Преподобная Мария Египетская: Небесная покровительница

Вот уже два десятка лет каждый воскресный день, за некоторым исключением, в Сретенском монастыре совершается молебное пение преподобной Марии Египетской. Составил его насельник обители иеромонах Лука (Ауле). В год 1500-летия преставления святой, – а до 14-го века храм преподобной Марии Египетской стоял на месте нынешнего храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, – отец Лука рассказал, почему так тронуло его сердце житие святой, как он сподобился Великим постом читать у ее мощей акафист, и почему так радуется духовным весточкам от преподобной Марии.

1.jpg

«Я пришел изможденный, душа моя была вся повреждена грехом»

До монастыря я совершенно ничего не знал о жизни в православии как таковой. Я не был ни в одном монастыре, ни в одном храме, кроме того, в котором принял крещение. Это собор Архистратига Михаила в Сочи. Его начали строить в конце 19-го века, и он единственный, который не был разрушен в советские годы. Ближайший монастырь – в Абхазии, это монастырь Апостола Симона. И мы туда потом путешествовали, а до этого я вообще не имел никакого представления о православии, не знал, насколько оно богато, сколько много всего в нем. Я всегда был человеком техническим – меня всегда интересовала техника, механика, в гуманитарной части хромал. Я попросился учиться в семинарии, потому что мне очень нужно было получить ответы на многие вопросы. Постоянно ходить к духовнику и просить – расскажи это, расскажи то – как-то нехорошо, я решил, что нужно самому засучив рукава немного поработать. 

Я, когда пришел в монастырь, даже не мог поверить, что такой мир может существовать

И когда я пришел в монастырь, это было для меня как из пустыни прийти к морю, к озеру. У меня было впечатление, что я пришел к целому морю воды, которую можно бесконечно пить и наслаждаться ей. Я пришел изможденный, душа моя была вся повреждена грехом, убита им. Не потому, что я такой окаянный грешник, а потому, что мир берет свое. У меня, как и у любого человека, было, да и остается много направлений страстей, с которыми мы, когда приходим в православие, знакомимся, понимаем, как они нам мешают, начинаем над ними работать. И чем дольше ты живешь в монастыре, тем больше ты видишь, над чем тебе в своем сердце работать. Мы читаем Евангелие, мы познаем Христа, Бога, и Он открывает нам, в чем мы грешим. И надо, прежде всего, не только прийти и покаяться, а думать о том, как от этого греха избавиться. Как его в себе умалить, чтобы его не стало. 

В монастыре мне всё было интересно, потому что это была новая жизнь, я ее поменял очень резко – просто все бросил и убежал, как в бегство ударился. Потому что Ирод, он по нынешний день живет, и он так и ищет, кого бы погубить из младенцев. 

Помню мои первые годы в монастыре. Мы очень много работали, несли самые разные послушания: это была и уборка двора, и в трапезной мыли посуду, чистили картошку, на складе грузили книги, тиражи. И это была интересная жизнь. Да, у нас все было очень скромно, почти бедно, но нам ничего не надо было. Самое главное для нас был Господь, Литургия святая, служение, молитвы. 

1.jpg

И мы были бесконечно счастливы. Мы восстанавливали монастырь: когда я пришел, ничего этого не было. Единственное, помню, восстановлена была трапезная, и всё. В храме в иконостасе не были дописаны некоторые иконы. Я уж не говорю про внешнее убранство. Пол положили уже, плитку, и иконостас буквально два ряда икон, и всё. Наступал как раз праздник Рождества Христова, и весь монастырь ждал, когда привезут еще один ряд иконостаса, пророческий, будут устанавливать иконы. И все бегали туда смотреть, какие же иконы там написали. Радость была такая для всего монастыря. Все жили одной душой. Не было какого-то разделения. Все друг друга знали, общались, любили. Я, когда пришел, честно говоря, даже не мог поверить, что такой мир может существовать. Это впечатляло. Даже не мог поверить – не наиграно ли все это? Но спустя некоторое время я понял, что люди этим живут. И для меня это была большая радость и находка.

Когда начался первый Великий пост, я пришел на службу в обычной одежде. У меня тогда даже подрясника не было, мне дали рабочую форму. У меня всегда проблемы с ростом – на меня никогда не найдешь одежду, тем более брюки бесполезно искать. Только на заказ надо шить. Обычно я брал какие-нибудь спортивные брюки, разрезал пополам, делал туда цветные вставки, и так носил. В монастыре мне дали самую большую рабочую форму, какая только была, но она была коротка, я был похож в ней на заключенного. Пришел на службу, стал, молюсь. 

Вышел тогда один иеромонах, очень строгий – отец Владимир, и когда он говорил проповеди, это стоило слышать. Так ярко и искренне, с такой верой, так сильно доносил слово! Оно тебя всего меняло. И вот он вышел Великим постом читать житие Марии Египетской. И я впервые в своей жизни, потому что я таких служб никогда не выстаивал раньше, слышу, как он читает житие преподобной. И меня тогда это просто потрясло. Как человек может так отрешиться от мира, что он претерпел, когда пошел в пустыню и прожил там 47 лет. 47 лет, ни о чем мирском не думая, а только одно – Господи, помилуй! Что это был за человек? 

Это настолько сильно меня потрясло, что на следующий день я зашел в храм, это была как раз пятая неделя Великого поста, четверг. Была Литургия, и я увидел икону преподобной Марии. Естественно, я сделал несколько земных поклонов, приложился к ней. Ее подвиг, ее сила покаяния так меня поразила. И я с того момента только о преподобной и думал. Это достойно восхищения – то, как она самоотверженно стала служить Богу и ни о чем больше не думать. Обычно я заходил на клирос, садился на лавочку и молился. И вдруг пришел, но почему-то не сажусь, а почему-то остался возле иконостаса. И думаю – а почему я стал именно тут? Непонятно. Никогда не вставал на это место. А потом голову поднимаю, а там икона Марии Египетской. И думаю: Господи, помилуй, вот это да! Я так тогда этим проникся, что я всегда там стал стоять. Стоять, молиться, каяться о своих грехах, чтобы Мария Египетская меня тоже помиловала. 

1.jpg

Имя Бога – Случайность…

Потом я стал работать на складе, и когда в один из дней к нам пришел очередной тираж, я вдруг увидел, что там есть акафист преподобной Марии Египетской. И такая для меня радость была! Я очень хотел для нее что-нибудь сделать. И я стал читать ей акафист каждый день. Позже, когда стал дьяконом, читал уже в храме с прихожанами. Когда стал священником, мы издали уже составленный мной полный молебен, еще добавили туда канон, который читается на праздник Марии Египетской, добавили акафист. И получился полный молебен, без всякого сокращения, и с того момента стал молиться уже полностью по чину. Молебен длится чуть больше часа. Некоторые тогда говорили, что, мол, он сильно длинный, кто к тебе будет ходить... Я им ответил, что даже если никто не будет ходить, я просто молюсь Марии Египетской. Если кто-то придет со мной разделить мою молитву, слава Богу, не придет – я молюсь преподобной, потому что очень чту эту святую, поклоняюсь ей как великой угоднице Божией, которая так служила при своей жизни Богу. Немного позже я узнал, что Мария Египетская изначально была покровительницей этой обители. Потому что до Сретения Владимирской иконы Божьей Матери на этом месте, – а называлось оно Кучково поле, – стоял храм в честь преподобной Марии Египетской. Наш храм был построен позже – где-то к 1400-му году, а этот был построен в 1385 году в деревянном варианте. 

Я очень хотел для нее что-нибудь сделать. И я стал читать ей акафист каждый день

И как пишут историки, Мария Египетская тоже присоединилась ко всем тем москвичам, которые пришли на это место встретить икону Божией Матери, и она тоже вместе со всеми молилась, просила Господа и Божию Матерь, чтобы Они защитили Москву от Тамерлана. И для меня еще дороже стало, что она же тоже покровительствующая нашей обители! С каждым годом эта святая все более и более открывалась, для меня это была большая радость о ней что-нибудь узнать. 

Духовные весточки преподобной Марии Египетской 

Милостью Божией я священник вот уже 20 лет и 20 лет служу молебен каждый воскресный день, и замечал много чудес, много получал от нее духовных весточек. В первый год, когда я служил ей молебен, я написал полный молебен, и его издали. Для меня это была радость. А перед этим я написал икону, и она была моей первой. Я написал ее в живописном стиле, некоторое время икона стояла у мощей Марии Египетской. Потом ее убрали, поставили написанную в каноническом стиле. Свою я забрал к себе в келью. Как-то ко мне приехал знакомый и говорит: «Лука, я нашел один храм, куда можно твою икону отвезти». А я расстроился, ведь я никого об этом не просил. Думал, пусть она будет у меня в келье, я перед ней молюсь. Но икона была нужна, востребована на праздниках, я ее отдал. И как только у меня появились деньги, я пошел в фотолавку, заказал очень качественную копию, и теперь она у меня в келье находится рядом с Владимирской иконой Божией Матери. 

1.jpg

Я начал писать эту икону в первый день Великого поста, причем я не выбирал дату. Я заказал доску под икону, а ее привезли именно в этот день. Я уверен, что эти ребята никак не подбирали время. А закончил я писать икону в ночь на стояние Марии Египетской, на пятую неделю поста. Я как раз написал ей облачение. Это целая наука, как выписывать драпировку, складки, как специальный объем создается. И я помню эту драпировку, там было много узлов, которые надо было долго-долго выводить. И я к утру, на Мариино стояние, всё закончил и так радовался. 

Помню, пришел в храм, положил ее, говорю – вот Мария Египетская подарила нам такую радость. И я каждый год стал ждать, какую она передаст весточку. На следующий год привезли ее мощи в Москву. Приехали туда, помню, говорю: «Брат, я понимаю, что мы сейчас нарушим устав, но это же один раз всего, но давайте ей акафист почитаем?» Это была большая радость – мы послужили, и я был так счастлив. И на следующий год я жду, что же она нам даст.

Как мы за месяц придел в честь преподобной Марии построили

Было десятилетие обители, и владыка Тихон (ему тогда выделили некоторую сумму) решил уложить брусчатку. Ее нам отдали из Александровского сада. И владыка Тихон выложил по всему монастырю плиты и построил два придела. А я тогда жил в скиту, он меня вызвал, сказал: «На тебе ответственность за звуковой проект». Я позвал специалистов, мы вместе совещались, составили проект. Приносим владыке, а он спрашивает: «Это лучший проект?» Я говорю: «Это хороший проект, но не лучший в мире». А он: «У монастыря должен быть лучший проект». Я говорю: «Но это будет денег стоить…» А он: «Иди и делай». И мы снова со специалистами очень долго совещались, выбрали компанию, которая входила в десятку лучших. У них очень хорошие акустические системы, особенно для передачи разговора. И с этим проектом я уже пришел к владыке. Он опять: «Это лучшая?» Я говорю: «Эта компания входит в десятку лучших, даже в Ватикане у Папы Римского именно такая система». И на нее дали добро. 

И вот в приделе Марии Египетской монтирую колонку, я там все пропаивал, чтобы было на века. Мороз, я взял мощный паяльник, лужу провода. А мы опережаем события – еще ничего не заштукатурено, а я уже веду проводку. И работаю наверху, подходит владыка. Позвал меня, ходил, ходил, ходил и говорит: «А что, если нам сделать здесь придел Марии Египетской?» А я так обрадовался. Это была моя тайна, моя мечта! А там уже рабочие были, делали опалубку. И он им говорит: «Всё разбирайте, здесь будет придел Марии Египетской». Они отказываются, мол, такой большой объем работы уже сделан, пришлось прораба вызывать. Тот тоже в отказ, но владыка Тихон настоял, конечно, на своем. Для меня это было просто непостижимо уму. Причем мы сделали эти приделы за месяц! И Великий пост мы уже отмечали с ракой Марии Египетской. И в этот год было еще море подарков от Марии Египетской. Владыке Тихону греческие монахи привезли из монастыря в честь святителя Николая маленькую частичку мощей Марии Египетской. Сделали раку, поставили мощи, потом мою икону, сделали придел, а у меня не было предела радости! 

Владыка говорит: «А что, если нам сделать здесь придел Марии Египетской?» Это была моя тайна, моя мечта!

Последний молебен я служил один, не было никого из-за пандемии. И я служил, служил, а к концу молебна было уже человек 30. Я сам переболел, не мог служить. Однажды тоже, помню, мне операцию делали, ходить не мог. Я приходил и сидя молился ей. Главное – молиться, в сердце своем ее хранить. 

1.jpg

Молебное пение почитаемой святой

Давайте уточним, я не автор молебна преподобной, а его составитель. Я взял уже готовый молитвослов, акафист, каноны, прошения и всё соединил, конечно, по определенной структуре, которая уже утверждена. Всё проверяли литургисты. Это разные вещи – написать с нуля, я к такому и не приближаюсь, или просто составить. Это был порыв души. Это тебе Господь дает. Я не могу сказать, что я подражал старцам. Тот же преподобный Андрей Рублев перед тем, как писать икону Святой Троицы, молился, усиленно постился. И это действительно был подвиг, потому что он написал икону в Духе Святом. Это было ему открыто, ведь такое глубокое содержание в этой иконе. Это целый мир! И он его передал. Я не автор, я составитель. Я не аскет, я стараюсь идти средним путем. Потому что аскетизм – это велико. Наш духовник, – наверное, можно так сказать, потому что мы выросли на благословении отца Иоанна Крестьянкина, – он благословлял нашего владыку Тихона и нас всех призывал: побудьте 20 лет хорошими людьми, просто хорошими людьми, а потом беритесь за подвиги. И мне это как-то запало в душу. Подвиг должен быть на основании смирения, понимания того, что ты без Бога ничего не можешь. А второе, что нужно понять: что ты грешный, кайся в своих грехах и не осуждай ближнего твоего. На этом устроено основание наше. Если этого нет, то все подвиги будут основаны на гордыне. И кроме осуждения мы ничего за них не получим. Это я уже сейчас понял. 

Записала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить