Тебе ведомыми путями спаси меня

Слово в Неделю 5-ю Великого поста

1. Преподобная Мария Египетская.jpg
Преподобная Мария Египетская

Тебе ведомыми путями спаси меня. Слово в Неделю 5-ю Великого поста. (MP3 файл. Продолжительность 11:40 мин. Размер 8.2 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня день памяти преподобной Марии Египетской. Её жизнь показывает нам путь, который проходит душа в своем возрождении, обращении к Богу.

Сквозь разные обстоятельства жизни Господь обращается к душе человеческой и говорит: «Се, стою при дверех и стучу, и, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3: 20). Бог постоянно обращается к нам.

И вот к человеку вдруг приходит осознание, что к нему обращается Бог, – как это было с преподобной Марией Египетской, которая, придя в храм, Божией силой не допускалась, не могла войти и поклониться Животворящему Кресту. И в этот момент она осознала, что препятствует ей в общении с Богом, увидела свое внутреннее состояние, свою искаженную греховными, страстными поступками жизнь.

В этот момент (когда человек осознает присутствие Бога в своей жизни, Который стучится, обращается к нему) в сознании человека рушится весь установившийся строй и порядок недоброй жизни, направленной на угождение себе и своим устоявшимся привычкам, и раскрывается перед ним другой лучший – Божественный порядок, который так живо отображается в сознании человека и так поражает его, – ярко показывая несоответствие ему и самого человека с его настроениями, и всего, чем он прежде жил и услаждался, – где начала, понятия, суждения, правила, привычки, порядки – всё было совершенно противоположным истинной жизни в Боге. Теперь в сознании человека видится недостойной вся прежняя его недобрая жизнь, рушится всё прежнее – худшее, и живо (ясно) представляется лишь новое – лучшее.

Дух Божий сокровенно действует на дух человека, восстанавливает в нем чувство, что только в Боге и с Богом жизнь
Дух Божий сокровенно действует на дух человека и приводит его в движение, восстанавливает в нем чувство, что только в Боге и с Богом жизнь, что Бог есть, всё содержит. Всё это пробуждает нашу совесть, которая является свидетелем наших дел и чувств.

Такое осознание, отражаясь, отзываясь в сердце человека, рождает в нем чувство сожаления, что довел себя до такого недоброго состояния и что так низко опустился, недовольство собой, что мог многое не допускать, да не хотел, появляется глубокое убеждение в том, что человеку не следует быть таким, необходимость выйти из такого состояния внутреннего разлада и некоторое предчувствие лучшей жизни и лучшего состояния. Внутри человека слышится: «Как мог? Как допустил себя до этого? Смотри, куда зашел? Не туда идешь ты – смотри же, возьми меры ко спасению».

В человеке происходит перемена жизни на лучшее, он полагает в своем сердце твердое решение оставить прежние недобрые дела и привычки и начать жить по заповедям Божиим, решает, чтобы ни случилось в его жизни стоять на стороне Бога.

Но привычки недоброй жизни вокруг еще настолько живо дают себя знать, что это не дает ощутить полноты жизни в духе. Со временем приходит это чувство жизни о Господе и сопровождается радостью жизни. Но продолжается оно не всегда постоянно, а идет переменчиво и бывает прерывается.

Когда обратился человек на сторону добра, готов вступить на этот путь, готов ходить в добрых делах по Богу; то в это мгновение вся бездна зла, скрывавшаяся в сердце, поднимается, и стремится опять покрыть всю душу – все эти немощи поднимают тревогу – сильную и смутительную. Помышление за помышлением, движение за движением поражают бедного человека и тянут назад, нападая без всякого порядка, со всех сторон охватывают душу. Всё доброе у человека держится как бы на волоске и сам он поминутно готов оторваться от того, чем держится, и снова вернуться к прежней жизни, из которой пожелал выйти. Одно спасает его – легкость, радость, утешение, которые ощутил он в тот момент, когда обратился к Богу, и та крепость, которую почувствовал, когда сказал, в сердце: «Итак, сейчас начну» – менять свою жизнь к лучшему.

Когда обратится человек на сторону добра, то в это мгновение вся бездна зла стремится опять покрыть всю душу

Преподобная Мария Египетская семнадцать лет провела в пустыне, борясь, как с дикими зверями, с безудержными страстными желаниями. Как говорила она: «Только соберусь вкусить пищи, тоскую о мясе, о рыбе, которых много в Египте. Тоскую о вине, столь мною любимом, пока жила в мире. Вселялось в меня мучительное, непреодолимое желание разгульных песен, сильно смущавшее меня и внушавшее петь песни, которым когда-то научилась. Огонь нечистых желаний загорался в несчастном сердце моем и всю сожигал».

2. Заиорданская пустыня.jpg
Заиорданская пустыня
По слову святых, на некоторых враг с первых же дней нападает со всей силою и стремительностью, так что начавший исправлять свою жизнь теряется. Куда он ни обратится, всё против: и в мыслях, и в чувствах, и во всём окружающем видится только одно такое, что идет против добрых намерений, и ничего благоприятного. Делает это враг затем, чтобы побудить человека оставить свои благие добрые намерения и возвратиться обратно – к жизни беспечной и невнимательной.

Да, приступит человек работать Господу, и всё это восстанет на него. И добро бы это были легкие какие-нибудь помышления, а то нет: они проходят до глубины души, поражают и тянут на свою сторону так, как если бы кто зацепил крючком за живое тело и тянул к себе.

Душа в этот момент колеблется, ее охватывает смятение, хотя она еще цела, невредима, не отступила от своего доброго намерения, поддерживаемая силою Божией. Вот почему теперь следует ей взывать к Богу усиленно – враг схватил и поглотить хочет. Господь видит нужду и труд – и подаст руку помощи, поддержит и укрепит.

Воля, желание, человека в своих действиях то склоняется к добру, то удаляет на пути к нему препятствия, то приступает к самому делу, и во всех этих проявлениях должна быть руководима и укрепляема особенными благими помышлениями, ценность которых определяется тем, что они склоняют к добру, пробуждают, оживляют наше расположение к нему, и делают доброе расположение господствующим.

Господь видит нужду и труд – и подаст руку помощи, поддержит и укрепит
Для преподобной Марии Египетской таким благим помышлением было живое упование на Божию Матерь.

И потому во время борьбы с греховными желаниями она укрепляла себя:

  • то вспоминая милость Божией Матери, не отвергшей ее, «погрязшую во глубину зол», допустившей до поклонения Кресту. Эта милость и благодарность поддерживали преподобную во время тяжёлых греховных нападений;

  • то напоминала она себе обет, который дала Богородице перед уходом в пустыню;

  • то словно предстояла перед Поручительницей, явившейся ослушнице и грозящей наказанием за преступление (в случае согласия с одолевавшими помыслами вернуться к прежней разгульной жизни).

Всегда преподобная Мария устремляла духовные очи к Поручительнице (Божией Матери), прося помощи. Ее имела она Помощницей и Восприемницей покаяния. И как говорила сама преподобная: «Так прожила семнадцать лет среди тысячи опасностей. С того времени и поныне Заступница моя Богородица во всем мне помогает и словно за руку ведет меня». «И когда помышляю о том, от каких зол избавил меня Господь, имею пищу нетленную, надежду на спасение», – то есть была полна бесконечной благодарности Богу и упования на Его силу и милость на будущее.

Так, от суеты до истинной христианской жизни, делом пройти – ох, как тяжело! Придется и остановиться, сесть на мель, не раз вздохнуть, прослезиться, не раз сказать: «Господи, помоги!».

Святые отцы вступающим на путь духовной жизни говорят: готовьтесь к долговременной борьбе и не думайте, что всегда будем только торжествовать. Наоборот, часто придется только оттерпливаться, неся одну тяготу. Часто придется видеть, что при всем желании быть исправным прокрадываются и прорываются одни промахи и ошибки. Знайте наперед, – говорят они, – что всё это в порядке вещей. Встретится – не ужасайтесь. И заранее это предвидя, не ожидайте впереди иного течения жизни, как среди всяких противлений, волнений и неудач. Не думайте, что задуманное вами легко придет в исполнение. Сколько препятствий и внешних, и внутренних! Бороться готовьтесь и все просите Господа, чтобы даровал нам силы всё выносить, что встретится неприязненного и мешающего. На себя не надейтесь. Всё упование возложите на Господа – и помощь Его всегда будет с вами. Одним только запасайтесь – крепким мужеством, ни на что не смотря, стоять в начатом деле. Это одно теперь на всю жизнь должно быть положено и запечатлено твердою решимостью. А как пойдет жизнь, какие будут успехи и промахи, как встретят то другие – это всё отдайте на волю Божию. Совершенство, мало-мальски видное, приходит после трудов и трудов, после годов и годов, а не с первых начатков и не с первых дней.

Всё упование возложите на Господа – и помощь Его всегда будет с вами
Из опытов, описанных в житиях святых, видно, что Господь по-разному ведет к совершенству тех, которые с искренним упованием посвящают Ему свою жизнь. Попускает Он и врагу действовать неприязненно, не отдаляя, однако ж, при этом и Своей помогающей десницы. Всё – Бог. Но пути Его дивны и, главное, сокровенны. И человек, идущий по пути духовной жизни, осознает их уже после, оглядываясь назад. Как важна потому всегдашняя молитва: имиже веси судьбами, спаси мя! То есть Тебе ведомыми путями спаси меня! А с молитвою и предание себя в руки Божии – всецелое, безвозвратное. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
РБ МАРИНА   15 Апреля 2019, 15:04
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ,БАТЮШКА ! ДА ПОМИЛУЕТ  И УКРЕПИТ  НАС ГОСПОДЬ!
Елена   15 Апреля 2019, 15:04
Помоги нам Господи сохранить и не потерять веру и быть мужественными во всех испытаниях на нашем пути! Спаси нас Господи грешных! Слава тебе Боже наш, Слава тебе Боже наш, Слава тебе Боже наш!
Наталия   16 Апреля 2019, 12:04
Слово очень искреннее, пропущенное через себя, своевременное, необходимое для укрепления и поддержки нас в немощи бывших.
Соборянин   16 Апреля 2019, 18:04
Все всё понимают и уже давно. И воруют помилование у Церкви, мол, погуляем, потом придем. Но кто-то должен быть в ней в это время! И раз всё понимающие "в миру" предают всё понимающих в Церкви - получается деструкция вне Промысла Божия (геенна не вне него). Говорят, что в монастыре "терпеть" это проще. Ждать, пока поколения строптивых покаются... То-ли принципом домино, то-ли в шахматном порядке... Развлечений и развлекающихся все больше, монахов все меньше... А эпоха, действительно, постапокалиптическая. После войны все поняли, что мы сами себе - Апокалипсис. И как не прячься от этого понимания, оно теперь возрождается в каждом поколении...
Ирина   7 Мая 2019, 12:05
Христос Воскресе!

Люблю житие прп. Марии Египетской и не только потому, что в нем описано духовное перерождение великой грешницы, женщины блудницы, в столь славную подвижницу благочестия — святую, но люблю его еще и потому, что в ее житие описана вся глубина истинного покаяния, расскаяния во грехах своих.
Семнадцать лет жизни в пустыни. Пустыня это не лес и не горы. Когда светит солнце камень и песок нагреваются быстро и становится мучительно жарко, когда солнце сядет, то также быстро камень и песок остывают и становится мучительно холодно. Очень трудно представить как она жила в пустыне, не имея ни крова, ни пищи, ни воды. А в пустыне бывают песчанные бури и есть дикие звери и гады. Однако, как говорит преподобная, что за 17 лет она не встретила ни одну живую душу, не зверя, не пресмыкающихся. Удивительно как Господь хранил ее, оберегал, заботился. На ее примере можно понять, что не один человек не забыт у Господа Бога.
В проповеди о. Иоанна хорошо раскрыто осознание своей греховной жизни прп. Марии. Если хорошо подумать не так ли каждый человек начинает свою новую жизнь в Церкви с Господом, не через такую ли осознанность? Как блудный сын пришел в чувство и принял решение вернуться к отцу своему, не как сын, ибо он посчел себя недостойным именоваться сыном его, но как раб, трудник, наемник, нуждающийся в милости, подаянии. Путь один!
Семнадцать лет святая Мария была мучима бесами, которые разными способами соблазняли ее выйти из пустыни, вернуться в мир. Образами, воспоминаниями, разжиганием телесным желанием, похотью, действуя через все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И это очень важно увидеть! Не только поднебесные духи злобы осаждают человека через помыслы, но действуют и на плоть возбуждая душу через нее усладиться (пусть не совершить телом), но хотя бы усладиться через воспоминания грехом, что является по сути тоже самым, что согрешить плотью своею. Что приводило сокрушение сердце блаженной Марии? Обет данный ею Пресвятой Богородице об исправлении себя и изменении образа своего жизни, о предстоянии перед Ее лицом, о преслушании своего слова. Посмотрите, как она каялась, когда нарушала обет, только приняв мысль воспоминания о прошлой жизни, как она пила вино, гуляла, пела разгульные песни, предаваясь страстной неудержимой блудной похоти…
Многое можно подчерпнуть для себя из ее житие, принять в свою духовную жизнь, подражать ее покаянию. У меня нет таких грехов? Я не жила как она? Не загубила столько душ через свою похотливую страсть, как она? Ложь! Думая так, я лгу. Если сравнить ее жизнь и свою прошлую жизнь, то найдем, что жили ничуть не лучше ее и творили не меньше зла, и погубили не меньше душ, чем она. Разве не пели и не слушали такие же срамные песни и не услаждались ими, как она? Что гулянок, пьянок не было? Повод был?! Так наверняка и она находила повод для них. А с учетом современного мира новых технологий грешить стало удобнее, развращать других проще. Злословие, злоречие, сплетни, наговоры, оклеветания, осуждения, сквернословие… языком своим совершила столько зла, погубила столько душ, что каясь до самой смерти с колен не стоило бы подниматься и слезы о содеянном надо бы проливать день и ночь. Не говори, что у тебя иная жизнь, чем у того или иного грешника. Твоя жизнь хуже его, ибо он жил в то время, когда много чего еще не было изобретено, хотя бы телевизора и порно, а потому и грехи его куда меньше, чем тех, кто живет в это время (сподручных средств предостаточно).
Ругающийся человек, оскорбляющий другого и уничижающий его словом ничуть не лучше убийцы, ибо и слово может нанести смертельную рану и убить. Соблазняющий человек другого на безобидное застолье, ничуть не лучше блудника, ибо где выпивка, там и разврат. Сплетняющий человек, открывающий чужие тайны, не чуть не лучше вора и разбойника, который обнажает сердечное ближняго перед другими, раздевая его, как разбойник; обкрадывает, выведав сокрытое сокровище души, как вор, наносит невидимые миру сердечные раны, делая его предметом насмешек, пересудов и посмеяния. Такой человек хуже вора и разбойника! Грех — это зло. И если творю грех, то я злой человек. И дело совсем не в обстоятельствах, не в другом человеке, а только во мне, ибо зло исходит из моего сердца, срывается с моего языка.
Святыми не рождаются ими становятся. И не мало трудов, пота нужно чтобы им стать. Господь Иисус Христос наш Свят. Господь Бог есть чистота, такая чистота, что нельзя не с чем сравнить ее, не постигнуть, не проникнуть умом, чтобы описать ее. Я не могу быть Такой, как Он? Это верно, Господь Единственный в своем роде, поэтому те, кто идет по Его пути, по Его стопам они становятся не как Он, а подобным Ему. Преподобным или преподобной, они так приблизились к Его образу, так очистились их души, сердца, что Христос отобразился в них, как в зеркале. Хорошо бы и в моем сердцем Он отобразился, как и в их. И стать действительно святым (хотя бы отчасти), как Он Свят.

Помоги нам Господи!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить