Преподобная Мария Египетская – святая, близкая каждому

К празднованию 1500-летия со дня преставления святой и к 625-летию Московского Сретенского монастыря

В Московском Сретенском монастыре святая Мария Египетская почитается особо, ведь она не по замыслам человеческим, а волей Божией дана обители в покровительницы. При погружении в исследование истории монастыря это становится особенно ясно видно. От самых истоков возникновения монастыря, в 1397 году, и до нынешних дней жизнь обители неразрывно связана с именем этой великой святой. 

2.jpeg

По настойчивой просьбе преподобного Зосимы, святая Мария поведала ему историю своей жизни, а через него – и всем нам. Кто-то всю жизнь ищет славы всеми возможными способами, но не находит ее. Бог же может прославить верных Своих на весь мир даже через одну единственную встречу. Так, память угодницы Божией Марии чтится уже 1500 лет.

Кто-то всю жизнь ищет славы, но не находит ее, Бог же может прославить верных Своих даже через одну встречу

Мария родилась в Египте в 445 году и до 12 лет жила с родителями. Потом отреклась от них, ушла из дома и 17 лет вела блудный и развратный образ жизни, гнездя в себе ворох самых страшных грехов. Следующие 17 лет ее жизни прошли в пустыне, в борьбе с мучащими, так глубоко укоренившимися в ней страстями. И еще 31 год провела она в пустыне, укрепляемая Богородицей, несла свой нелегкий подвиг. 47 лет преподобная Мария жила в покаянии! Упокоилась она в 522 году в возрасте 77 лет. При жизни умертвив плоть, она удостоилась от Бога удивительной святости: ходила по водам Иордана, поднималась на воздух при молитве, была наделена даром прозорливости. Ее житие дает нам живой пример необычайной глубины и искренности покаяния. «Бог не отринет кающегося» (из Жития святой святителя Димитрия Ростовского).

Еще до образования обители, на территории современного Московского Сретенского монастыря, близ алтарной стены нынешнего Владимирского собора, стоял небольшой храм во имя преподобной Марии Египетской, возведенный, по мнению одних историков, в 1385 году, по мнению других – даже чуть раньше.

Как известно, Сретенский монастырь был основан в честь победы над полчищами Тамерлана. 26 августа 1395 года сюда, на Кучково поле, шел крестный ход и именно здесь, у храма преподобной Марии Египетской, митрополитом Киприаном и всеми жителями Москвы была встречена Владимирская икона Божией Матери и отслужен молебен о спасении от врага. В 1397 году на этом месте по повелению князя Василия I был заложен Сретенский мужской монастырь, в состав которого вошла и приходская церковь прп. Марии Египетской. 

2.jpeg

Царица Мария Ильинична Милославская (1624–1669), супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего), часто приезжала в этот храм, единственный в те годы посвященный ее святой покровительнице. Поэтому во второй половине XVII века празднование дня памяти преподобной проходило очень пышно: приезжали бояре, купцы, митрополиты и сам патриарх. Вероятно, церковь Марии Египетской в те годы находилась в максимальном своем благолепии. Все последующие столетия, вплоть до полного разрушения в советское время, храм почти постоянно требовал ремонта и угрожал падением. 

Архивы Москвы хранят документы и фотографии, дающие ясное представление о внешнем виде, внутреннем убранстве и о ставшей обычной для многострадального храма потребности к ремонту. На протяжении XVIII–XIX веков практически каждый настоятель монастыря был вынужден решать вопрос сначала о ремонте, потом, со второй половины XIX века, – о дальнейшей судьбе этого древнейшего памятника архитектуры. А Московское археологическое общество, чутко хранившее старину, неизменно уберегало храм и от масштабных реставраций, уничтожающих его историческую ценность, и от дозволения полностью его разобрать.

В 1707 году Сретенскому монастырю думным дьяком Емельяном Игнатьевичем Украинцевым была передана великая святыня: мощи Марии Египетской, «плюсна десныя ноги». Ковчег с мощами был помещен во Владимирский собор монастыря.

В 1707 году Сретенскому монастырю были переданы мощи Марии Египетской, ковчег с которыми был помещен во Владимирский собор

В 1737 году обитель, в том числе и церковь Марии Египетской, пострадала от большого пожара в Москве. 

В 1751 году сретенский игумен Лаврентий (Уваров), прибыв в монастырь, пожелал видеть мощи святой и просил открыть ковчег. На что один из братии, иеромонах Тимофей, ответил, что ключ был у него, но затерялся. Выражая беспокойство в сохранности мощей, игумен писал в Московскую духовную консисторию, чтобы прислали оттуда человека, который осмотрел бы, в целости ли находится святыня. На это дело прислан был консисторией архимандрит Златоустова монастыря Лаврентий. Ковчег в присутствии игумена и братии монастыря был открыт «чрез кузнеца другим ключом» и «с надлежащим благоговением осмотрен». «А по свидетельству оказалось оных святых мощей правой ноги плюсна, или ступень, со всеми пятью пальцами. С правой стороны той плюсны и по пальцам також и на ступне с правой же стороны до половины и к лодыжке обложено серебром, и то серебро утверждено серебряными же вложенными в тело гвоздьми…» После осмотра святые мощи были положены в тот же ковчег, запечатаны и поставлены во Владимирский собор под охрану игумену с братией (ЦИАМ 203/234/13, есть копии документа).

2.jpeg

В 1760 году к храму преподобной Марии Египетской был пристроен придел в честь праздника Сретения Господня (ЦИАМ 203/234/31). В архивных документах находим следующее описание: «Церковь Марии Египетской одноглавая, малых размеров; план ее квадрат с полукружием. Она покрыта крестовым сводом, который упирается на четыре стены ее и поддерживает каменную главу, дававшую некогда свет внутрь храма. В алтарном полукружии из трех прежде бывших окон существуют два, а третье заложено и рядом с ним проделана дверь в смежный придел…» (ЦИАМ 454/3/56, Л. 85). 

Придел был построен Сретенского монастыря вдовым белым священником Василием Васильевым «для душевного своего спасения», «собственным его коштом» (ЦИАМ 203/234/31). Причем в декабре 1759 года в монастырь был прислан из консистории Спасский иерей Иоанн для осмотра церкви и последующего доклада, имеется ли в ней удобное к построению придела место и не будет ли от построения придела церкви этой «темноты или утеснения». Кроме того, иерей Иоанн должен был донести в консисторию, сколько в монастыре имеется церквей и приделов, «все ль оныя состоят в совершенном устроении и нет ли в них каких ветхостей и других ко исправлению… неудобностей» (там же).  По осмотру он доносил следующее: «…к построению в той церкви Марии Египетския придела Сретения Господня по правую сторону место удобное имеется, и от построения оного придела настоящей церкви темноты и утеснения никакова не будет; во оном же Сретенском монастыре имеется церквей: первая – настоящая Владимирския Пресвятыя Богородицы, при которой имеется по правую сторону придел Рождества святаго славнаго пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, вторая – выше писанная церковь Марии Египетския (в которой того монастыря священник Василий Васильев прошением требует о строении упоминаемаго придела), третья – великаго святителя и чудотворца Николая; и во всех тех трех церквях и пределе ветхости не имеется, а находятся в совершенном устроении» (там же). Игумен Аарон с братией под прошением подписался. Консистория к построению придела дозволение дала с тем, чтоб сооружен он был «по подобию прочих святых церквей олтарем на восток и престолы устоить в указанную меру, честными иконами убрать, писанными по древнему православныя церкви обычаю, а не с иностранных кунштов, и прочим церковным благолепием убрать и всеми потребностями, дабы ни в чем недостатка не было, и когда оной придел построен и ко освящению все изготовлено будет и никаковаго недостатка ни в чем не явится, тогда оной и освятить на нововыданном освященном антиминсе позволить» (там же).

О самом процессе строительства придела никаких документов, смет, планов не найдено. Однако уже в 1763 году в описи Сретенского монастыря, составленной лейб-гвардии Семеновского полка капитаном поручиком Лукьяном Талызиным, среди прочего значится, что в церкви Марии Египетской, в приделе Сретения Господня, «в алтаре от ветхости своды расселись» (РГАДА 280/3/564, Л. 9). 

2.jpeg

В 1782 году игумен Арсений, настоятель монастыря, писал о необходимости проведения ремонта в церкви Марии Египетской, в приделе Сретения Господня: «В алтаре над престолом… оказались опасные и неминуемым падением свода угрожающие расщелины». Просил дозволения, «во избежание, чтобы святой престол поврежден или еще разбит не был… оный престол со всяким приличным к тому благоговением из алтаря в удобное место вынести» (ЦИАМ 203/234/99). Храм был возобновлен в 1784 году по благословению московского архиепископа Платона иждивением г. коллежского асессора Афанасия Абрамовича Гончарова. Освящен 18 ноября 1784 года игуменом Арсением с «освященным собором» (ЦИАМ 454/3/56, Л. 151).

В декабре 1812 года очередной сретенский строитель иеромонах Феофилакт сообщал, что «неприятелями расхищены во всех трех церквах серебряные оклады, венцы… И описные книги имуществу монастырскому со всеми делами и документами истреблены. Лучшие же ризницы и другие вещи золотые, серебряные и жемчужные были вывозимы и спасены; да и весь Сретенский монастырь по власти Божией от пожара уцелел и вреда ему по строению… не произошло» (ЦИАМ 1184/1/1, Л. 40; 203/760/643 КОПИИ). Церковные святыни были вывезены в Суздаль для спасения их от разграбления неприятелем. Ковчег со святыми мощами был оставлен в соборе. Французы ограбили монастырь, но ковчег чудесным образом сохранился.

В 1812 году французы ограбили монастырь, но ковчег чудесным образом сохранился

Церковь преподобной Марии Египетской в 1812 году была выжжена внутри. В описи церковного имущества 1816 года значится: «По разорению неприятелем и за ветхостью иконостас не исправлен, утвари в оной церкви никакой не имеется, а также и придел Сретения Господня» (ЦИАМ 1184/1/307, Л. 38 об.). 

2.jpeg

В 1817 году настоятель иеромонах Арсений, сообщая, что иконостас ее пришел в ветхость, просил разрешения устроить новый, прилагая рисунок планируемого иконостаса. Среди прочего сообщал, что церковь «оная еще и не освящена» (ЦИАМ 1184/1/1, Л. 181). Храм был обстроен, вновь устроены иконостас, святой престол и жертвенник. Спустя 3 года уже следующий настоятель иеромонах Израиль просил разрешения церковь заново освятить и выдать новый антиминс. Освящение состоялось 2 мая 1820 года настоятелем с братией (ЦИАМ 203/752/8590).

В деле Московского Императорского археологического общества о переделке церкви Марии Египетской (1879–1886 гг.) значится: «Церковь совершенно ветхая... служба в ней не совершается» (ЦИАМ 454/3/56, Л. 75). 

Настоятель Московского Сретенского монастыря архимандрит Виктор в 1879 году просил разрешения московского епархиального начальства ветхую церковь во имя Марии Египетской разобрать: «…означенная церковь во многих местах на стенах имеет большие трещины, продолжающиеся даже к своду и находящейся на нем каменной главке» (ЦИАМ 454/3/56 Л. 80). Причина образования трещин объяснялась устройством слишком тяжелой каменной главки на своде, «от чего распирает и свод, и стены. Процесс постепенного разрушения церкви происходит уже продолжительное время, как это доказывают старинные связи, заложенные кругом церкви снаружи под карнизом; в настоящее время в связях не хватает значительной части оных с северной стороны, и потому естественно замечается увеличение признаков разрушения церкви» (ЦИАМ 454/3/56, Л. 80 об.). Строительное отделение Московского губернского правления заявило о необходимости «немедленно принять меры к поддержанию церкви посредством опоясания ее наружными связями под карнизом в том месте, где уложены старинные связи, в противном случае она может грозить падением» (там же). 

2.jpeg

Комиссия из пяти членов Московского археологического общества постановила, что «церковь эта составляет такой памятник древности, который необходимо сохранить во всей полноте и во всех подробностях» (там же, Л. 83). Начался длительный процесс переписки различных ведомств относительно вариантов возобновления древнего храма.

В октябре 1881 года очередной настоятель монастыря, архимандрит Мелетий, доносил в консисторию: «Я полагал бы церковь эту, как древнейший памятник исторической московской святыни, разборке не подвергать, а восстановить ее, по возможности в том виде, в каком она существует с незапамятных времен, по указанию опытного архитектора» (ЦИАМ 203/372/1).

Им был приглашен архитектор Василий Николаевич Корнеев с целью составить планы, чертежи и смету, чтобы «в наступающем 1882 году… приступить к возобновлению древнейшего храма… на монастырские средства» и с надеждой на посильные пожертвования жителей Москвы, которые ценят «московскую священную старину» и которые «придут на помощь Сретенскому монастырю в возобновлении ветхой каменной церкви во имя Марии Египетской, просуществовавшей, по историческим древним памятникам, около 500 лет» (там же). Составленные планы и чертежи были представлены в консисторию, затем переданы в строительное отделение Московского губернского правления на утверждение. 

Строительное отделение передало в Московское Императорское археологическое общество проект на рассмотрение и заключение, может ли быть по этим планам разрешено возобновление означенной церкви (там же, Л. 7). Московское археологическое общество разрешило возобновление церкви по данным планам.

2.jpeg

30 декабря 1882 года архимандриту Мелетию было предписано ответить, в течение какого времени предполагается произвести исправление Мариинской церкви и «из каких источников будет произведен расход 20.539 руб. 84 коп., ассигнованных по смете архитектора на таковое исправление и если из средств монастыря, то сколько таковых имеется в наличности и не будет ли затрата означенной суммы стеснительна для монастыря на будущее время» (с. 16).

Архимандрит Мелетий в рапорте от 31 января 1883 года в Московскую духовную консисторию ответил среди прочего: «…в течение времени 1883 года не предполагается исправление означенной церкви, так как ничего не приготовлено по сему делу, за сокращением времени и неудобству оного, разве будущий 1884 год не укажет ли на благоприятное время» (с. 18–19). И что «Сретенский монастырь может уделить из своих наличных средств на возобновление такого памятника старины» и надеется на помощь благотворителей (там же).

Позже еще один архитектор Н. В. Никитин сообщил, что по просьбе архимандрита Серафима, следующего настоятеля Сретенского монастыря, им была рассмотрена смета, чертеж церкви святой Марии Египетской и проект ее перестройки. Архитектор объяснял, что по этому проекту предполагалось «уничтожить позднейший придел, разобрать и сделать вновь свод и главку, пробрать трещины в стенах, заделать пробитую в южной стене арку, обтесать выступ на западной стене внутри церкви, облицевать снаружи стены ее новым кирпичом, подвести новые фундаменты, отделать наружность церкви по новому фасаду штукатурными карнизами, колоннами и наличниками. Внутри церкви: расписать стены, сделать новый иконостас и печи» (ЦИАМ 454/3/56, Л. 93 об.). Все эти работы хотя и не подразумевали полную перестройку церкви, но настолько изменяли ее первоначальные архитектурные формы, что в итоге получилось бы здание, «не имеющее ни археологического, ни художественного значения», которое имелось в ветхой церкви XIV века (там же). Н. В. Никитин пришел к выводу, что при составлении проекта «не было сделано тщательного исследования церкви и не обращено внимания на остатки древних архитектурных ее форм» (там же). Это был уже конец 1885 года.

Николай Васильевич Никитин

12 января 1886 года архимандрит Серафим доносил в Московскую духовную консисторию, что находится «в совершенном недоумении» и просит указать ему, что он теперь должен делать с древним храмом св. Марии Египетской и «не признано ли будет даже за лучшее совсем разобрать этот ветхий храм» (ЦИАМ 203/372/1, с. 35–36 об).

Настоятелю было велено заняться составлением новых планов, в которых были бы приняты во внимание все археологические указания. Из объяснений, данных ему членами Археологического общества, оказалось, что для возобновления церкви придется разбирать ее до основания и затем вновь строить. В итоге 29 ноября 1886 года было постановлено следующее: «…для сохранения же сего археологического памятника в его первоначальном виде представляется возможным и удобным связать храм снаружи железными обручами в несколько рядов, как это было сделано с некоторыми древними церквями в Новгороде… В таком случае и замечательный археологический памятник будет сохранен, и не будет израсходовано почти бесполезно значительных сумм монастырских денег» (там же, с. 40–42 об).

12 января 1887 года архимандрит Серафим сообщил в консисторию, что «устройство железных обручей для связи снаружи церкви во имя св. Марии Египетской в несколько рядов будет стоить приблизительно до 500 рублей» (там же, с. 46).

17 марта 1887 года Святейший Синод дал свое разрешение, о чем 26 марта 1887 года архимандриту Серафиму был послан указ «для соответствующих с его стороны распоряжений» (там же, с. 53). На сохранившихся фотографиях храма мы видим эти железные перевязи.

2.jpeg

В 1912 году Н. Соболев писал: «Среди многочисленных памятников русской старины, находящихся в запущенном состоянии, ни одна церковь не оставляет такого гнетущего впечатления, как небольшая одноглавая каменная церковка во имя прп. Марии Египетской, находящаяся в Московском Сретенском монастыре. Закрытая для богослужения со второй половины XIX столетия вследствие ветхости… Храм внутри снабжен целым рядом подпор и снаружи обвязан в три ряда железными связями». Н. Соболев считал, что «укрепленный так основательно храм может простоять еще очень и очень долго…» (ЦИАМ 454/3/56, ЛЛ. 150, 153).

В конце 1920-х годов большинство зданий обители было разрушено, в 1930 году древняя церковь преподобной Марии Египетской, бережно сохраняемая столетиями, была снесена.

В 1930 году церковь преподобной Марии Египетской была снесена, только в 2000 году в Сретенском монастыре был устроен придел в честь святой

Ковчег с мощами святой оказался сначала в фондах Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре, а оттуда в 1935 году был перенесен в Государственный исторический музей, где он находится и сейчас.

Милостью Божией в начале 1990-х годов обитель начала возрождаться. В 2000 году в Сретенском соборе был устроен придел в честь преподобной Марии Египетской. 25 марта 2004 года в обитель вернулась великая святыня – наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) привез ковчег с мощами  преподобной Марии Египетской, милостиво подаренный братией греческого монастыря святителя Николая на острове Андрос.

15 апреля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения придела.

В настоящее время каждое воскресенье после Литургии в этом приделе читается акафист святой покровительнице обители, преподобной Марии Египетской.

14 апреля 2022 года исполняется 1500 лет со дня преставления святой. Святая преподобная Мария, моли Бога о нас!

Алла Осипова 8 апреля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить