Культура, пастырство и монастырь

Продолжая серию материалов с насельниками Сретенского монастыря, посвященную 20-летию возрождения монашеской жизни, мы беседуем сегодня с иеромонахом Павлом (Щербачевым), заместителем ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, располагающегося в стенах обители.

***

157014.p.jpg
Иеромонах Павел (Щербачёв).
Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

– Отец Павел, что из себя представляет Патриарший совет по культуре? Насколько его существование важно для Церкви?

Патриарший совет по культуре был образован в марте 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Председателем Совета является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ответственным секретарем – наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. В компетенцию Патриаршего совета по культуре включены, согласно Положению о Патриаршем совете по культуре, вопросы диалога и взаимодействия Русской Православной Церкви и ее подразделений с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.

Культура сегодня – явление многоликое, содержащее в себе множество внутренних противоречий, интерпретаций, если хотите – мировоззрений. Тем не менее, это одна из платформ, на основе которых Церковь может вести конструктивный диалог с творческими людьми о той красоте, которая, по слову Ф.М. Достоевского, спасет мир, об этических ценностях современного человека, о сохранении нашего великого христианского культурного наследия, о божественной душе как источнике истинного вдохновения и неложного таланта.

Соработничество Церкви и культурного сообщества – благодатная почва для проповеди Евангелия среди людей, ищущих истину в искусстве. Многих из них мучает вопрос о смысле бытия, они пытаются постичь сокрытые в глубине души человеческой тайны творчества, порой заблуждаются, увлекаясь, по слову апостола, пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.

Этим людям часто не хватает рядом такого человека, который бы указал блуждающим в тумане, а порой, к сожалению, и в угаре, путь к Богу, Подателю благодатных дарований, всякой мудрости и блаженства. Таким человеком может быть не только священник, поставленный Богом на это служение, но всякий христианин, готовый требующему у него отчета в его уповании дать ответ с кротостью и благоговением.

– Над какими проектами сегодня трудится Совет?

– Деятельность Патриаршего совета по культуре весьма разнообразна. Папки с перепиской, планами, творческими проектами, аналитическими записками, отчетами, предложениями насчитывают уже более сотни тысяч страниц. Одна из важнейших задач, стоящих перед Советом, – сохранить те ценные объекты культурного наследия, которые за последние десятилетия были возвращены государством Русской Православной Церкви. Для этого, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ближайшее время во многих епархиях Русской Православной Церкви будет введена должность древлехранителя, ответственного за сохранение и реставрацию бесценного достояния, унаследованного нами от наших благочестивых предков. Положение о епархиальном древлехранителе подготовлено Патриаршим советом по культуре. Для подготовки древлехранителей Патриаршим советом по культуре организуются совместно с Министерством культуры РФ специальные курсы, где российские специалисты по музейному делу прочтут цикл лекций с выездом для практических занятий на объекты.

При Патриаршем совете по культуре образована специальная Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Комиссия в атмосфере взаимопонимания и доброго соработничества решает совместно со встречной комиссией Министерства культуры спорные вопросы, связанные с эксплуатацией находящихся в ведении государства и Церкви памятников духовной культуры.    

157016.b.jpg
Проект памятника священномученику Ермогену. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Это лишь малая толика того, чем занимается Патриарший совет по культуре. Перечисление всех проектов составит целый объемный том. Однако к наиболее значимым деяниям этого синодального учреждения можно отнести такие разноплановые проекты, как участие в работе Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; возведение памятника священномученику Патриарху Московскому и всея России Ермогену в Александровском саду в Москве; издание пособия по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства; участие в работе по созданию учебника по истории России; организация выставки «Православная Русь. Романовы», проходившей в ЦВЗ «Манеж» в Москве с 4 по 24 ноября 2013 года; совместный с Государственным историческим музеем проект по проведению выставки, посвященной преподобному Сергию; возрождение древних христианских храмов и монастырей на Северном Кавказе; проведение дней российской духовной культуры в США и КНР; участие в подготовке Олимпиады в Сочи и многие-многие другие.     

157017.b.jpg
На выставке «Романовы». Фото: И. Правдолюбов / Православие.Ru
– При вас открывался Иосифо-Волоцкий монастырь. Расскажите, что это было за событие.

Горбачев начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту. Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря Церкви.
– Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Церкви 25 лет тому назад. Я тогда был помощником митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и непосредственно занимался оформлением документов по передаче этой древней обители. Все попытки решить вопрос путем переписки с госучреждениями не принесли никаких результатов. После стольких лет гонений на Церковь государственные чиновники не могли преодолеть какой-то невидимый психологический барьер. Это был не страх, а скорее некий административный рефлекс. Ситуация разрешилась неожиданным образом: владыка Питирим, встретив на одном из высоких собраний М.С. Горбачева, упомянул в разговоре с ним о чиновничьей волоките с возвращением Русской Православной Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. Горбачев отнесся с участием к этому делу и начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: помочь митрополиту. Через неделю Минюст рапортовал о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря.

157020.b.jpg
Обсуждение плана восстановления Иосифо-Волоцкого монастыря. Начало 1990-х гг.
– Вы хорошо знали владыку Питирима. Каким он был монахом?

– Митрополит Питирим был выдающимся архипастырем. На протяжении более 30 лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Было очень сложно печатать церковные книги в условиях государственной политики, направленной на подавление всего, что было связано с церковным просвещением. Однако он не только издавал книги, построил новое современное здание Издательского отдела, но и воспитал, помог получить духовное образование многим молодым христианам, ставшим впоследствии выдающимися архиереями, священниками, церковными работниками.

157019.b.jpg
На заседании под председательством владыки Питирима. Слева: Михаил Щербачёв. Фото: М. Юрченко / Православие.Ru
Владыка Питирим знал многих монахов, прошедших страшную школу советских тюрем и лагерей. Его духовным наставником был оптинский старец, причисленный к лику святых исповедников, схиархимандрит Севастиан Карагандинский. У таких людей можно было учиться монашеству. Они свидетельствовали о Христе более слов самой своей жизнью. Обремененный многими трудами, владыка никогда не оставлял монашеского молитвенного правила, в критических ситуациях являл собою пример глубочайшего смирения и упования на всесильный Промысл Божий. При этом он оставался очень простым и доступным человеком.

Для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Думаю, так своей жизнью учили и древние искусные монахи, учили очень сложному делу – искусству жертвовать собой в своем служении Богу и людям.

156815.b.jpg
– Хотелось бы задать вам один расхожий вопрос, который, наверное, очень любят задавать монахам. Зачем люди уходят в монастырь, неужели они не могут принести больше пользы обществу, оставаясь в миру, прилагая там свои таланты?

– Дело в том, что такая постановка вопроса в какой-то степени некорректна. Жизнь христианина в монастыре не столь уж кардинально отличается от жизни христианина, живущего в миру и в семье, если последний руководствуется в своей жизни Христовыми заповедями. Монастырь лишь некая оранжерея, где можно вырастить благоуханные и прекрасные растения, которые в свое время приносят добрый плод. Плод ценный и способный насытить многих алчущих духовной пищи. На монашестве зиждется Церковь. Монастыри искони на Руси и во всей Восточной Православной Церкви были центрами богословия, миссионерства, просвещения, социального служения и даже рачительного хозяйствования.

– Чем отличается послушание священнослужителя в городском монастыре от послушания в каком-то другом месте?

– В городских монастырях, как правило, бывает значительное число прихожан и паломников. Это очень разные люди. Для духовного окормления такой паствы священнику необходимо, по крайней мере, понимать их внутренний мир: не только их проблемы, переживания, духовные искания, но и те основные факторы, которые влияют на души этих людей. Это значит, что пастырь обязан, помимо молитвы и постоянного поучения в слове Божием, хорошо знать окружающие нас жизненные реалии. Без этого знания ему будет трудно понять своих словесных овец, а значит и помочь им в деле спасения души.   

157022.b.jpg
На встрече, посвященной 10-летию со дня кончины митрополита Волоколамского и
Юрьевского Питирима (Нечаева). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
Думаю, что для священников в сельской местности более характерны занятия строительством и хозяйственным обустройством. Живя в деревне, этих вопросов избежать нельзя. Вместе с тем сельский пастырь, как правило, имеет больше времени для молитвы и чтения, для духовного самосовершенствования.

– Какое место в вашей монашеской жизни занимает пастырство? Вам приходится много общаться с людьми, исповедовать их. Многие приходят с самыми разными проблемами и болезнями. Откуда вы черпаете силы?

– Священство – это драгоценнейший дар Божий, вводящий человека в тесное общение с его Творцом. Пожалуй, нет на земле большей радости, большего счастья, большего блаженства, чем дар богообщения. Дар этот способен сделать тленного человека богом по благодати. Горько только осознавать свою греховность и несовершенство, несоответствие своего духовного состояния высоким христианским идеалам. Остается уповать лишь на милость Божию. А силы для служения церковного Бог дает в преизбытке. Надо лишь иметь решимость. Но это бывает трудно.

Что касается исповеди, то это послушание лично для меня радостное. Особенно когда приступающие к таинству покаяния искренне и глубоко каются. Радость эта, по слову Спасителя, бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 10).    

156818.b.jpg
Иеромонах Павел (Щербачёв), Джеймс Биллингтон и монахиня Корнилия (Риз)
в Сретенском монастыре. 2012 г. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
– Наверное, вас часто спрашивают о том, почему в жизни существуют горе, страдания и смерть…

– Жизнь человеческая – юдоль плачевная. В жизни, пожалуй, любого человека больше скорбей, болезней, житейских трудностей, туги душевной, чем высокого восторга и тех прекрасных мгновений, которые, вопреки известному крылатому выражению, остановить невозможно. В христианстве жизнь наша земная называется несением креста. У каждого свой жизненный крест. Важно, готов ли человек его нести или нет. Если человек, которого посетили трудности или болезни, впадает в уныние, начинает роптать, озлобляться и печалиться, то он заходит в духовный тупик. Но если он вооружается иным настроением, иным образом мысли и говорит: «Благодарю Тебя, Господи, за те скорби, за те неприятности, болезни, которые Ты благоволил мне послать. По грехам моим достоин худших», то прежде казавшиеся непосильными скорби, болезни и неприятности сразу становится легче нести, а вскоре они рассеиваются, как утренний туман. Это действие смиренного устроения души.

Есть и другая сторона дела. Древние подвижники говорили, что трудности догоняют человека, который пытается от них убежать, а того, кто смело идет им навстречу, трудности пугаются и убегают. Еще у святых отцов есть такая мысль: «Там, где трудно, – там наше, а там, где легко, – надо хорошенько подумать и быть осторожным».    

156824.b.jpg
У могилы митр. Питирима (Нечаева)
Наша земная жизнь – некое испытание. Если человек сам не хочет исправлять себя, то милосердный Господь по любви к роду человеческому посылает испытания. Эти испытания наводят человека на мысли о том, что надо что-то в своей жизни пересмотреть, выражаясь современным языком – перезагрузить систему. Конечно, на словах это всё легко объяснять, а на опыте каждого из нас, когда Господь посещает скорбями и болезнями, открывается широкое поле для духовного подвига.

С иеромонахом Павлом (Щербачёвым)
беседовала Анна Ерахтина

31 января 2014 г.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить