитва и пост

Слово в неделю преподобного Иоанна Лествичника

В это четвертое воскресенье Великого поста наша Святая Церковь вспоминает святого Иоанна Лествичника, автора «Лествицы». Церковь предлагает обратить наше внимание на этот пример монашества и подвижничества. По этой причине мы читаем сейчас именно этот отрывок Евангелия, подчеркивающий важность и уникальное место поста и молитвы в жизни верных христиан.

В первые два великопостных воскресенья Церковь вспоминала важные вероучительные события: Торжество Православия и исповедание истинной веры, память святителя Григория Паламы с его учением о нетварном Свете. В третье воскресенье мы вспоминали о Кресте как о средстве достижения истинной жизни по вере. 

На этой и на следующей неделе перед нами будут два живых примера молитвы, поста и истинного покаяния. Этими примерами являются два святых человека – преподобный Иоанн Лествичник и преподобная Мария Египетская.

Некоторым может показаться, что молитва и пост – это монашеское искусство, и практиковать их в миру не каждому под силу. Однако Церковь подчеркивает, что они предназначены для всех христиан. 

И хотя монашеские общины особенно ревностно практикуют эти две добродетели, христианин не должен избавляться от этих орудий и отказываться от благодати, приобретенной посредством их. 

Евангельская весть абсолютно ясна. Она подчеркивает, что наша брань идет «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12), как говорит святой апостол Павел. 

Эта брань может закончиться победоносно в единственном случае – если мы практикуем молитву и пост. Вот почему христианин, который живет не в монашеской среде и не в состоянии следовать некоторым монашеским установлениям, должен изобрести подходящие методы, чтобы с усердием продолжать свою духовную борьбу на своем месте. 

Брань закончится победоносно в единственном случае – если мы практикуем молитву и пост

Поэтому каждому необходимо понять глубокий смысл молитвы и поста и умело научиться практиковать их в жизни.

Подчеркнутая в Евангелии связь между молитвой и постом и их сочетание основаны на строении человека, который состоит из тела и души. Ибо человек практикует поклонение Богу всем своим существом. Два опорных столпа духовной жизни – это молитва и пост. Ибо молитва есть пост ума, а пост есть молитва тела.

Молитва, по определению святителя Иоанна Лествичника, есть «дружба с Богом», то есть установка ума на размышление о Боге и любовь к Его Божественному Слову.  

Таким образом, врагами молитвы являются идеи и помыслы, нарушающие ее спокойствие и непрерывность. Многочисленные мысли и воображение кажутся изысканной пищей для ума, даже если они обманывают человеческий разум. По-настоящему молитвенный человек борется, чтобы изгонять отвлекающие мысли и идеи, стараясь остаться сосредоточенным на молитве.  

Урезать, изгнать отвлекающие, дурные, ненужные мысли труднее, чем ампутировать части нашего тела. Здесь верующий практикует пост от идей, когда сознает, что ум его по-настоящему жив не иначе как хлебом небесным, то есть божественными мыслями. Затем он начинает отбрасывать всякую земную мысль, избирая для своего ума добрые «постные» мысли и живя ими. Так дисциплина молитвы ведет нас к ослаблению наших приземленных мыслей и освобождению молитвы от них.

Кроме того, пост – это молитва тела. Как заметил святитель Григорий Палама, «Писание говорит нам о вопиющей к Богу крови убиенного Авеля: "Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли"» (Быт. 4: 10). Постящиеся и утомленные части нашего тела усердно вопиют духом нашим к Богу. Постом человек приводит все свое тело в состояние непрерывной молитвы.

Постящиеся и утомленные части нашего тела усердно вопиют духом нашим к Богу

Во время поста человек должен выбирать ту пищу, которая ему духовно полезна, ту, которая основана не на физическом (плотском) уме, а на уме человека, живущего словом, исходящим из уст Божиих.  

Постом человек учится соделывать основание своей жизни не на себе, а на Боге. Через тело мы ищем Духа, Христа, Который есть истинная пища и живая вода.

Также молитва – это способ отсекать ненужные мысли и поститься умственно. Постом мы настраиваем ум на жажду Божественного слова, максимально избегая иных мирских слов, ибо Господь есть живая и животворящая пища для ума человеческого.

Тот, кто укрепляет ум молитвой и физическое тело постом, становится подобен чистому дому, из которого изгнаны бесы. Он становится домом Божьим и храмом Духа. Наша борьба по пути к Пасхе, к созерцанию Бога, к Его обитанию в нас должна основываться на этих двух добродетелях.

Ибо молитва есть пост ума, а пост есть молитва тела. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить