Торжество благочестивой веры

Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия

Нерукотворный-Образ-Иисуса-Христа-1.jpg

Торжество благочестивой веры. Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия. (MP3 файл. Продолжительность 12:14 мин. Размер 8.4 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Неделя Торжества Православия завершает первую седмицу Великого поста, седмицу, за которой мы с особым покаянным чувством просили Господа, чтобы Он открыл нам глаза на наши собственные грехи и, простив их, сподобил приобщиться тайне Его воскресения.

Праздничное богослужение Торжества Православия было составлено по случаю восстановления иконопочитания в IX веке. На первый взгляд кажется, что тексты службы подчеркивают отличие Православия от иных вероучений, ересей, которые имели своих основателей и свои вероучительные системы. Если следовать такой логике, то Торжество Православия превращается в узкоконфессиональный праздник определенной группы людей, которые имеют внешние знаки отличия в музыке, обрядах или форме одежды. Однако если вчитаться в текст витиеватых византийских гимнов, то мы заметим, что акцент в них делается не на списке еретиков, а на вере во Христа как Богочеловека и на христианском благочестии как условии самой веры в Сына Божия.

В стихирах на стиховне упоминаются такие имена ересиархов, как Арий, Македоний, Петр, Севир и Пирр. Все они так или иначе повлияли на то, что в едином организме Церкви начались нестроения и расколы.

Арий отрицал равенство Иисуса Христа как Сына Божия с Отцом, полагая, что Сын был создан Отцом прежде бытия мира и имел отличную от Отца природу. Поскольку исторические документы не упрекают Ария в каких-либо нравственных пороках, можно предположить, что с точки зрения этики он был безупречен. Арий был кумиром прихожан, особенно женщин (диаконис и девственниц). За сомнительные воззрения на природу Сына он был отлучен от церкви. Однако это не остановило Ария. Он увлек за собой великое множество простых прихожан и около 1/3 клира города Александрия. Возник конфликт, который вышел за пределы Александрии и стал поводом для созыва Вселенского Собора. Умер Арий бесславно. Византийские историки сравнивают его смерть со смертью Иуды. Во время прогулки по Константинополю ему внезапно стало плохо. Когда он побежал в отхожее место, «с ним сделался обморок, и вместе с испражнениями вышли его внутренности»[1].

Македоний был архиепископом Константинополя в середине IV века. Он учил, что Дух Святой есть творение из рода служебных духов, не имеющее участия в Божестве и славе Отца и Сына. Македония обвиняли в подстрекательстве к беспорядкам и самовольном провозглашении себя архиепископом. Его называли «тираном Церкви» за то, что при нем «погибло три тысячи полтораста мужей»[2]. Только благодаря поддержке императора он мог находиться у власти. Как только император сменил свои предпочтения, Македоний вместе с рядом своих сторонников был низложен.

Севир был Антиохийским патриархом в начале V века. Он был монахом-аскетом и ученым-богословом. Севир не был человеком мира и согласия. Едва став патриархом, он приказал всем подчиненным ему епископам изгладить из диптихов имена своих предшественников, подписавших орос Халкидонского Собора. Он был ревностным противником иконопочитания и того догмата, что Иисус Христос есть «единое Лицо», познаваемое «в двух природах» (Божественной и человеческой). Ко времени Севира термин «православие» стало отождествляться с верой, утвержденной на предшествующих Вселенских соборах, включая Халкидон. Поэтому, отрицая веру, выраженную на Халкидонском Соборе, он становился вне круга православных.

Можно было бы и продолжить описание ересиархов, но и этого достаточно, чтобы показать, что началом многих внутрицерковных нестроений было высокомерное поведение внешне безупречных лиц, которые обладали блестящими ораторскими способностями или аскетическими добродетелями. Упорно настаивая на своем мнении в деликатных богословских вопросах, они не только не смирялись с церковными прещениями, но и увлекали за собой значительную часть паствы, разрывая тем самым на части единое тело Церкви Христовой.

Мы можем спросить себя: неужели они не имели права публично высказывать свои точки зрения? Открытые дискуссии по вопросам, волнующим Церковь, не запрещены. Более того, по апостолу Павлу, надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11: 19). Однако в том же Послании к Коринфянам апостол скорбит о таких спорах, причиной которых было исключительное почитание кого-то из лидеров Церкви: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 3: 3). Он умоляет собратьев остерегаться производящих разделения и соблазны… ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16: 17–18). Напротив, главными характеристиками кандидата во епископы является то, что он не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив (1 Тим. 3: 3).

Именно такой образ жизни возвеличивает святитель Григорий Богослов, который с юношества стремился вести дружбу с товарищами не наглыми, «а с целомудренными, не с задорными, а с миролюбивыми»[3]. Говоря о догматах веры, святитель Григорий между прочем замечал, что «любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу, и тело»[4].

Слово Божие, благовествование – это сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1: 16) без различия пола, национальности или социального статуса. Однако всякого человека, который делает зло, ожидают скорбь и теснота; напротив, всякому, делающему доброе, – слава и честь и мир (Рим. 2: 9–11). Когда апостол Павел выражает те главные слова, которые вошли в плоть и кровь православной веры: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе, он тут же прибавляет, что это – великая благочестия тайна (1 Тим. 3: 16).

Торжество Православия – в нашем благочестии: рассудительности, воздержании, терпении, братолюбии и любви
Слово «благочестие» упоминается в тексте сегодняшнего богослужения 18 раз. Благочестие, по Библии, – это такое богобоязненное поведение человека, которое проявляется в самообладании, терпении, братолюбии и внимании к нуждам ближних (см.: 2 Пет. 1: 6–7; Иак. 1: 27; 1 Тим. 3: 16). По апостолу Петру, нам от Божественной силы даровано все потребное для жизни и благочестия, а потому, удалившись от господствующего в мире растления похотью… покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет. 1: 3–8).

Следовательно, Торжество Православия заключается не в том, чтобы отпраздновать победу одной конфессии над другой, а в том, чтобы напомнить друг другу одну важную истину: человек тогда становится способным «просветиться светом разума», когда переходит «из нечестия во благочестие»[5]. Иными словами, подлинное проникновение в тайну Боговоплощения невозможно без рассудительности, воздержания, терпения, благочестия, братолюбия и любви.

Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). Обещая не оставлять мир после Своего вознесения, Христос обещал: всех привлеку к Себе (Ин. 12: 32). Постоянное употребление слов «всех» и «всякий» в Новом Завете не оставляет сомнений, что существо нашей веры заключается в том, что Сын Божий желает, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 15). Однако в том-то и трагедия поминаемых сегодня еретиков, что эти высокообразованные выдающиеся личности не смогли переступить через личные амбиции и вместо того, чтобы вести мир ко всеобщему единству во Христе, породили сообщества, которые вышли из Церкви или стали разрывать единое Тело Церкви на куски.

Будем же мы, дорогие братья и сестры, проходя поприще Великого поста, заботиться о таком любомудром поведении, которое лишено показного благочестия, но в простоте сердца, с кротким и миролюбивым духом ведет нас к деятельной любви ко всем, ближним и дальним, любящим нас и ненавидящим нас, просящим у нас рубаху и биющим нас в ланиту, чтобы мы были едины духом во Христе Иисусе, Господе нашем, отдавшем Себя за человечество; чтобы верою в Него мы обрели вечную жизнь и распространили в мире веру в любовь, которая не завидует, не превозносится, не гордится, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, любовь, которая никогда не перестает (1 Кор. 13: 4–8). В этом и есть Торжество Православия.

Аминь.



[1] Сократ Схоластик. Церковная история. 1, 38.

[2] Феофан Исповедник. Хронография. Л. м. 5849.

[3] Цит. по: Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых. Святитель Василий Великий. М.: Сибирская благозвонница, 2011. С. 16.

[4] Григорий Богослов, святитель. Творения. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. С. 86.

[5] Стихира на стиховне вечерни, идущая после «Славы».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить