«Лики древнего собора». История во фресках

К 625-летию основания Сретенской обители в нашем издательстве вышел альбом «Лики древнего собора». Он посвящен фрескам собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери, созданным в начале XVIII века. В альбоме представлены наиболее яркие и выразительные образы, сохранившие особую художественную красоту. Составитель альбома – насельник Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков), – предлагает нам остановить внимание на отдельных фрагментах – ликах Спасителя, Божией Матери, апостолов, святых.

– Отец Игнатий, в конце 2021 года в Издательстве Сретенского монастыря вышел альбом «Лики древнего собора», посвященный фрескам собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Большинство фотографий из книги принадлежит Вам. Почему возникло желание сделать этот альбом?

– Когда в 2005 году проводилась реставрация, которая сама по себе была более объемной и длительной, чем сейчас, я воспользовался моментом и сделал достаточно много фотографий на разных ярусах собора, что позволяли очень внушительные леса. Тогда действительно удалось очень многое увидеть, рассмотреть и отснять в достаточно хорошем качестве.

Тогда же снимали и другие фотографы. В основном Владимир Чистяков, который, насколько помню, провел объемную съемку уже ближе к концу реставрационных работ. В 2009 году в издательстве «Белый город» вышел альбом, в который и вошли в основном его фотографии. Альбом так и назывался «Фрески собора Сретенского монастыря» и был приурочен к 15-летию возрождения нашей обители. Это, по сути, было целое классическое научное издание, в котором были даны схемы расположения фресок, имелась большая научная статья Светланы Липатовой...

Тем не менее, фотографии, которые там были представлены, тоже имели некоторые недостатки. И по качеству съемки ракурсов, и по тому, что, на мой взгляд, было пропущено достаточно много по-настоящему красивого, интересного, яркого.

Фотографии лежали у меня, только частично использовались на сайте Православие.ru. Некоторые из них давно бродят по интернету: изображение святого Варлаама Хутынского, Крещение Господне, Рождество Господне. Или известный сюжет про осуждение, где у одного в глазу сучок, а у другого бревно. Ее растащили, и очень многие статьи про осуждение ей иллюстрируются. Не исключено, что где-то они использовались для печати. Как-то несколько лет назад мы выпустили небольшую серию отдельно напечатанных изображений в формате больших открыток.

Лики.png
Лики древнего собора: фрески собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери : фотоальбом/
составитель иером. Игнатий (Шестаков); вступ. ст. А.Л. Баталова, иером. Игнатия (Шестакова).
– Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2022. – 112 с.: ил.

Весной прошлого года у нас родилась идея сделать небольшой современный альбом с монастырскими фресками, приурочив это к 625-летию основания монастыря.

Идея этого издания – выбрать самое яркое и выразительное. Мы не претендовали на то, чтобы представить и описать весь ансамбль росписи собора четкими схемами или фундаментальными научными статьями. Новизна издания как раз в том, что мы показали в первую очередь самое выразительное и одновременно то, что практически недоступно, не видно большинству молящихся, приблизили, раскрыли эти прекрасные образы.

Идея этого издания – выбрать самое яркое и выразительное

По сути дела, даже люди, которые ходят в наш монастырь 20 лет, многого не видят. Во-первых, это образы, лики и сюжеты, скрытые в алтаре, в разных дверных и оконных проемах, часть расположены на стенах под самым потолком или на нем. Некоторые сюжеты можно различить: сцены Крещения, Рождества Христова, Благовещения и другие, но увидеть близко лики Спасителя, Божией Матери, святых, ангелов очень сложно. Мы постарались, используя фотографии, приблизить эту молитвенную красоту.

Мы постарались, используя фотографии, приблизить эту молитвенную красоту

– Собор несколько месяцев был закрыт на реставрацию. Расскажите, пожалуйста, кто автор фресок и почему их понадобилось реставрировать?

– Об авторстве фресок как раз хорошо и достаточно подробно написано в этом первом научном издании 2009 года. Авторами считаются художники из артели костромских мастеров и, возможно, из артели ярославских мастеров. Возможно, что артель была и сводная, но конкретных имен мы не знаем.

Что касается реставрации как таковой, то ее необходимо проводить в том или ином объеме регулярно. Со временем происходят серьезные разрушения и изменения.

В таких старых зданиях, как наш собор, идут процессы разрушения. Даже если сделать какую-то современную новую кровлю, но если туда уже попадала влага и если сильно меняется температурный режим, то появляются просолы и иные нежелательные явления, остановить полностью которые мы не в силах.

Еще существуют такие естественные вещи как копоть от свечей, которая оседает на фресках. Это общая известная проблема всех храмов, и новых, недавно расписанных, и древних. И, конечно, бывают всякие вольные и невольные физические воздействия, если кто-то неудачно где-то прислонялся, постоянно задевал росписи. С последней реставрации прошло уже 15 лет очень интенсивной эксплуатации собора. Конечно, через какой-то период времени не мешает делать реставрацию, если не капитальную, то хоть что-то делать нужно.

– Что больше всего Вас затронуло и впечатлило в этих фресках, когда Вы готовили материал для альбома?

– Меня впечатлили сами образы. Это, собственно говоря, не давало мне покоя. Может быть, и нельзя сказать, что фресковая роспись Сретенского собора – это такой шедевр невероятной высоты, но, тем не менее, в некоторой своей выразительности (особенно, если ты начинаешь заниматься альбомом, более внимательно начинаешь смотреть, и какая-то структура появляется по красоте) сами лики, сюжеты действительно очень интересны. Во многих из них четко прослеживается оригинальная авторская манера и внутренне настроение автора. Когда мы делали альбом, то обратили внимание на множество радостных ликов: святых, херувимов, Божией Матери, Христа.

В своей выразительности сами лики, сюжеты действительно очень интересны

– Да, на некоторых заметна легкая улыбка…

– Да. И действительно, это очень необычно и интересно. В них светится радость. Они очень теплые и радостные. И есть, конечно, несколько интересных сюжетов по евангельским событиям и притчам. У нас есть изображение Пастыря Доброго, который копьем гонит волков. Или сюжет про осуждение, то есть притча о сучке и бревне в глазу: двое стоят, и у одного из них в глазу ветка, а у другого буквально огромная шпала. Есть и другие выразительные сюжеты. Хотя бы эти херувимы радостные и очень выразительные, которых на самом деле действительно много и в алтаре, и в сцене Вознесения Господня.

– Обращает на себя внимание цветовое оформление внутреннего пространства собора. Эти цвета были изначально или появились уже после последней реставрации?

– Цветовая гамма, конечно, сохранена. Это как раз то, что реставраторы практически не меняли. А если меняли, думаю, только в лучшую сторону. Понятно, что в реставрации один из моментов, что они вообще делают, – это чистят от копоти, от проступившей соли и восстанавливают утраченные фрагменты. Но сами фрески аутентичны тем, которые были. Просто они подновлялись, освежались. 

– Цвета росписей не яркие, но гармоничные. Во времена, когда не было электричества, при свечах эти цвета, наверное, казались темнее…

– Изографы обладали технологиями, разбирались в подборе этих цветов. Так что, естественно, у них это все было гармонично. Сейчас, благодаря электрическому свету, мы даже, может быть, лучше их видим, чем когда-то. Это как с многими иконами и фресками. Ведь многое было открыто уже после того, как в XX веке стали храмы закрывать. Потому что много было скрыто под окладами. Мы сейчас благодаря освещению дольше и лучше видим многие вещи.

– Что бы Вы хотели добавить еще по самому альбому «Лики древнего собора»?

Выпуск такого издания важен, потому что преследует сразу несколько целей. И в большей степени достичь этого удалось.

Мы представили то, что люди действительно не знают. Это особенно важно в том числе для иконописцев, которые здесь начинали постигать свою науку. У нас когда-то была в монастыре очень серьезная иконописная мастерская. И эти люди сейчас работают много где. Вообще, для профессионального направления очень важны такие издания, мастера ими пользуются.

Все-таки удалось приблизить через альбом эти лики к людям. И это хороший подарок для любителей русского искусства и зодчества. Этот альбом получился легким и в хорошем смысле слова современным в плане дизайна и исполнения.

Конечно, к этому набору изображений можно прибавить еще что-то. Тем не менее, при совокупности всех факторов, мне кажется, получилось хорошее издание. Оно действительно нравится читателям, его приятно держать в руках, и в нем находят много нового.

альбом.jpg

Что касается самих фотографий, то в альбом вошли фотографии нескольких авторов. А предисловие написал доктор искусствоведения Андрей Леонидович Баталов, что для нас тоже важно.

Это издание может быть интересно и иностранцам. Можно смело сказать, что это хороший подарок.

Оно может быть интересно большому кругу читателей: нашим прихожанам, всем ценителям церковного искусства, иконописцам, искусствоведам, преподавателям и просто всем тем, кто хочет нести эту красоту миру.

Видео об альбоме
продолжительность 2:48

Книгу можно приобрести:

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить